Соборная Сторона

В. Пылаев Старая Русса

Оглавление

Сергиев Посад Типография 
Св.-Тр. Сергиевой Лавры
1916.


Почитаемые храмы и обители в окрестностях города и в уезде.  

Старорусский уезд является замечательным местом в историческом отношении. Всюду здесь когда-то кипела буйная, напряженная жизнь. Много кровавых страниц из русской истории развертывается среди лугов и дебрей старорусских, и как памятники этого былого прошлого по­дымаются здесь всюду курганы и сопки над могилами павших в боях. Много было когда-то здесь и обителей, да только о немногих из них сохранилась память. (Например — Взвадский монастырь при устье Ловати, Покровский в дер. Пустушке близ озера Ильменя, Преображенская пустынь близ нынешнего с. Бурег, Предтечева пустынь близ с. Севера и друг.). На месте иных обителей и поныне стоят монастырьки и церковки.

Невдалеке, всего в трех верстах от города вверх по течению Полисти, на берегу за березовой рощицей красиво раскинулась женская обитель на месте преподобнических подвигов учеников Варлаама Хутынского Козьмы и Кон­стантина.

В 20 верстах от города по направлению к озеру лежит небольшой погост Леохново на месте древней обители преподобного Антония Леохновского, а в 4 верстах от него среди красивой местности, перерезанной оврагами, поросшей леском, он совершал свои уединенные подвиги.

В 88 верстах от Руссы на юго-запад среди непроходимых болот и озер находится Рдейская женская обитель, устроенная на месте древней пустыни — обиталища отшельников-иноков.

В 9 верстах от города по холмовской дороге, на обрывистом берегу Порусьи красиво раскинулся Спасительский погост с тенистою рощею. Недавно здесь устроен храм для чудотворного образа Спаса Нерукотворенного, приплывшего сюда в куполе, снесенном во время вихря с Воскре­сенской церкви. Любят благочестивые горожане и почитают эту святыню и часто посещают ради нее красиво располо­женный погост. Любят приезжать сюда и дачники-гости старорусские — отдохнуть среди природы, полюбоваться чудными видами.  

Крестные ходы в Старой Руссе.  

Лишь только окончатся ранние обедни по старорусским церквам в праздник Казанской иконы Божией Матери, как радостно, торжественно загудят колокола на всех колокольнях. Начнут перезваниваться, перекликаться они поочередно — сперва большие, потом меньшие и наконец самые маленькие. Это сговариваются звонкоглагиливые вестники мира, оповещают народ православный о начале великого торжества. А в церквах в это время приготовляются, — выносят хо­ругви да образа, ставят образа на носилки, потом от одной церкви к другой понесут святыни, пока не соберется все у Ильинской часовенки Чудного Креста. Поднимут тогда Животворящий Крест, и громадною вереницею крестный ход при пении священных гимнов двигается к монастырю. Тор­жественно встречает там городские святыни архимандрит с братиею обители, и тут же начинается поздняя литургия.

А только окончится она, полный сонм городского духовен­ства с архимандритом во главе начнут молебное пение Пресвятой Деве, и открывается торжественное грандиозное ше­стое кругом главной части города... Впереди несут запрестольные кресты, дальше хоругви — победные знамена над смертью и тлением, за ними над головами многотысячной толпы плывут, мерно колыхаясь, св. иконы. Впереди шествует Чудный Крест на тяжелых носилках, которые несут до 30 человек, за ним чудотворный образ Старорусской Божией Матери, дальше длинною лентою тянется боле 50 образов из городских церквей, блестя и играя на солнце своими дорогими окладами, а сзади всех образов двигается, словно в воздухе, чудотворная икона Божией Матери из мо­настыря. Больше 50 человек несут эту грандиозную икону (как и соборную) на больших носилках. За чудотворным образом идет духовенство: народ густыми толпами окружает длинную ленту святынь, и громко раздается молитвенное пение трех хоров и в начале, и средине, и в конце шествия. Дорога часто усыпана цветами, а посредине длинною вереницею стоит народ в ожидании святынь, чтобы прекло­ниться пред ними, подойти под них.

Чудная, величественная картина открывается взору при виде этого религиозного торжества. Бесчисленны толпы парода, разодетого в праздничные наряды, грандиозно блестящее множество святынь, как бы осеняющих толпу и плывущих над нею, сонм духовенства, умильное церковное пение, зву­чащее особенно хорошо под голубым небесным сводом — все это гармонирует одно с другим, все дополняется одно другим в чарующей, захватывающей картине. И вспоминается тут умильное крестное шествие около города в первый раз. Тогда изнурила несчастных жителей ужасная холерная эпидемия, и не было для них спасенья ниоткуда. Бежать было некуда — всюду свирепствовала лютая болезнь, и гибли рушане один за другим. Одна осталась надежда у них на Бога, и вспыхнула она, как светлый пламень, во всей своей мощи. Велик был религиозный подъем, когда дружно, как один, двинулись оставшиеся в живых горожане с мольбою к святыням своим, когда подняли их на свои плечи, собрались у монастырских храмов, где в церкви, посвященной Казанской Божией Матери, совершалось торже­ственное служение, а потом, после службы, пошли со святы­нями кругом города. Сильна была общая молитва, доходна до Бога... Мор совершенно прекратился после крестного хода; и дали тогда рушане навеки завет — каждый год обходить город со святынями своими: одну — главную часть, в праздник Казанской Божией Матери, другую — Соборную, в первое воскресенье после праздника и третью — Введенскую, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, 1 августа.

С тех пор нерушимо сохраняют старорусцы древний завет. Второй и третий раз все святыни собираются к соборному храму Воскресения, и оттуда уже начинается общее торжественное шествие.

Глубоко по смыслу своему значение этого религиозного об­ряда. Здесь общая молитва, общее сострадание в несчастии, мирская помощь друг другу в молитве о милости Божией, здесь и великое ограждение города от прилогов и наваждений вражеских через святыни по вере народной и крепкой молитве, возносимой от тысяч исстрадавшихся людских сердец.

На пути около церквей и часовен делаются остановки и совершаются литии, а во время второго крестного хода у кладбищенской Иоанно-Богословской церкви совершается вели­кая панихида об упокоении праотец, отец и братий наших в вере скончавшихся, православных воинов и всех за веру, Царя и отечество живот свой положивших. Печально-торжественно это служение на месте упокоения бесчисленных жертв ужасной эпидемии. Печально гудит колокол местной церкви... А тут внизу перед святынями раздаются трогательные, умильные слова молитв в чудной гармонии звуков об упокоении усопших.

Нужно быть самому среди молящейся народной толпы, слы­шать всю силу молитвы, чтобы испытать чувства, возникающие в душе религиозного человека при совершении этой един­ственной в году панихиды. И при ясном сиянии солнца, и в дождь она трогает сердце своим глубочайшим смыслом и силою чарующих мелодий заупокойных песнопений. «Да, нужно полагать, — пишет соборный летописец, — что содрогну­лось бы сердце у неверующего, когда увидел бы это»... 

Старорусские Минеральные воды. Исторический очерк курорта. 

Первые научные исследования доктора Гааза и Рауха. Открытие военной лечебницы. Заботы о курорте князя Чернышева и министра Муравьева. Курорт в аренде у доктора Рохеля. Казенное управление курортом. Развитие лечебного дела. 

Как чудная сказка, полная таинственной, поэтической кра­соты и обаяния, проходит былое города. И весь он спокой­ный, примолкший кажется обвеянным прелестью, поэтиче­ской прелестью, былых, порою легендарных воспоминаний; скучный, маленький уездный городок оживает при этих воспоминаниях былого, как сказочный богатырь былинный, как младший брат Великого вольна-Новгорода. Прозвучали последние аккорды чудной мелодии и замолкли, и настоящее стоит со всею наготою и ясностью. Не тот теперь город. Иначе забилась в нем жизнь, а все-таки опять она, как будто сосредоточилась около соляных источников. Только в былые годы ценили по всей Руси соль старорусскую. Недаром приобретение только 10 варниц в Старой Руссе польским королем Казимиром 1) считалось ценным для государства. Теперь обратили внимание на целебную силу источников.

1) По договору 1471 года.

Врачебное свойство воды обнаружилось поздно; промышлен­ность опередила науку. С давних пор стали употреблять ту воду окрестные жители, руководимые естественными на­ставниками временем и нуждою. И вода помогала им от многих болезней. Народная молва разнесла весть о целебной силе старорусской воды, и множество знахарей бросилось на нее для своих темных, таинственных для простонародья, деяний. А наконец, обратили и ученые внимание на воду старорусскую.

В 1815 году город посетил известный доктор Феодор Петрович Гааз. Слышал он народную молву о целебности Старорусских источников, тщательно исследовал их, а по приезде в Петербург, сделал доклад. — Да не послушали тогда известного доктора, надоедавшего своими проектами о всевозможных преобразованиях, и дело об организации лечения на Старорусских источниках заглохло на время. Только через 13 лет, под влиянием народной молвы, вспомнили о проекте Феодора Петровича, и в Старую Руссу приехал другой врач для исследований — лейб-медик Раух. Убедился он в целебности источников и стал хлопотать об открытии в Руссе водолечебного заведения. По его совету многие стали выписывать старорусскую воду для лечения в Петербург, — и вода помогала.

Старая Русса в то время была центром военных поселений. Доложил Раух о результатах исследований военному министру, князю Чернышеву, который отнесся сочувственно к проектам и пожеланиям ученого доктора.

В 1834 году, по его приказу, было выстроено первое здание с 8 ваннами для лечения нижних воинских чинов, а скоро это здание увеличили еще на 4 ванны. Очевидно, пер­вые опыты лечения ваннами были удачны, так что в 1837 году было устроено уже новое большое здание для ванн с 12 отдельными кабинетами. Это второе здание называлось Дворянским и было предназначено для больных высшего класса.

Между тем, потребность в лечении возросла, и Старорусский курорт постепенно начал обстраиваться и улуч­шаться. Военное ведомство заботилось о расширении его. В 1839 году было окончено еще кадетское здание, предназна­чавшееся для воспитанников и воспитанниц учебных заведений. Тогда же устроены были 2 больших бассейна для общих купаний нижних чинов и небольшое здание, всего на три кабинета, для лечения грязью. (При этом в каждом кабинете было поставлено по две ванны — одна для грязи, а другая — для чистой воды).

Так начиналось в Старой Руссе грязелечение. И хотя бедно еще было в старорусских лечебницах, да широко разнеслась весть о целебной силе вод.

В 1854 году курорт перешел в ведомство уделов. С большим вниманием отнесся теперь к нему министр государственных имуществ Муравьев. Он прямо же приказал увеличить грязевое отделение и устроить еще отделение для бальзамических ванн из перегона сосновых игл. А чтобы увеличить приток свежей подземной воды, министр распорядился высверлить новый артезианский колодезь, назван­ный в честь его Муравьевским. В настоящее время этот главный источник украшает курорт своим грандиозным фонтаном, который в виде мощной струи в 31/4 дюйма бьет на высоту 4 сажен. Из этого же источника вода самотеком идет в ванные здания, а зимою приводит в движение машины электрической станции.

Тогда же закончено было каменное здание нынешнего курзала.

Тем временем, в город для лечения начало соби­раться с каждым годом все больше и больше больных, и он значительно стал оживать к лету после зимнего затишья. В 1865 году 23 июня приехали на воды даже Великие князья Владимир и Алексей Александровичи. Шесть недель жили они в городе, проходя курс лечения.

Для курорта, по-видимому, начиналось время роста и процветания, а на деле оказалось противоположное.

В 1866 году Новгородская удельная контора, которая не­посредственно заведовала курортом, была упразднена, и он из удельного ведомства был передан Министерству Внутренних дел, а управление делами поручено уездному ис­правнику.

Два года держался этот порядок, и благоустроенный ку­рорт стал неузнаваем. Только отдача его в аренду док­тору медицины Рохелю в 1868 году спасла все дело от гибели.

Двадцать два года управлял водами доктор-арендатор, и курорт, по-видимому, процветал при нем. Много и серьезно заботился г. Рохель о расширении и улучшении лечебного дела. Много сделал он новых построек, и полуразрушен­ный курорт, в котором было всего 68 ванн, украсился и обстроился. К концу аренды было устроено уже 161 основная ванна и 30 переносных. Обходительный, общительный доктор привлекал и приучал к курорту больных. Часто он устраивал для своих пациентов всевозможные развлечения. И публика, действительно, любила посещать старорусские минеральные воды.

Приезжали сюда даже члены царской семьи. Летом 1868 года в Руссе жили их Императорские Высочества Великие Князья Константин и Дмитрий Константиновичи, а в 1883 году Их Императорские Высочества Князь Евгений Максимилианович с супругою Зинаидой Димитриевной Багарнэ.

Не окончились еще годы аренды доктора Рохеля, как ми­нистерство внутренних дел снова взяло курорт в свое ведение с надеждою лучше устроить хозяйство минеральных вод и, вместо ежегодных субсидий на содержание его, полу­чать прибыль.

Доктор Рохель был спешно удален от управления ми­неральными водами, и все дело было передано доктору С. В. Тиличееву, назначенному Министерством директором вод.

Громадные деньги (191835 руб.) затратили тогда на по­правку и перестройку зданий, выстроенных арендатором; а когда минеральные воды посетил министр земледелия и го­сударственных имуществ А. С. Ермолов, то снова были отпущены средства на перестройку этих же зданий и худо­жественное украшение их. К этому времени разросся тени­стый парк между лечебными зданиями, к нему были прикуплены еще большие участки земли, а на главных площадках были разбиты всюду цветники. Курорт с каждым годом украшался и расширялся.

17 лет управлял курортом доктор Тиличеев. Много нововведений появилось за эти годы, и не узнать стало прежнего парка, — так украсился он. Съезд больных становился с каждым годом больше и больше; особенно много их было после русско-японской войны. Сообразно с этим увеличивались ванные здания и другие заведения, обслуживавшие больных.

Наконец, С. В. Тиличеев был переведен директором вод на Кавказ, а на место его был назначен доктор С. Н. Исаев. Недолго управлял курортом новый директор, не нравились ему старорусские порядки, не мог он поми­риться с тем, что на курорте, по-видимому, все приходило в упадок, и после упорных просьб получил отставку.

Место его занял доктор медицины Сергей Николаевич Паренаго, бывший старший врач Кавказских минеральных вод.

Дружнее, энергичнее закипела работа на курорте под управлением опытного администратора — врача. Улучшилось дело лечения, введены были новые приемы его (например, метод местного грязелечения). Появилось несколько новых зданий... и т. д., а большее предстоит впереди...

Такова история курорта до сих времен...

Шумят, — гудят березы да дубы парковские, шумит, мельчайшими брызгами рассыпается величавый фонтан — краса ку­рорта, и все они как бы рассказывают свою недолгую историю. Навевают они мысли, полные светлых надежд. Да, кажется, все здесь стоит в ожидании этого нового, заманчивого будущего... и сам город, переживши так много около своих соляных источников, кажется городом будущего, может быть, радостного, прекрасного. Оживают на­дежды в нем о возврате былой славы и сказочных богатств.

Целебная сила источников еще недостаточно оценена, а будет время, наконец поймут русские люди, что и Русь не обделена великими целебными дарами от источников для страждущих, что и здесь, в Старой древней Руссе бьется, струится вода с более удивительными и полезными свой­ствами, чем во многих славных заграничных лечебницах.  

Описание курорта.  

Муравьевский источнпк. Озерный и Директорский источники. Озера соленой воды. Состав воды. Ванные здания. Водогрейня. Градирня. Администрация. Развлечения. Город. Окрестности и места для прогулок.  

Широко раскинулся парк минеральных вод на юго-восточной окраине города, занимая 48 десятин земли. 12 десятин поросло в нем тенистыми высокими деревьями, 3 десятины заняли соленые озера, а целых 35 десятин поросли мелким леском — подростком, травой луговой да застроено лечебными зданиями.

Две улицы отделяют парк от города. С запада идет Ильинская улица, а с севера Рогачевская. С