СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Поклонитесь своим предкам

СТАРОЖИЛЫ СЕЛА ВЕЛИКОГО ВСПОМИНАЮТ… 

В брошюре "Даты городов и сёл Новгородской области" под редакцией Золина П. И Гришанова А. сказано, что Великое Село (погост Снежь) упоминается с 1498 г. в Шелонской пятине.

В настоящее время Великое Село – центр Высоцкой сельской Администрации, находится в 19 км юго-западнее Старой Руссы, у реки Снежа. Названия окрестных селений с древними корнями. Археологическое изучение слабое. Эти данные из брошюры "Старорусский район. Энциклопедия Новгородской области", 1996 г.

В другом источнике "Сто Новгородских сёл": Памятники-символы Родины. - Новгород, 1991 г. - говорится: "В писцовой книге Шелонской пятины под 1539 г. отмечалось, что в Великом Селе Лосского погоста стоял большой двор боярина Постника Дмитриевича Щербинина с братьями (Иванцем, Порошей, Назимцем). Тут же был двор их управляющего Васюка.

В 1908 г. село Великое (38 дворов, 46 домов, 306 жителей) входило в Высоцкую волость Старорусского уезда. Рядом был погост Великое на Снеже (16 дворов, 6 домов, 27 жителей). Тут же село Высокое с волостным центром (30 домов, 182 жителя). Церковь и церковно-приходская школа стояли на погосте. В селе имелись лишь винная и мелкая лавки. Земская школа была в Высоком".

ИВАНОВА ПРАСКОВЬЯ ВАСИЛЬЕВНА - одна из старожилов деревни Великое Село вспоминает: "Церковь стояла на окраине деревни. Когда входишь в деревню с западной стороны, сразу видишь красивые купола, на них позолоченные кресты. Они сверкали на солнце и вселяли в душу какое-то таинственно приподнятое настроение. Звон колоколов раздавался на всю округу, и, по разговорам старых людей, этот звон убивал всех микробов в радиусе 3-х километров вокруг церкви, и каждый, кто слышал этот колокольный звон, крестился.

В Великосельский приход входили деревни: Хилово, Дедова Лука, Великое Село, Высокое, Сбышево, Хорушино, Ананьино, Григорово. Деревня Великое Село была очень красивой. По обеим сторонам улицы стояли дома, окружённые берёзовыми аллеями. Особенно летом деревня утопала в зелени белоствольных берёз.

В святую светлую Пасху народу собиралось из окрестных деревень множество. Вокруг деревни был крестный ход, святили яйца, куличи. Кругом красивые сияющие лица, христосовались, целовались, поздравляли друг друга с праздником, приглашали в гости.

17 мая отмечался в деревне праздник "Старорусской Божьей Матери". Вдоль деревни, по всей длине улицы несли икону Пресвятой Богородицы Старорусской.

Вторым праздником было "Масляное Воскресенье". Народу, особенно молодёжи, собиралось со всей округи. Было гулянье, танцы, молодёжь расходилась парами. Приезжали из других деревень в шикарных колясках и лёгких возочках с разукрашенными сбруями и оглоблями. Катали девушек. Для молодёжи эти гулянья оставались в памяти на всю жизнь.

В 30-е годы церковь разрушили, колокола сняли, увезли, никто не знает куда. Пусто стало. Праздники стали серыми, невесёлыми. Люди отмечали их, конечно, но тихо, каждый в своём доме.

Стены церковные до сих пор сохранились в разрушенном виде. Церковь превратили в мастерские Великосельской МТС, потом она, МТС, была переименована в Ильменскую ПМК. В настоящее время (1998 год) - мастерские колхоза "Большевик".

Высоцкий сельский совет называется так потому, что находится он в деревне Высокое. Первым послевоенным председателем его был КРЫЛОВ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ. Во время войны в деревне были разрушены здания сельского совета и школы. На месте сельсовета сейчас построили свои дома Малышевы и Степановы, а на месте довоенной школы построил свой дом Н. Н. Гаврилов. Школа была начальной, дети учились с 1-го по 4-й класс. Заведовала этой школой КАЛЧАНОВА ЕЛИЗАВЕТА ПАВЛОВНА.

После войны школу построили в деревне Великое село. Вернулась в свою родную деревню и Елизавета Павловна. Но недолго она проучила ребят, её забрали в город Старую Руссу инспектором в РайОНО. А в школе учительствовала МИХАЙЛОВА, теперь ПАВЛОВА КЛАВДИЯ ВАСИЛЬЕВНА. Чудесная была учительница. Её также перевели в Старую Руссу заведующей ГОРОНО. Сейчас ей уже 80 лет, но она продолжает вести уроки математики в Луньшинской средней школе Старорусского района.

А в Высоцкой школе работали ФЕДОРОВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, уроженец деревни Межник, и его жена ФЕДОРОВА ЗОЯ ПАВЛОВНА. На их место пришли АЛЕКСЕЕВА ОЛЬГА ГАВРИЛОВНА и ТИМОФЕЕВА ЗИНАИДА ВАСИЛЬЕВНА.

До войны молодёжь в деревне и округе была весёлой, активной, стремилась к общению, устраивала вечёрки в домах. В будние дни по вечерам ходили друг к другу по установленной очереди. Эти встречи назывались посиделками. С собой приносили прялки, вязания, разные вышивания. Приглашали парней, которые приходили к своим подружкам, присаживались рядышком, вели задушевные разговоры, шутили, пели песни, танцевали кадриль, польку.

На пятой неделе мясоеда в деревне проходили "супрятки". Откупалась самая большая изба, и вся молодёжь своей деревни и близлежащих собиралась на веселье. Девушки нашей деревни приглашали своих подружек из других деревень, а парни уже знали, в какой деревне будет веселье. Приглашали гармониста, собирали ему на бутылку. Пьяных на этих вечерах не было. Вечера проходили очень интересно, весело. Составленных программ не было, все были артистами: кто задорно пел, кто самозабвенно танцевал, как бы непроизвольно выделялась хозяйка вечера. После вечера парни провожали своих девушек домой, определялись пары.

Осенью проводились капустники. Девушки по очереди помогали друг другу шинковать капусту и тюкать крошево, а парни тут как тут, и опять шутки, прибаутки, и опять шумно и весело.

А летом в деревне, в каждой - свои были праздники. Проходили гулянья, опять же гармонист выводил кадрили, вальсы, польки. В Великом Селе праздновали "Антоновское воскресенье", вдоль деревни прохаживались парами и группами девушки, парни, подростки.

После Великой Отечественной войны молодёжь стала собираться в клубе. В деревне остался дом, в одной половине которого был сельсовет, в другой - клуб. И только в 1964 году построили типовое здание клуба, где была открыта и библиотека.

Хорошие воспоминания у жителей села и работников сельского совета остались о первом библиотекаре ЛЕМЕШЕВОЙ ПОЛИНЕ СЕРГЕЕВНЕ.

Дом, где была библиотека, стоял рядом с домом Гавриловых. В одной комнате жила Полина Сергеевна, в другой располагалась библиотека. В каждой деревне Полина Сергеевна организовала передвижки. Она ходила пешком и носила людям книги. А вечерами в библиотеке местная молодёжь, участники художественной самодеятельности проводили репетиции, готовили концерты, тематические вечера, чествовали передовиков колхоза. Актив библиотеки помогал ей в организации и проведении массовых мероприятий как со взрослыми, так и с детьми.

До Великой Отечественной войны в двухэтажном деревянном доме купца Николая Миронова на втором этаже располагалась школа, на первом этаже - магазин. Кроме магазина купец имел на другом конце деревни лавку. В начальную школу ходили дети из всех окружных деревень, включая Великое Село, Должицы, Высокое, Хорушино, Ананьино, Сбышево, Дедову Луку, Хилово.

Купец Николай Миронов ещё до революции предоставлял помещение для начальной школы в деревне Высокое. У него по обеим сторонам улицы были строения. В Великом Селе была церковно-приходская школа, трёхклассная. Кто жил побогаче, мог обучать своих детей в школе. Уроки вёл священник. Главным уроком был "Закон божий", также изучали математику и русский язык.

В 1964 году директором Дома культуры назначили ИВАНОВА МИХАИЛА ПИМЕНОВИЧА, который возродил художественную самодеятельность, организовал хор пожилых женщин. Участницы хора: ИВАНОВА М. П., ИВАНОВА В. П., ВЕНЕДИКТОВА А. И., ИЛЬИНА А. И., ИЛЬИНА Т. П. и другие. Концерты художественной самодеятельности славились на всю округу. С ними выезжали и в другие сельсоветы района: Алексино, Заболотье, Пинаевы Горки. Появился и свой баянист – ВАЛЯ МАЛЫШЕВА. Создали агитбригаду. В ДК проводились вечера, встречи, концерты. После ухода Иванова М. П. директором ДК назначили СЕМЕНОВУ А. М., которая была также и библиотекарем. Проработала до пенсии.

Агитбригада принимала участие в конкурсах-смотрах, где завоёвывала призовые места.

Колхоз "Большевик" образовался в 1929 - 30-е годы. До этого в каждой деревне был свой колхоз, часто по названию деревни - "Дедова Лука", "Дубки" и т. д. Эти колхозы были укрупнены и объединены.

Каждой семьи так или иначе коснулась война. Но большая тяжесть легла на плечи вдов.

ИВАНОВА АННА ФЕДОРОВНА - самая старейшая из жителей сельского совета, её год рождения 1897.

У неё было 10 детей. Муж погиб в Великую Отечественную войну. Из 10 детей сейчас живы трое, все проживают в Великом Селе.

Всю жизнь Анне Фёдоровне пришлось много работать, чтобы вырастить детей. Сейчас она живёт одна, имеет небольшой участок.

ИГНАТЬЕВА МАРФА ФЕДОРОВНА родилась в деревне Шейкино Высоцкого сельского совета в 1911 году. В 14 лет была высокой стройной девушкой, немного полноватой для своих лет, любила очень петь и плясать на гулянках, все её называли Марфа.

Подружка у неё была маленького роста, худенькая, тёзка, но её почему-то звали Марфуша, за что она обижалась на окружающих.

Юность Марфа провела весело, помогала тётке по дому и в колхозе работала. По вечерам собиралась молодёжь своей деревни, приходили соседские ребята, девчата, танцевали под гармонь, пели частушки, которые и сочиняли сами. От женихов отбоя не было, но за муж не собиралась, просто не думала об этом.

"А вот помню... В праздник Фрол пришёл к нам в гости Владимир, а вечером и говорит: "Проводи меня". Мы с ним прошли за деревню Большие Боры, разговаривая, мечтая о будущем. Он остановился и говорит: "Жениться хочу, пойдёшь за меня?" Я как-то растерялась сразу, отвечаю: "Подожди до осени". Выходила себе паспорт, думала, что обману его и уеду в Парфино. А судьба по-своему рассудила, уехать так и не смогла по многим причинам, всё что-то удерживало. Незаметно и осень наступила. Снова пришёл, замуж зовёт, а я не соглашаюсь. Тогда тётка сказала: "Хватит работать одной. От работы не будешь богатой, а будешь горбатой. Иди замуж".

Так в 25 лет я стала женой Владимира. Жили очень хорошо. Он всё умел делать, жалел меня, по-своему был строг. И если я повышала голос, он всегда очень тактично ставил меня на место: "Я сказал, а ты пойми. Пойми правильно". И мы не ссорились по пустякам и вообще не ссорились.

Да счастье наше было недолгим. В 25 лет вышла замуж, в 28 осталась вдовой. В сентябре 1939 года забрали Владимира на финскую войну. Даже попрощаться не успел. Повестку принесли - в течение 2-х часов явиться по адресу. Прибежал с ночного, коней пас, собрался по описи в повестке - и уехал, уехал навсегда.

В Николу зимнюю 22 декабря один старик говорит: "Давай на мужа погадаю на картах". Только разложил, туз виней поперёк лёг. Я ужаснулась, убьют моего Владимира. А 25 декабря хоронили его в Финляндии. Об этом я узнала, когда друг его приехал и всё мне рассказал. Володя санитаром был. Раненые пить просили, он взял кувшин и пошёл к реке, здесь его и настигла снайперская пуля. Хоронили его около штаба. Но штаб извещения о его смерти мне не прислал, и только по ходатайству его друга я стала получать пенсию на детей. Первенец был сын, девочку родила в 1940 году, а в 1941-м она умерла", - так вспоминает Марфа Фёдоровна Игнатьева про свою жизнь.

Осталась Марфа Фёдоровна одна с сыном, без отца и матери. Отец погиб в Германскую войну 1914 года, когда ей всего 4 годика было. Мать умерла. Троих братьев убили на войне. Сын умер в 50 лет. Никого нет родного. Одно утешение - внуков вырастила, теперь правнуков помогает растить.

В 1999 году ей исполнилось 88 лет. Но посмотришь на неё - сколько же в ней жизнелюбия, оптимизма. Она ни минуты не может посидеть спокойно. Говорит: "Руки-то мои дело ищут. Без работы они у меня болят".

МОРОЗОВА АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВНА родилась 9 декабря 1910 года в деревне Речные Котцы. В этой же деревне вышла замуж за Алексея Михайловича, который на 2 года был постарше её. В 1932 году венчались в церкви, которая находилась в той же деревне. С мужем прожили восемь с половиной лет, родила ему двоих детей. Третьим была беременна, когда мужа забрали на войну. Не удалось ему увидеть этого ребёнка - в 1942 году погиб он в Калининской области в деревне Ботово. Во время войны выехали в Большие Боры, побыли там 3 дня и решили вернуться домой.

"Во время пути попали под бомбёжку, - вспоминает Анастасия Васильевна. - Идём мы по дороге, наши в лесу с одной стороны, а с другой немцы на самолётах летают чуть не по земле. Но по нам не стреляли.

Так и жили в Котцах. Немцы гоняли на работу - делать дорогу. Из своего дома выгнали, там жили немцы. Мне с детьми пришлось жить в доме, где было ещё 4 семьи, да и то жили в чулане, а в комнате жили немцы на двухярусных кроватях. Однажды ночью налетели наши самолёты на деревню, немцы спали, я взяла да и убрала лестницу от их кроватей. Они всполошились, начали с кроватей слезать, а лестницы-то нет, вот и попадали сверху. Я испугалась потом, думала, что убьют, но как-то обошлось.

Очень трудно было растить детей одной без мужа, но снова замуж не пошла. Наверное, сильно любила Алексея и не хотела его даже мёртвого ни на кого менять".

Тяжёлый труд и годы взяли своё. Теперь всё болит, хорошо, что дочь в той же деревне замуж вышла. С ними Анастасия Васильевна и живёт.

ВАСИЛЬЕВА АНТОНИНА КУЗЬМИНИЧНА родилась в 1917 году. Замуж вышла в 1939 году, когда ей было 22 года. Но недолгим оказалось счастье. Первую свою дочь она родила в 1940 году. А вторую девочку - в роковом 1941-м. Её муж Василий Иванович работал в милиции. Когда объявили войну, его даже не пустили домой, чтобы попрощаться. Так и не удалось Антонине Кузьминичне повидаться со своим мужем больше никогда.

Жила со свёкром и деверями. Но вскоре один из них, Фёдор, ушёл в лес к партизанам. И за это немцы расстреляли свёкра.

Антонина Кузьминична вспоминает: "Очень трудно пришлось выживать с двумя детьми. Немцы посылали на работу - делать дорогу. Хорошо, что была старенькая соседка, так оставляла детей у неё. Работали босиком, до поздней ночи. Отработаем, а до дома идти ещё не один километр. Придёшь домой, а есть-то нечего. Ходила картошку в поле собирать. Но и среди немцев попадались добрые. Посмотрят на детей, скажут: "Баба, кляйн". И дадут конфетку или хлеба".

Вскоре пришло извещение, что муж пропал без вести. Антонине Кузьминичне даже пенсию не платили. А она никуда не ходила, не обращалась с жалобой. Невестка Александра помогала растить детей, давала продукты.

На вопрос, почему не вышла больше замуж после войны, Антонина Кузьминична ответила так: "Вот перед богом клянусь, я не грешная. У меня Вася уж очень хороший был, где ещё таких найдёшь. Приходили свататься, но у меня две девочки, думаю, кому они нужны, кроме меня. Но раз бог не дал счастья, чтобы с Василием пожить, решила растить их одна.

А как я люблю петь да плясать! Вот только беда - плохо слышу, и ноги болят. Сказалась на здоровье работа полураздетыми и босиком".

Сейчас Антонина Кузьминична живёт со своей дочерью и зятем.

ФЕДОРОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА родилась в 1916 году. В трудовой книжке только две записи - принята на работу и уволена. Всю жизнь проработала учителем в Речно-Котецкой школе. Научила не одно поколение читать и писать. Длительное время была депутатом сельского совета, председателем женсовета. Четыре года назад вместе с мужем отпраздновала золотую свадьбу. В настоящее время после смерти мужа живёт одна.

БЕЛЯЕВА НИНА ДМИТРИЕВНА родилась в 1927 году. Замужем не была. Длительное время работала секретарём сельского совета. Похозяйственные книги 50-х годов заполнены её рукой. Люди знают её как трудолюбивую, честную, душевную женщину. Затем долго работала начальником Речно-Котецкого отделения связи, как она любит говорить - служила людям.

ГАВРИЛОВА АЛЕКСАНДРА ЕГОРОВНА родилась в 1914 году. С мужем прожила 40 лет, трудную, но счастливую жизнь, потому что все трудности делили пополам. У них было трое детей, но одна дочь умерла в войну.

Трудовой стаж Александры Егоровны начался с 14 лет, когда ей дали коней, на которых она и работала. Затем работала дояркой и свинаркой, была стахановкой. Дети выросли умными - дочь живёт и работает в Ленинграде, а сын работает в колхозе на машине. С ним Александра Егоровна сейчас и живёт.

МАТВЕЕВА ПЕЛАГЕЯ НИКОЛАЕВНА родилась в 1912 году. Очень рано вышла замуж - не было ещё 19 лет - за Ивана Николаевича. А муж попался такой ревнивый, что ни с кем не постой, не поговори. Родила четверых детей. Но трое умерли. Осталась дочь Евгения, которая родилась в 1938 году. А в 1939 году мужа забрали на финскую войну. Проводила его за деревню и больше никогда уже не увидела. Он погиб в Финляндии сразу же, хоронили его деревенские друзья, вместе с ним служившие.

Вспоминает Пелагея Николаевна: "Сижу я с дочерью своей, слышу идёт почтальон и говорит одной женщине: "Авдотья, вашего Ивана убили и Пелагеи Ивана застрелили". Я так и упала замертво. На руках осталась годовалая дочь. Так и жила с матерью и маленькой дочуркой".

Во время войны пришлось жить в разных местах и очень много работать, чтобы поднять на ноги свою дочь. А дочери досталась тоже суровая судьба. Евгения Ивановна схоронила своего мужа, когда сыну было всего 2 годика. Работала на ферме без выходных и отпуска, что не могло не отразиться на её здоровье. В 54 года её не стало.

Осталась Пелагея Николаевна одна. Никак не проходит боль в сердце от потери дочери. Одно утешение - у неё есть очень хороший внук Алексей, который постоянно приезжает и помогает ей во всём.

ИВАНОВА МАРИЯ АНТОНОВНА родилась в деревне Иловец в 1912 году. В 28 лет познакомилась со своим будущим мужем Алексеем, когда он ходил в гости к Спиридонову Дмитрию. Вышла замуж в 1941 году, во "Фрол". Алексей Григорьевич был очень грамотный человек, работал в райисполкоме ревизором.

Но судьба распорядилась так, что прожила Мария Антоновна с мужем всего лишь 8 недель. В 1941 году его забрали на войну, с которой он уже не вернулся. И осталась у неё в память о нём одна фотография. Перед тем, как уйти на войну, они сфотографировались вдвоём.

Детей не было. Жила Мария Антоновна со свёкром и двумя золовками. Уходил на войну Алексей Григорьевич и сказал жене, что, мол, не будешь ведь ты меня ждать. Но она ждала. И в мыслях никогда не думала, чтобы за другого замуж выйти.

Во время войны была в лагере Коньшино. Работала на дороге. Своими руками построила 4 дома. В 1941 году получила извещение о гибели Александра Григорьевича.

Так и осталась Мария Антоновна одна, без мужа, без детей. Сейчас здоровье очень плохое стало. Всё болит, по ночам не спится, днём иногда даже на улицу не выйти. Иногда приедет племянник, поможет дрова распилить, расколоть.

СЕМЬЯ МИХАЙЛОВЫХ. Живёт в деревне Караваево семья: МИХАЙЛОВЫ ВЕНИАМИН МИХАЙЛОВИЧ и АННА ИВАНОВНА, участники Великой Отечественной войны. Самый красивый дом в деревне - это их дом. Вырезаны из дерева наличники, бабочки, аист на заборе, медведь на колодце, которых видит каждый проезжающий. Всё это сделал Вениамин Михайлович сам. Помог он многим жителям сельского совета сложить печь, обшить дома, сделать резные наличники и рамы. Хозяйка дома очень гостеприимная, всегда встретит гостей улыбкой и пирогами. Организатор на все работы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Сто Новгородских сёл. Памятники - символы Родины. - Новгород, 1991. - с. 154.

2. Старорусский район. Энциклопедия Новгородской области / Сост. П. М. Золин. - Новгород, 1996. - 20 с.

3. Воспоминания старожила дер. Великое Село Ивановой Прасковьи Васильевны. 

Старорусская ЦБС, Методико-библиографический отдел 

ИЗ ИСТОРИИ СТАРОРУССКИХ ДЕРЕВЕНЬ Составитель: ШЕДОВА Е. А., вед. методист ЦБС. Старая Русса, 2000 г.

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ