Соборная Сторона
[ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ] [РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА] [ПОПЕЧИТЕЛИ] [СХЕМЫ СТ. РУССЫ] [БЛОКНОТ ГЛ. РЕДАКТОРА] [ССЫЛКИ]
[СТАТЬИ И ОЧЕРКИ] [МОЛИТВА ЗА СВЯТУЮ РУСЬ] [СТАРОРУССКИЙ КРАЙ] [ФОТООБЪЕКТИВ] [СПРАВОЧНОЕ БЮРО] [КОНФЕРЕНЦИИ]
 

СТРАНА ДЕТЕЙ

(статьи и заметки о талантливых детях края и их успехах в изучении культуры, истории, краеведения, очерки и фотографии, посвященные Старорусской школе искусств, Дому творчества, заметки о возрождении старинных видов спорта)


ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛА: КАКОЙ ОНА БУДЕТ?

Еще не так давно российское образование считалось - да так оно и было - одним из самых качественных в мире. В постперестроечные годы планка его престижности начала падать, снизилась и доступность вузовского образования. Каким оно будет через пять, через десять лет? Как и что можно улучшить в российском образовании, как сделать его глубоким, качественным и доступным не только для молодежи крупных городов? Об этом недавно и шла речь на семинаре-совещании председателей комитетов и комиссий законодательных органов и руководителей подразделений исполнительных органов власти субъектов федерации. Проходило оно в Государственной Думе. Новгородскую область представляла на нем директор Старорусского агролицея № 25 Нина Митрофановна КОЛЧИНА, депутат областной Думы. О том, как проходило совещание и какие вопросы на нем поднимались, она рассказывает читателям "СР".

Взгляд на три года вперед

Руководители комиссии по науке и образованию Госдумы Министерства образования отчитались перед участниками совещания о своей работе, назвали вопросы, которые они выносили на рассмотрение Госдумы, и познакомили с решениями Думы по ним. Председатель комитета по образованию Госдумы А.В. Шишлов доложил о приоритетах госбюджета на предстоящие три года. Они же склоняются в сторону более полного финансирования науки, образования, правоохранительных органов и обороны.

Решается вопрос о повышении зарплаты учителям в пределах 33 - 50 процентов уже с 1 октября текущего года, предусматриваются финансовые прибавки на приобретение учебного оборудования, укрепление информационной базы, на строительство, реконструкцию и ремонт студенческих общежитии. Шла речь о том, чтобы восстановить налоговые льготы для образовательных учреждений, занимающихся внебюджетной деятельностью. И в самом деле, почему, скажем, наш агролицей должен платить 24-процентный налог на прибыль? Тем более, что финансируется государством только 5 процентов его материальных затрат. Вопрос ставился так. Все, что заработано образовательным учреждением, по сути детьми, должно оставаться в его руках и использоваться на его нужды: приобретение учебного оборудования, учебников, ремонт и развитие.

Впереди России всей

Приятно было слышать, что в условиях жесточайшего финансового дефицита в дотационной Новгородской области ее образование обогнало, и далеко, другие субъекты Федерации, даже самые благополучные. В Орловской области, например, 24 школы за счет федерации оснащены всем необходимым оборудованием "от и до", в Новгородской же - ни одной. Тем не менее все инновационные проекты Министерства образования воплощаются у нас. Качество образования в школах Новгородчины высокое, учителя трудятся творчески, совершенствуя свои навыки. В условиях, когда на самое необходимое денег не хватает, все это можно расценивать как серьезную заслугу образовательной сферы перед Отечеством.

Оказалось, что мы "впереди" еще в одном вопросе. На семинаре прозвучала информация, что все лицеи и профтехучилища вскоре будут переводиться с федерального финансирования на обеспечение субъектов федерации. А мы по этой системе работаем уже пять лет. Конечно, многое потеряли, поскольку государственный бюджет, более объемный, чем областной, финансировал "свои" объекты более щедро. Но много - может быть, даже больше - обрели. Мы наладили тесную связь с работодателями, стараемся готовить тех специалистов, которые нужны рынку, совместно определяя спрос на них. Денежный дефицит научил нас искать пути дополнительных заработков, развивать внебюджетную деятельность. Мы рассчитывали только на себя. Вот я и спросила: "Нельзя ли нам получить за все эти пять недооплаченных лет хоть одну разовую дотацию?". Жаль, что вразумительного ответа не получила.

Вопросы к министру

От встречи с министром образования В. М. Филипповым у участников семинара впечатления остались самые хорошие. Вопросов на встрече ему было задано очень много. Вот несколько, на мой взгляд, самых важных.

Что за закон об управлении школами готовится в Минобразовании?

Это будет закон о работе советов общественного управления школами. Его функции: "добавлять" школам дополнительные внебюджетные средства, контролировать качество работы педагогов, обеспечивать безопасность учащихся. Полномочия совета будут немалыми, даже директора школы будет назначать он, а не комитет по образованию. Войдут в совет общественного управления школами представители органов местной власти, руководители предприятий и коммерческих структур, родители.

Обязательно ли создавать в школах детские объединения?

Система воспитания учеников в школах обязательно должна их предусматривать. Пусть это будут не пионерские, а скаутские или какие-то другие объединения, лишь бы они увлекали детей, несли элемент воспитательности, были интересны.

Будут ли закрываться маленькие сельские школы?

По России начальных школ, где до 20 учеников, около 5 тысяч. Сотни основных школ, где меньше 50 ребят. В Министерстве образования решено начальные школы не закрывать, потому что где школа, там теплится жизнь. "Девятилетки" если и будут объединяться, то лишь для того, чтобы повысить качество образования детей. Ведь крупные школы лучше оборудованы, чем мелкие, там трудятся лучшие учителя, знания в них даются более глубокие и объемные.

У ребят из малообеспеченных и среднеобеспеченных семей с каждым годом все меньше возможностей поступить в вузы: там все больше и больше платных групп, а плата за обучение растет. Будет ли продолжаться эта тенденция?

Соотношения числа студентов, обучающихся на платной основе и бесплатно, таково: 57 к 43. Вузы настаивают - и чем дальше, тем настойчивее - полностью на платном образовании. Чтобы дать возможность молодежи из семей с материальными проблемами все-таки пробиться в вузы, Министерство образования готовится ввести ГЕФО (государственное единое финансирование образования). Выпускники школ получат образовательные ваучеры, в которых в зависимости от оценок будет определена доля платы за образование государства. Остальное придется доплачивать самим. Это тоже дорого и сложно, но все равно проще, чем оплачивать курс полностью.

Сохранятся в школах единые госэкзамены или будут отменены?

ЕГЭ сохраняется, более того, с 2005 года их станет не два, а пять. То есть все предметы - и обязательные, и по выбору выпускника - будут сдаваться в форме ЕГЭ. Министерство образования видит в этом преимущества для выпускников. Во-первых, результаты ЕГЭ, вынесенные на специальный сайт в Интернете, позволят им, подсчитав свои баллы, сразу определить, куда есть реальные шансы поступать, а куда нет. Во-вторых, ребятам из провинции легче будет поступить в вузы крупных городов. На сегодня среди студентов московских и питерских вузов 75 процентов студентов именно москвичи и питерцы. Уровень жизни в больших городах уже сейчас позволяет молодежи учиться на платной основе, "оттесняя" малоимущих провинциалов. ЕГЭ поможет избежать подтасовок на вступительных экзаменах, необоснованных "завалов" и других неприятностей.

Будет ли вводиться в школьную программу преподавание православия?

Уже создаются учебники по этому предмету. Но изучаться в школе будет не Закон Божий, а то, что связано с православием: история культуры, зодчества, живописи, музыки и только по желанию ребят на факультативах.

Будет ли повышаться стипендия?

Да, с 1 сентября в два раза.

 

Записала Татьяна ВЕТРОВА.
(газета "Старая Русса", 3 июля 2003 г., № 87 - 88)