СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. МАШИНА ВРЕМЕНИ - АРХЕОЛОГИЯ.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМА СТАРОЙ РУССЫ

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Машина времени - археология

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

В конце IV века развитие провинциальноримских культур — пшеворской и черняховской — было прервано нашествием грозных азиатских кочевников — гуннов. Цветущие области Северного Причерноморья и земли севернее Карпат были разорены. Наиболее активные слои населения вынуждены были покинуть обжитые земли. В частности, ушли германские племена. Значительные массы славянского земледельческого населения также покинули ранее плотно обжитые территории. Ситуация этого времени усугублялась значительным ухудшением климата в землях, прилегающих к Балтийскому морю. Первые века нашей эры, напротив, были весьма благоприятны для жизни и занятий сельским хозяйством. Археологи зафиксировали здесь в III-IV веках увеличение числа поселений, значительный рост народонаселения и бурное развитие земледельческой техники. С конца IV века в Европе наступило довольно резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, когда наблюдались самые низкие температуры за последние 2000 лет. Резко возросла увлажненность почвы, заметно повысился уровень рек и озер, поднялись грунтовые воды, разрослись вширь болотные пространства. Многие поселения римского времени оказались затопленными или подтопленными, а пахотные земли — непригодными для сельского хозяйства. Началась великая славянская миграция. 

В самом начале Средневековья археологи обнаруживают славян как на прежних территориях их проживания, но в меньшем количестве, так и далеко за их пределами — на северо-западе Русской равнины, на Средней Волге, на южном побережье Балтики, на Дунае и Балканах. Культура славян раннего Средневековья была по своему уровню заметно ниже проаинциальноримской, Небольшие массы земледельцев в прежних цветущих местностях пшеворской и черняховской культур не могли восстановить ремесленное производство, лишь кое-где обитали "бродячие ремесленники", сохранявшие навыки и традиции римского времени. Регресс культуры наблюдается и в ремесле, и в земледелии, и в быту. Не имея качественных орудий обработки пашни и тягловой силы, земледельцы, особенно во вновь освоенных лесных местностях, нередко вынуждены были переходить к подсечно-огневой системе, которая в сочетании с охотой, рыболовством и лесными промыслами становилась основой экономики. 

 

Княжеская дружина. 

Широкая славянская миграция привела к дальнейшей культурной и диалектной дифференциации. В начале Средневековья к северу от Карпат, между верхними течениями Одера и Днестра, на основе потерпевшей крушение пшеворской культуры (в ее южной части, где славяне впитали кельтские традиции) складывается пражско-корчакская культура. Численность населения здесь активно возрастала — уже на рубеже V и VI веков и особенно в VI веке массы славян расселяются на запад, в Среднедунайские земли и далее на Эльбу. В конце VI века славяне пражско-корчакской культуры освоили также правобережные земли Среднего Поднепровья, а другая часть их, обогнув Карпаты, продвинулась в междуречье Дуная и Днестра. 

Характерными признаками этой культуры являются своеобразная лепная керамика, сосуществование квадратных в плане жилищ-полуземлянок с наземными срубными постройками. На первых порах умерших хоронил и по обряду кремации в грунтовых могильниках, а начиная с VI-VII веков постепенно распространились курганы с захоронениями по тому же ритуалу.

 Носители пражско-корчакской культуры составляли устойчивое племенное и диалектное образование. Его этнографическое своеобразие проявилось и позднее, в материалах VIII-ХII веков, в частности в широком бытовании проволочных височных колец, не получивших хождения среди других племенных группировок раннесредневекового славянства. В письменных источниках славяне пражско-корчакской культуры известны как славени. Из их среды вышли восточно-славянские волыняне, древляне, поляне и дреговичи.

В северо-западной части славянского мира, в землях, лежащих к югу от Балтийского моря, преимущественно между Эльбой и Вислой, включая часть Бранденбурга и Великопольшу, располагалась другая племенная группа славян, именуемая археологами как суковско-дзедзицкая культура. Ее выделяет своеобразная лепная керамика, наземные бревенчатые жилища с подпольями. Формировалась эта культура на основе северного {венедского) варианта пшеворской культуры. Ее этнографическое своеобразие проявляется и позднее, до X-XII веков, когда на его территории получил распространение особый тип височных украшений — кольца поморского типа.

В конце IV-V века Среднее Повисленье, плотно заселенное в пшеворское время, почти полностью опустело. В связи с сильной увлажненностью жители этих земель вынуждены был и переселиться на северо-восток вдоль возвышенной ледниковой гряды, простирающейся вплоть до Валдая. На новом месте славяне пришли в контакте аборигенным населением и вместе с ним создали новые культуры. В бассейне озер Псковского и Ильменя, на территории, ранее принадлежавшей прибалтийско-финскому населению, формируется культура псковских длинных курганов.

Диалект славян Псковско-Ильменского края восстанавливается по реликтам псковских говоров и берестяным грамотам из раскопок в Новгороде и именуется древненовгородским. Академик А. А. Зализняк показал, что это был один из диалектов праславянского языка.

Поселившись в лесном краю, славяне вынуждены были заняться подсечно-огневым земледелием. Лишь кое-где сохранились традиции пашенного земледелия, в частности в Удомельском поозерье. C VIII века, когда наступает потепление, приведшее к уменьшению увлажненности, это население активизируется и заселяет наиболее плодородные местности Ильменского края. Формируется культура сопок, отождествляемая с летописными словенами ильменскими или новгородскими.

В Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье в усло­виях смешения пришлых славян с местными балтами складывается тушемлинская культура (V-VII века]. В VIII веке в связи с ак­тивизацией словен новгородских на этой территории расселяется часть населения культуры псковских длинных курганов. В результате формируется культура смоленско-полоцких длинных курганов, отождествляемая с летописными кривичами.

В результате той же миграционной волны, исходившей из Висленского региона, славянами в середине 1-го тысячелетия осваивается также междуречье Волги и Клязьмы. О появлении в этих землях крупных масс нового населения говорят и новый тип расселения, и новая форма хозяйственной деятельности, несовместимые с прежними. В период становления Древнерусского государства славяне Волго-Клязьминского междуречья именовались мерей — этнонимом, унаследованным от местного финского племени, в основной своей массе растворившегося среди пришельцев. Когда летописец писал, что «лерьвии насельници... в Ростове меря», он имел в виду славян, заселивших земли мери, а не финноязычных аборигенов. Ростов, как показывают раскопки, с самого начала был славянским городом. Славяне, расселившиеся в период великого переселения народов в лесной полосе Восточно-Европейской равнины, составили основу будущих северных великорусов. Судьба антов после натиска гуннов была различной. Обитатели лесостепного Подольске-Днепровского региона, в меньшей степени пострадавшие от гуннов, в V веке заложили основу пеньковской культуры, которая характеризуется специфической лепной керамикой и квадратными в плане полуземляночными жилищами. Это — анты, известные по источникам VI-VII веков. В VI ве­ке они расширили свою территорию до нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке. Из среды антов вышли известные по русским летописям племена тиверцев, хорватов и уличей. 

 

Становление славян

Становление Славян во 2-ом - начале 1-ого тыс. до нашей эры

В составе миграционного потока гуннов в конце IV века анты расселились на среднем Дунае. В описании Иорданом похорон Аттилы упоминаются «страва» и «мед», указывающие на присутствие славянского этнического компонента в ставке гуннов. Еще более значительным было перемещение славян-антов на средний Дунай в процессе миграции аваров в 560-х годах. В Среднем Подунавье формируется мощное государство — Аварский каганат, господствующее положение в котором занимали авары, а основ­ным населением были подвластные им славяне. Это население складывалось из антов, а также носителей пражско-корчакской культуры. В пределах каганата сформировалась смешанная культура, именуемая аварской или славяно-аварской. Из Дунайских земель славяне начали заселение Балкан­ского полуострова и Пелопоннеса. Небольшими группами, ино­гда отдельными племенами славяне стремились на юг, спасаясь от гнета аваров, гуннов и других азиатских племен, а также в свя­зи с перенаселенностью отдельных местностей Подунавья. Славяне оседали на Балканах и во время многочисленных аварских военных походов во Фракию, Адриатику, на византийские города. В составе аварcких войск, как свидетельствуют письменные источники, численно преобладали славяне. Иногда сами византийцы селили пленников-славян в своих землях. В VI-VII веках весь Балканский полуостров оказался занятым славянами, а местное население постепенно было славянизировано. Два столетия славяне доминировали и в Греции, но здесь местное население сумело сохранить свое этническое лицо и постепенно асси­милировало пришельцев.

Во время нашествия гуннов крупная группа славян Днестро-Днепровского региона переселилась в пустовавшие плодо­родные земли Среднего Поволжья, где сложилась именьковская культура. Судьба этих земледельцев была двоякой. На рубеже VII и VIII веков под натиском появившихся здесь тюркоязычных кочевников значительные массы их вынуждены были покинуть волжские земли и переселиться в лесостепь в междуречье Дне­пра и Дона, где ими была создана волынцевская культура. Остав­шиеся в Средневолжском регионе носители именьковской культуры подчинились кочевникам-болгарам и составили земле­дельческую часть населения Волжской Болгарии. Еще в X веке ее правителя Алмуша Ибн-Фадлан именует "царем сакэлиба» (то есть славян), а Волгу называет Славянской рекой.

Племена волынцевской и развившихся из нее роменской, боршевской и окской культур засел ил и обширную территорию — лесостепные и отчасти лесные земли левобережья Днепра, верхнее течение Оки и Воронежское Подонье. Они стали основой будущих южно-великорусов. Славяне этой племенной группы, как можно судить по «Баварской хронике» IX века, назывались русами и были непосредственными соседями Хазарии. Русы в это время были достаточно хорошо известны в Баварии, и это были не скандинавы. В 30-х годах IX века русы в противовес Хазарскому каганату создал и свое ран негосударственное обра­зование — Русский каганат. Хазария вынуждена была для укрепления своих рубежей пригласить инженеров из Византии, которые на славяно-хазарском пограничье выстроили семь каменных крепостей и еще несколько пунктов дополнительно укрепили каменными фортификациями. Византийские источники рас­сказывают о военных походах русов на византийские города.

Результатом широкого расселения славян стали членение единого славянского этноса на отдельные народности и дифференциация праславянекого языка на отдельные славянские языки. Формирование народностей протекало в разных местах славян­ского ареала неодинаково. Так, сербы, хорваты, карантанцы, сорбы и лужичане складывались на основе крупных племенных образований предшествующего времени; чехи- путем объединения небольших родственных племен при главенствующей роли одного из них. Становление болгар стало результатом синтеза разно­племенного славянства с расселившимися в его среде болгарами-тюрками. Самые крупные раннесредневековые славянские народности — польская и древнерусская — складывались в усло­виях интеграции различных племенных образований праславян. 

Древнерусская народность включила в себя несколько разнодиалектных племенных образований славян и ассимилирован­ное местное население Восточно-Европейской равнины. Одним из явлений, активно способствовавших интеграции восточного славянства, была миграция славян из Дунайского региона. Она относится уже к тому времени, когда Восточно-Европейская рав­нина была освоена славянами. Началась она еще в VII-VIII веках, а наиболее крупный прилив дунайских переселенцев имел мес­то в VIII-IX веках и продолжался еще в начале X века. Проникно­вение славян из Дунайских земель было многоступенчатым про­цессом, переселения осуществлялись более или менее крупны­ми группами и затронули все восточно-славянские земли. Отлив славян с Дуная в Восточную Европу отразился в русском фольк­лоре и обрядности, а также в летописях.

Весьма существенным моментом объединения славянских племен Восточной Европы в единый этнос было формирование военно-дружинного сословия, впитавшего представителей раз­ных племен, в том числе скандинавов-варягов и финнов. Древне­русская дружина стала основным элементом государственного управления на Руси, она участвовала в сборах податей и осуще­ствляла местную судебную власть. Определенную роль в инте­грации славянского населения Восточной Европы принадлежит и развивающимся торговым связям. Славянские земли пересе­кли два международных водных пути — «из варяг в греки» и Волжский путь в страны Востока.

 

Комплекс

Культурно-археологический комплекс зубрицкой культуры

 Огромнейшая роль в становлении древнерусской народности принадлежит городам и их обитателям — городскому сословию. K XII веку на Руси насчитывалось более 220 городов, а в нача­ле XIII столетия их число превысило 300. Городское население бы­ло своеобразным новообразованием, составленным из разных племен. В условиях города прежние региональные различия стира­лись, создавалось единое население с единой городской культурой, оказывавшей нивелирующее влияние и на сельские округи.

В укреплении древнерусской народности несомненную роль сыграло и христианство, но определяющим стало создание и упрочение единого государства. Государственная власть осу­ществляла свои функции на всей территории Руси, не считаясь с прежним племенным строением. Определяющую роль Древне­русского государства в развитии единого восточно-славянского языка подчеркивал еще академик А. А. Шахматов.

Летописи и памятники агиографии XI-XII веков свидетель­ствуют, что на первых порах русами именовали себя военно-служилое и церковное сословия, но очень скоро русью, русскими людьми стали считать себя и широкие слои населения всего Древнерусского государства. Вопрос о происхождении этнони­ма «русь» остается дискуссионным. С одной стороны, в Днепровcко-Донском регионе существовало славянское племя русь, и это имя в Древней Руси могло распространиться на всю территорию восточного славянства. Об этом, кажется, говорит и По­весть временных лет, В 882 году Олег, организуя поход из Новго­рода в Поднепровье, берет в свое войско «мнози варяги, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи» (руси в дружине не было). И только после того как Олег утвердился в Киеве, «варязи и словени и прочи прозвашася русью». С другой стороны, та же летопись сообщает, что в 862 году «русь, чюдь, словени и кривичи и вси» решили пригласить князей из-за моря и обратились «к варягам, к руси». «И от тех варяг прозвася Русская земля». Племени русь в Скандинавии никогда не было, западные финны так называют шведов. Отсюда распространенная в литературе гипотеза, что русью первоначально звались варяги, затем представители дружинного сословия независимо от этноса и на следующей стадии этот термин был перенесен на всех жителей Древней Руси.

Древнерусская народность была вполне сформировавшейся этноязыковой общностью. Во второй половине XIII — XIV веке восточно-славянская территория оказалась политически раздробленной, но единство древнерусского этноса сохраня­лось еще некоторое время, о чем свидетельствуют летописи и хроники этого времени. Однако интеграционные процессы были прерваны, возобладали иные тенденции: началось становление отдельных языковых образований — русского, украинского и белорусского. 

В.СЕДОВ.
Журнал "РОДИНА", 2001, стр. 42-45.

www.istrodina.ru

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ