Введенская сторона, Гуманитарный журнал для школьников (Старая Русса)
[ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ] [РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА] [ПОПЕЧИТЕЛИ] [СХЕМЫ СТ. РУССЫ] [БЛОКНОТ ГЛ. РЕДАКТОРА] [ССЫЛКИ]
[СТАТЬИ И ОЧЕРКИ] [МОЛИТВА ЗА СВЯТУЮ РУСЬ] [СТАРОРУССКИЙ КРАЙ] [ФОТООБЪЕКТИВ] [СПРАВОЧНОЕ БЮРО] [КОНФЕРЕНЦИИ]
 

СТРАНА ДЕТЕЙ

(статьи и заметки о талантливых детях края и их успехах в изучении культуры, истории, краеведения, очерки и фотографии, посвященные Старорусской школе искусств, Дому творчества, заметки о возрождении старинных видов спорта)


В стороне от больших городов

Введенская сторона
Гуманитарный журнал для школьников (Старая Русса)

"Почему у него такое название? Так по имени Введенской церкви в старину называлась часть города Старая Русса, в котором выходит наш журнал". Старая Русса - небольшой районный город в Новгородской области. Известен с XI века, достаточно древний, чтобы иметь какие-то свои устоявшиеся традиции. Именно в Старой Руссе и издается журнал "Введенская сторона" при поддержке Института "Открытое общество", Новгородского областного комитета культуры, кино и туризма, а также Старорусской типографии. Редактор - известный в городе руководитель творческой художественной мастерской, член Союза художников России Николай Локотьков: "Надеюсь, что этот журнал станет для вас, дорогие ребята, введением в храм духовности и искусства, введением в жизнь и профессию, свяжет вас с историей и культурой, поможет испытать радость от первой публикации, поможет обрести новых друзей или себя".

Своей направленностью именно на духовное и творческое развитие школьников этот журнал, конечно же, выгодно отличается от повсеместной глянцевости различных "Cool", "Cool girl", "Yes" и им подобных имитаций журналов для подростков на новорусский лад. Хотя и "Введенская сторона", скорее всего, тоже имитация, но несколько другого направления, "старорусского" - в сторону "Нашего современника". Журнал красочно оформлен, имеет множество занимательных рубрик, большая часть опубликованных материалов создается самими школьниками. В рубрике "Мастера модернизма" можно прочитать краткие энциклопедические статьи об известных художниках. Здесь реализуется популяризаторская и просветительская функция для тех, кто впервые знакомится с искусством, ибо трудно представить себе ученика художественной школы, не знающего, кто такие Пикассо и Матисс. В детских рисунках проявляется бережная наивность и радость от встречи с миром. В них нет ничего такого, чего нельзя было бы увидеть вокруг. Темы и сюжеты самые простые, обыденные - лесные речки, домашние животные, портреты одноклассников. Особенно много сюжетов на православную тему - русские храмы, русские праздники. На одной из страничек под рубрикой "Домашняя церковь" уютно устроились размышления об ангелах и рисунки совсем маленьких детей, 4-8 лет, где ангелы похожи на принцев, бабочек или праздничный салют. Вообще, православная тематика является ведущей, но журнал не ограничивается ею. Духовное развитие понимается довольно широко и включает в себя большой комплекс творческих занятий. Здесь можно найти полезные советы художникам - как подготовить холст, как хранить краски. Для музыкантов - разговор о музыкальных инструментах. Для юных поэтов - примеры из великих. И в то же время журнал - это сцена, или арена, или манеж, где дана возможность попробовать свои силы 12-18летним. Много чисто краеведческих материалов - о доме-музее Достоевского, репортажи с выставок, конкурсов и фестивалей, рассказы о местных иконах и открытках. Важно и то, что журнал старается быть в диалоге с читателями, разговаривать с ними на равных, дать возможность высказаться всем, кто этого захочет. Конечно, это и попытка разговора с миром - с помощью кисти, слова.

Интересно и то, что никто не дает каких-либо оценок художественному творчеству детей. Честно говоря, далеко не все опубликованные работы, как живописные, так и литературные, могли бы быть интересны кому-то, кроме самого автора и его близких знакомых. Главное для редакции - не оценить, а дать возможность проявить себя. Может быть, составителям не хватает жесткости, более четких и осознанных критериев отбора материала? Но не исчезнет ли тогда милая провинциальная непосредственность и наивность как взрослых, так и детей? Конечно, такая нетребовательность заведомо снижает качество опубликованных работ, но зато и не обижен никто. Но и говорить о каких-то ярких открытиях тоже не приходится. Все довольно ровно и не очень выразительно. Чтобы представить себе уровень журнала, совсем не обязательно ехать в Старую Руссу. Зайдите в любую художественную школу любого провинциального города. На ее стенах вы увидите точно такие же изображения. Трудолюбие и терпение еще далеко не талант. И легче всего не мудрствуя лукаво просто изобразить то, что видишь перед собой, будь то классический натюрморт из бутылки, кубика и скрипки или деревенский домик в снегу. Взгляд этих юных художников еще не научился проникать в глубь предмета, за его оболочку и видеть так, как может увидеть именно художник, воспринимающий мир чуточку по-другому, чем все остальные люди. Свой собственный взгляд часто подменяется заимствованным. Вместо открытия - вполне ученические и вполне предсказуемые работы. Оно и понятно - вряд ли в Старой Руссе найдется изрядное количество гениев, работ которых хватило бы на несколько выпусков журнала. Литературное творчество тоже на уровне школьной самодеятельности. Но может быть, в этом и состоит путь, попытка, поиск?

Строго говоря, никакой особой концепции у журнала нет. Перемешано все - собственное творчество детей, работы классиков, статьи против наркомании, Матисс и Бродский, граффити и правила поведения детей летом на даче. Не оставляет ощущение некоторого непрофессионализма. Без сомнения, создатели журнала руководствовались самыми благими намерениями, и их цели были благородными и добрыми. Но журнал так и не обрел своего лица, не состоялся как единое целое и вызывает в памяти школьные стенгазеты - здесь и передовица, и стишок классика, и рассказ на тему "Как мы ездили в Петербург", и полезные сведения из энциклопедии, и непременный кроссворд в конце. Доброжелательность, благолепие, благочинность и... несамостоятельность. Из рамок провинциального города журнал явно не вышел и интересен только тем, чьи работы в нем опубликованы. Но, несомненно, для Старой Руссы появление такого журнала - важный факт: детям, конечно, приятно увидеть свои работы опубликованными. Остается только завидовать подросткам, имеющим свой журнал, отражающий наивный, добрый мир российской глубинки. При всем желании в позиции создателей нет и доли высокомерия, страсти к поучительству или наставлению. Почти нет и амбиций. Скромное заявление о себе - пока только заявление, не выходящее из рамок самодеятельности. Но не станет ли это любованием собой? Взгляд с позиции "это хорошо, потому что это - наше"? С позиции, идущей не от ценности создаваемого, не от его качества, а от принадлежности к определенной группе, в данном случае - территориальной. И, в конечном счете, не ударит ли такой провинциальный патриотизм по самим детям? Воспитанным на том, что они - гении Старой Руссы, не придется ли им потом постоянно убеждаться в обратном?

Это очень трогательный журнал, милый, наивный и какой-то открыто-беззащитный. Он теплый, свойский такой, без особых претензий, без столичного снобизма, и, в общем-то... пока никакой.

И все же в этой огромной массе довольно безликих стихов, рассказов, рисунков есть такое, за что цепляется взгляд. Свое необычное видение мира у художницы Саши Козловой. "Есть люди-дома, бывают люди-окна; случаются люди-стены. К каждому - свой ключ, у каждого - свой язык. Я еще не знаю, чего стою и что могу. Тем не менее, я - это то, что я делаю". И графика - легкая, убегающая линия, почти не связанная ничем, кроме пустого пространства, разворачивает в пределах листа подземную улитку, из которой вырастают хрупкие ажурные ветки. У нее свой путь к тому миру, что видит каждый, свой способ зрения. И самое главное - сомнение в себе, поиск нового и непонятного. Способность изменяться, внимательно глядя вокруг.

Галина Ермошина