СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. СТАРОРУССКИЕ КОРНИ. РУССКИЕ И РУСИЧИ.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Поклонитесь своим предкам

СТАРОРУССКИЕ КОРНИ. РУССКИЕ И РУСИЧИ

Родился я в 1937 году в Ленинграде, но до самой войны жил, в основном, в деревне Нечаино под Старой Руссой, у бабушки Василисы Мелентьевны Принцевой.

Мои родители и, по крайней мере, четыре поколения предков - родом из Старорусского уезда Новгородской губернии. Так что я чистокровный русич, или, если угодно, славянин, русс, великоросс и даже русский (в прежнем значении существительного, а не в нынешнем значении прилагательного к чему угодно, как у Митрофанушки).

С удивлением узнал, что жителей Старой Руссы и ее окрестностей называют неуклюжим словом "рушане". Почему бы не руссами или русичами? Русских все еще много, а русичи, похоже, перевелись.

Гордиться русским происхождением не принято, да и опасно при любой господствующей идеологии - будь то христианская, коммунистическая или демократическая. При торжестве космополитизма, как и в эпоху интернационализма, на русича стремятся навесить ярлык великодержавного шовиниста и антисемита, на славянина - ярлык раба (slave).

Тем не менее, грех не заинтересоваться душой и историей народа, с которым связан кровно. Было бы желание, многое можно почерпнуть в родственных беседах, на научных конференциях, в музейных экспозициях, в книжных развалах и в периодике. О родственниках, неравнодушных к истории рода, более подробно расскажу попозже. Благодатная среда Новосибирского Академгородка, музеи и театры - тоже отдельные темы. Здесь же отмечу некоторые из использованных книг, авторам которых я бесконечно благодарен.

Мифы народов мира: Энциклопедия. Изд. 2. М., 1991. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т., М., 1865-1869. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. - М., 1994. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. Никитин Ю.А. Святой Грааль. М., 1997.

Древность Старой Руссы

Расположена Старая Русса неподалеку от Ильмень-озера, при слиянии рек Полисти и Порусьи. По ту сторону Ильмень-озера, на берегу реки Волхов стоит Великий Новгород, который как бы и назван новым городом по отношению к Старой Руссе.

Дата основания города спорна. В 1967 году было решено отпраздновать восьмисотлетний юбилей города, но не исключено, что Старая Русса старше Новгорода, как бы мать ему или бабушка. Историки и археологи называют Старую Руссу загадочной: в средневековых документах имя этого города встречается редко, да и то лишь в связи с событиями в Новгороде. Думается, они лукавят. Естественно предположить, что память о языческой Руссе была безжалостно уничтожена в X веке при насильственной христианизации Руси, что привело к разрыву национальной истории русичей.

Есть глухие известия о том, что даже до крещения грамотность деловитых новгородцев была скорее правилом, чем исключением. У славян еще до глаголицы Кирилла и Мефодия была письменность, какие-то "черты и резы", подобно скандинавским рунам. Действительно, существовали же писаные договоры Руси с Византией, определявшие условия торговли, мореплавания, взаимопомощи, выкупа пленных. Очевидно, договоры должны были быть составлены не только по-гречески. Из летописи известно, что в 907 года вещий князь Олег поставил корабли на колеса, атаковал Царьград-Константинополь с поля и поверг греков в ужас. Повесив свой щит на вратах в знак победы, он заключил с византийцами первый мирный договор. Повторяю: об этом известно из летописи, написанной и отредактированной через несколько столетий после указанных событий. А где же исходные документы?

Если верить летописи, крещение киевлян в 988 году прошло достаточно спокойно. А вот свободолюбивый Новгород пришлось обращать в христианство дважды. Новгородцы не желали отдавать языческие святыни на поругание и оказали вооруженное сопротивление киевской военной экспедиции, возглавляемой Добрыней (возможно, Дабраном, "говоруном"), иноземным дядей князя Владимира. Добрыня-Дабран подавил сопротивление, едва не сжег город, а затем ниспроверг идолы и силой крестил горожан в реке Волхов. (Не правда ли, типичный способ насаждения чуждой идеологии? Не так ли действовали потом латышские и якутские стрелки, в честь которых были переименованы старорусские улицы?)

Вероятно, дохристианские памятники славянской культуры сжигали вместе с языческими святилищами и при последующих "чистках". Поэтому сохранившиеся мифы едва ли не правдивее тенденционных летописей. Поэтому я со здравым скепсисом отношусь к летописям.

Мифическая родословная

Вероятно, мифическим родоначальником русичей был Дажьбог (или Даждьбог - буквально Дай-бог, т.е. "податель богатства"). Так или иначе, в "Слове о полку Игореве" русский народ дважды назван Дажьбожьими внуками.

По данным академика Б.А.Рыбакова, до официального установления культа бога княжеской дружины Перуна верховным богом славян был Род, несколько напоминающий античного Зевса (Юпитера). Род - творец Вселенной, бог неба и дождя, вдувающий жизнь в людей. Кроме того, Род - бог домашнего очага, покровитель родовых отношений. Род связан с природой, родниками, красным (рдеющим) цветом, шаровой молнией (называвшейся "родиа"). Имя Рода, кроме очевидных ассоциаций со словами "род", "рождение", сближают с санскритским корнем rud "быть красным", а также с именем Рудры - могучего бога грозы в древнеиндийской мифологии, более известного позднее под именем сияющего Шивы.

Род как бы объединяет в себе всех прочих богов, и в этом смысле вера древних славян имеет общие корни с монотеистическими религиями! Вероятно, если бы речь шла только о духовной сущности верований, а не о политических и экономических притязаниях, то не было бы религиозных столкновений и войн.

Предполагается, что сходство основных мотивов славянской, древнегреческой и древнеиндийской мифологий является отголоском какого-то незапамятного единства или, по крайней мере, сходства человеческих воззрений, образа жизни, древних, но отнюдь не примитивных культур.

Как и многие русские люди, в душах которых сплав крестьянской традиция и коммунистического воспитания породил современное многобожие, я должен бы, по совести, называться православным язычником. С детства люблю мифы и предания разных народов о богах и героях, об устройстве и судьбах мира, об упорядочении беспорядка в традиционной модели мира.

К сожалению, восточнославянскую мифологию мы знаем значительно хуже античной. Это настоящая terra incognita. А ведь она, по определению, и должна составлять первооснову русской народной духовности.

Остатки былого величия

Увы! в самой Старой Руссе мне довелось быть лишь единожды. Мама давно мечтала съездить на родину - уж если не в Нечаино, сгоревшее в войну, так хоть в саму Руссу, где она девчонкой батрачила на маслобойне у богатого родственника. В 1980 году, как раз на Масленицу, я прилетел в Питер в командировку и догадался, наконец-таки, сделать ей этот подарок.

Старая Русса некогда была центром богатого уезда, прославленного солевым промыслом. Прежний облик города безвозвратно разрушила революция, затем испепелила война. Старинный облик Старой Руссы удалось представить только в местном краеведческом музее, который разместился в древних покоях бывшего Спасо-Преображенского монастыря.

Полноводная речка Полисть, прозрачно-зеленую поверхность которой бороздят рыбачьи лодки и торговые суденышки. По левому берегу сплошь заливные луга с тучными стадами коров, по правому - древние церкви и городские постройки.

На Гостинодворной, Троицкой, Кукуевской, Духовской улицах, в Кучином и Богоявленском переулках стояли крепкие, из толстых бревен одно-, двухэтажные особняки с резными оконцами, с мезонинами и балкончиками ювелирной работы. А на площади перед Гостиным двором шла бойкая торговля скотом, текстилем, мехами, медом, салом...

Из краеведческого музея отправились в дом-музей Ф.И.Достоевского. Оказалось, что он стоит рядышком с той самой маслобойней! Мама больше глядела не на экспонаты, а в окна второго этажа на окрестности, и показывала, где что было и как перестроено. Тут же сбежались музейные работники, засыпали вопросами. Например, мама вспоминала, что тропинка шла мимо камня на углу усадьбы, и ей это подтвердили: именно так описан маршрут Алеши Карамазова.

Под вечер направились на ночлег к двоюродному брату Дмитрию. По пути повстречалась старушка и, приглядевшись, охнула: "Шура!" Оказалось, еще одна родственница, мамина подруга детства. Вот что значит родной город!

Принцевы

Откуда такая королевская фамилия у простых новгородских крестьян, предков моей матери?

Говорят, граф Аракчеев, военный министр при Александре I, в целях экономии средств "посадил гвардию на землю". Пока не было войны, гвардия проводила зиму в Петербурге и Царском Селе, а лето - в своих новгородских деревнях. Видимо, рядовые гвардейцы были государевыми крестьянами, а их офицеры - помещиками. Понятно, тут нужен был "средний сержантский состав", да еще с хозяйственным талантом старосты. Таких вот старшин-старост и называли "прынцами". Гвардейцы были красавцами как на подбор (и действительно, на подбор), а уж правофланговые прынцы - тем более. Цвет гвардии, любимцы императора. Потому и прынцы, принцы.

Ясно, от кого статность и кучерявость Принцевых, - взгляните хотя бы на фотографии деда Васи или дяди Вани. Когда-то соберусь подробнее описать огромный род Принцевых?

Никитины-Кузнецовы

После войны, в голодном 1947 году, единственный раз я был на родине отца - в старорусской же деревне Алексино, у деда Алексея Никитича и бабушки Марии Ивановны.

Изба и банька у пруда, заросшего дурманящим гоноболем (или гонобобелем?). Сад с яблонями и ульями. Медоносная трава по пояс, а в ней шалаш. Меня оставили сторожить роящихся пчел; я немного зазевался, но все ж успел предупредить деда; он окурил рой и сгреб его в холщевый мешок. А потом мед гнали, ешь от пуза, но с махоньким кусочком хлеба. Кузница на горке, квадратный молчаливый дед в кожаном фартуке постукивает молоточком, а я силюсь изобразить из себя молотобойца. Подымающийся к часовне батюшка; я его испугался и отпустил коляску с двоюродным братом Валеркой под горку. Праздник Троицы, березки вдоль дороги и в избе натыканы...

Сплошной восторг! Вот только чахотку подхватил - и пошли болезни.

В Алексино я больше не бывал. Отец погиб в войну. Мать вышла замуж вторично. Так ничего и не узнал бы я о родословной. Но, слава Богу, пишет воспоминания дядя Коля - отец того самого Валерки, Николай Алексеевич Кузнецов.

Фамильные предания

Прикинув примерные годы рождения предков, мы попадаем в аракчеевские времена, когда, возможно, жил дед Петра, некий Алексей, основавший Алексино.

Есть предположение, что увечные гвардейцы селились вокруг тех самых аракчеевских поселений. Скажем, сам бог велел хромым идти в кузнецы, основу силу тогдашних оруужейников и инженерных войск, или в скотоводы, основу интендантской службы.

Напомню: греческий бог Гефест (рим. Вулкан) был хромым. А славянский Велес/Волос - "скотий бог", покровитель всей Руси, каковую функцию унаследовал от него св. Никола, - иногда описывается не только хромым, но и вовсе одноногим, что ассоциируется в народном представлении со змеем.

Так вот, тетя Женя, Евгения Васильевна Гулидова, рассказавшая мне о гвардейском происхождении фамилии Принцевых, предполагала, что основание Алексино имеет отношение к тем же временам. Возможно, один из таких гвардейцев поставил кузницу, вокруг которой выросла деревня, названная впоследствии Алексино по его имени.

... В 50-х годах дом деда сгорел, подожженный Валеркой по шалости, патронами. Так нашу деревенскую родину - не только в Нечаино, но и в Алексино, - разрушила война и ее отблески. Нравы и личностные качества соотечественников также подверглись разрухе; того и гляди, их доконают перестройки и реформы. Тем крепче надо держаться за свои исторические корни.

Владислав Васильевич Никитин Петербург, 1997 г. http://vcat.narod.ru/rod/r2.htm

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ