СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Страна детей

Не тот учитель, кто сильного сделает отличником, а тот, кто слабенького вытянет на тройку

 

О роли личности в истории дети говорят в школе на уроках литературы. Обсуждаются люди незаурядные, действительно повлиявшие на ход событий, на глобальные перемены в отдельных странах и на целых континентах. Рель личности лидера и сейчас четко видна в трудовых коллективах, особенно там, где работа требует творчества, движения мысли и достижения конкретной, хотя, бывает, и далекой цели. В школе № 9 (бывшей 58-й железнодорожной) такая личность – Людмила Серафимовна ЛЮБЫНСКАЯ. Именно с ее прихода сюда пять лет назад и начались в школе изменения в образовательном процессе, в подходе к воспитанию и развитию учеников. Огромные сдвиги к лучшему, которые здесь уже произошли, не оспариваются никем.

 

ПОД ОДНУ гребенку

 

“Когда я пришел в эту школу пять лет назад, — рассказывает директор “девятки” В. Н. Филиппов, — здесь был самый минимум документации. И практически никаких собственных методических разработок. Педагогический коллектив, в котором, как оказалось, умнейшие, даже по-настоящему талантливые учителя, “причесан” под одну гребенку: все “оптом” аттестованы на вторую категорию. Ни первых, ни высших... Впрочем, как рассказали сами учителя, никто их и не побуждал работать особо творчески, не предлагал и повышать категории. Почему-то считалось, что все, что ни дай трудному “населению” девятой неполной, ничего в головах не привьется, не уляжется. Кто поспособней, так он и без педагогических “заумностей” на уроках материал усвоит.

Контингент учащихся “девяточки” и впрямь был, и остается трудным: ребята здесь в основном из простых рабочих семей, где их развитием, а нередко и воспитанием родители особо не занимались, многих еще при поступлении в первый класс престижные городские школы старались сразу “отфутболить” в эту, мол, там учиться будет легче. У нас-де сложные развивающие программы, которые по силам только способным и развитым. А какое тут развитие, если дитя до школы в детский садик не ходило, не то что читать или писать — буквы не знает...

Девятая принимает всех. Не потому, что ребенку больше идти некуда, а потому, что здесь привыкли ребятишек не выбирать, работать с теми, что есть.

 

От двоек к пятеркам

 

Людмила Серафимовна Любынская, учитель немецкого языка, всю сваю жизнь искала новые, интересные элементы для работы с детьми на своих уроках. Ребята прекрасно усваивали ее трудный “иностранный” предмет. Как человека творческого, ищущего и заинтересованного во внедрении в процесс обучения новых педагогических форм, методов и способов или, как теперь говорят, педагогических технологий, ее пригласили в методический кабинет отдела образования. Семь лет Любынская возглавляла эту работу, создавала при гороно копилку учительских методик. Ее-то и позвал в свою школу В. Н. Филиппов, чтобы, в прямом смысле слова, на пустом месте строить методическую работу.

Оба они всегда были убеждены, что можно добиться успехов со всеми детьми, но при условии, что к каждому надо подходить по-особому. А еще разделяли педагогическую мудрость: не тот учитель молодец, который сильного ученика научил на “4” и “5”, а тот, кто самого слабенького и запущенного “вытянул” на твердую тройку.

И вот на уроках, построенных по новым методикам, их Вовки, Кольки и Наташки стали слушать внимательнее, работать активнее. Двойки начали постепенно меняться на тройки, тройки уступили место четверкам, появились первые отличники — дело в девятой основной почти невиданное. Сегодня из всего педагогического коллектива только два человека имеют вторую категорию, остальные — первую, высшую и даже высшую со ступенями.

Людмила Серафимовна открывает шкаф, битком набитый папками с бумагами. Здесь методические разработки, материалы контроля над работой учителей и итоги деятельности классов. Здесь и отчеты о результатах внедрения педагогических технологий, и показатели каждого ученика, и оценки его возможностей. Здесь же анализ учителя работы с родителями своих подопечных и собственных шагов по воспитанию и творческому развитию класса в целом и каждого ребенка в отдельности. А вот и выводы учителей о своей работе. В них много самокритики. И это хорошо, ведь учителя сами видят свои “слабинки” и обязательно будут их исправлять.

 

Я знаю на “четыре”!

 

Методическая работа в девятой основной заинтересовала педагога; других школ. За советом к Л. С. Любынской приходят коллеги из городских образовательных учреждений, а уж сельчане здесь так и вообще “свои” люди. Недавно, например, были учителя из Взаадской и Астриловской школ. А в позапрошлом году “девятка” принимала участнике” областного педагогического семинара, проходившего а нашем городе. Много нового и интересного для применения у себя почерпнули здесь гости.

В школе работают 13 образовательных кружков и шесть факультативов. Среди них, прямо скажем, “диковинные”. Например, “Мир художников” и “Мир культуры”, “Лингвист”, “Язык в речевом обращении” и другие. В “девятке” теперь два языка: немецкий и английский. Есть кружок, в котором желающие могут изучать помимо основного второй язык. В начальных классах преподается “Экология” и “Введение в историю”.

Школа тесно “дружит” со всеми центрами дополнительного образования города. Абсолютно все малыши занимаются в Центре детского творчества в экологическом кружке, многие полюбили кружок театральный. Все детки — читатели библиотеки, расширяют свой кругозор и учатся жить интересно. За этими процессами, направлениями и действиями стоит Л. С. Любынская.

Людмила Серафимовна рассказывает: “У нас очень богатый дидактический раздаточный материал по всем предметам. Это когда каждый ученик работает с карточками, решает задания, подобранные по его уровню способностей и знаний. Так вот самое ценное, что ребята достаточно объективно оценивают свои знания. Приходят к учителям нередко и просят картонки с материалом посложней, мол, я знаю на четверку и хочу ее заработать, дайте мне трудное задание. Мы радуемся, когда видим, что вчерашний ленивец и троечник действительно поднялся над собой”.

 

Все лучшее давайте в завтра брать

 

Сегодня девятая основная в полный голос заявляет о своих достижениях: успеваемость ребят повысилась, это бесспорно. За прошлый год здесь не было ни одного второгодника, треть ребят не имеет троек. Первая четверть нового года — диагностическая — определила, с кем надо будет поработать особенно тщательно и заинтересованно. В последние два года половина выпускников (никогда такого не было!) продолжает обучение в школах-одиннадцатилетках. В младших классах теперь не машут рукой на тех, кому учеба не дается, а выясняют, почему. Если подозревают, что кто-то не способен наравне со всеми усваивать программу, подключают психо-медико-педагогическую комиссию, определяют, где ребенку лучше учиться: в шестой школе, третьей (вспомогательной) или в собственном коррекционном классе. Главное, чтоб он не чувствовал себя ущербным и чему-то действительно научился. И, конечно, стараются занять свой трудный контингент как можно большими полезными делами в кружках, в секциях, на факультативах, чтобы оторвать их от улицы. Так что Людмила Серафимовна снова в поиске: как все эти задачи решить более продуктивно.

А дети... Дети стали более вдумчивы и доверчивы в отношениях с учителями, многие по-настоящему пристрастились к творчеству. В учительской, в кабинете директора, в школьных коридорах висят их подарки — панно и картины, выполненные своими руками. От многих просто глаз не оторвать. Все в них есть: краски, фантазия, настроение, видение жизни. Они любят свою школу, своих взрослых наставников. Недавно дети среднего звена писали сочинение на тему, какой они хотят видеть школу в будущем. Помечтать можно, ведь новое здание школы, что потихоньку строится неподалеку, “обещано” старенькой “девятке”. Так вот мечтают дети, чтобы их девятилетка стала средней (ведь не хочется уходить доучиваться в другую), чтобы был свой бассейн, чтобы учителя получали высокую (в скобках — пять тысяч) зарплату. Учителя искренне тронуты таким проявлением детского внимания. Значит, ребятня их любит, значит, ей действительно хорошо с ними учиться и творить. Значит, методическая работа, результатом которой все это и является, была плодотворной. И значит, Людмила Серафимовна Любынская своей цели достигла.

Т. ВЕТРОВА

(газета “Старая Русса”, 8 декабря 2001 г., № 160)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ