СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Страна детей 

ВОТ ВПЕРЕДИ СЕЛО БОЛЬШОЕ...

Пожалуй, нигде так не ощущаешь себя частью российского народа, как в деревне. И дело даже не "в полях и просторах", не в бревенчатых избушках, припорошенных снегом, в той неброской красоте и размеренной основательности жизни, которая осталась сегодня в российской глубинке. Осталась, вопреки всем экономическим и политическим катаклизмам в стране. Стране, которая, что бы ни говорили московские обозреватели, состоит не из столичных кабинетов и офисов, а из множества российских местечек. Таких, например, как деревня Нагово в Старорусском районе.

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ

На территории Наговского сельского совета - 11 деревень, в которых живут 945 жителей. Из этих одиннадцати две деревни почти полностью дачные - Трухново и Бобновщина. Правда, дачники эти по большей части свои - дети и внуки местных жителей, разлетевшиеся кто в Новгород, кто в Санкт-Петербург, кто в Старую Руссу... И вот теперь они приезжают в оставшиеся от родителей деревенские усадьбы, чтобы выполнять собственную "продовольственную программу".

Да, старое поколение уходит. Об этом неумолимо свидетельствуют цифры, зафиксированные в документах главы сельской администрации Татьяны Балиной. Пенсионеров на всей его территории осталось около 300. А в прошлом году целая деревня Нечаино осталась без жителей - умерли все старики. Молодежь же в Нечаине не задерживалась.

Однако, чтобы скрасить грустный оттенок предыдущего абзаца, скажу, что и молодых людей на территории Наговского сельского совета хватает. Играются свадьбы, рождаются дети... Благо для детей здесь есть все условия. Не в смысле рождения, конечно, а в смысле воспитания.

ОСТРОВОК РАДОСТИ

Еще когда я только собиралась в Нагово, мне посоветовали: "Сходи в школу, там когда-то был замечательный краеведческий музей, который создавали сами дети". Конечно, я не могла не зайти туда.

Музей сохранился, чему я очень удивилась. Дело в том, что, бывая в командировках в деревнях и селах области, я видела много музеев - и школьных, и краеведческих. Но все их хозяева сетовали, что оставшиеся экспонаты - это лишь крупицы того, что было. Помнится, в деревне Борисово Старорусского района я увидела только несколько вещей от некогда богатейшего колхозного краеведческого музея. Куда делось все остальное - неизвестно. Да и само здание музея передано в аренду предпринимателям.

Иное дело - музей в Наговской школе. Его начинал еще бывший директор школы, замечательный педагог и писатель Михаил Лосев. Он же в течение тридцати лет поддерживал его и пополнял. Вместе с ребятами он неутомимо искал новые экспонаты, документы, фотографии, путешествовал по окрестностям, собирая исторические и географические сведения.

Сегодняшний директор музея - учитель истории Людмила Исакова. И, как считают в школе, музею с ней очень повезло. Она - настоящий энтузиаст своего предмета, а кроме того, очень увлеченный человек. А увлеченный педагог - это половина успеха любого начинания в школе. Ребятам с ней интересно, и поэтому о любом экспонате музея они могут рассказать не хуже директора.

Большая часть экспозиции музея посвящена Великой Отечественной войне. И это справедливо. Ведь по здешним местам она прошла особенно сурово. Многие из односельчан не вернулись с войны, многие пострадали в годы оккупации... В музее много фотографий, документов, свидетельств и рассказов очевидцев. Кстати, ветераны не забывают о наговском музее и иногда наведываются сюда в гости. Так, на 55-летие празднования Дня Победы здесь также чествовали ветеранов, устроив для них праздничный "Голубой огонек". Даже владыка Новгородский и Старорусский Лев прислал поздравления и "фронтовые 100 грамм".

Наговская средняя школа примечательна еще и тем, что ее классы полностью укомплектованы учениками. Что для сельских школ - редкость. Обычно в первый класс идут по 2-5 человек. Существует даже программа создания малокомплектных школ. То есть в одном классе вместе учатся 1,2,3-классники... В Нагове в школе 2 первых класса.

А кроме школы есть детский сад. И тоже не испытывает никаких трудностей с набором детей. В саду - 3 группы. Более того, это настоящий воспитательный комплекс, где, помимо основных занятий с малышами - музыкальных, физкультурных, изо, существует еще и театральная студия.

Словом, в Нагове есть все для прекрасного будущего - дети и условия для них. Но это будущее представляется многим жителям очень туманным.

МЫ НЕ СЕЕМ И НЕ ПАШЕМ...

Нагово - центральная усадьба колхоза "Россия". Да-да, того самого, знаменитого, гремевшего когда-то на всю область. Вообще, этот куст в Старорусском районе славился своими колхозами. Крепкие хозяйства были в округе - колхоз имени Ленина, колхоз имени Ильича, колхоз "Россия"... И председатели все как на подбор - настоящие хозяйственники. В "России" почти 20 лет руководил Юрий Васильевич Рыбин. Он был сыном знаменитого председателя колхоза имени Ильича Василия Николаевича. Кстати, имя Героя Социалистического Труда Василия Николаевича Рыбина увековечено на памятной доске в Наговской школе. Так вот, отец и сын были своеобразными соперниками, занимая почетные места в районе рядышком. Если говорить по-сегодняшнему, рейтинг у них был почти одинаковый. Да и как иначе, если к Василию Рыбину приезжали учиться руководители колхозов и совхозов со всей области. Сын вывел "Россию" в число лучших благодаря прекрасно отлаженному племенному скотоводству. Достаточно сказать, что в колхозе было 3 300 голов молодняка, 800 коров лучших пород. Кроме этого, "Россия" славилась своими урожаями зерновых. Засеивали 1200 гектаров площадей, собирая до 25 центнеров с гектара. Хорошо оборудованный тракторный парк на 52 трактора, более 20 машин... На сушильно-сортировальный комплекс с поточной линией для очистки и переработки зерна приезжали смотреть даже из соседних областей.

Теперь колхоз "Россия" существует только на бумагах, да и те находятся в комитете по банкротству. А разбираться, как это произошло, нужно долго и скрупулезно. Медленное умирание хозяйства началось с марта 1996 года. Именно тогда опьяненные свободой слова и дела, разгоряченные информационными потоками о пользе фермерства и вреде коллективного хозяйства колхозники сместили Юрия Рыбина с председательства. Но сместить руководителя - это совсем не значит, что колхоз заработает и заживет по-новому. Руководить-то оказалось труднее, чем говорить. Год за годом хозяйство приходило в упадок, зарастали поля, портилась техника, племенной скот вырезали на мясо.

Сегодня никто уже не может сказать, куда, собственно, все делось? Нет ни тракторов, ни машин, ни зерна. И, естественно, денег. Зарплаты колхозники не получали уже 5 лет. Остались только сожаления: что наделали-то? И извечные русские вопросы: "Кто виноват?". "Что делать?". Но на них земля ответа не дает, изголодавшись по крепким хозяйским рукам. 

"РОССИЯ" КОНЧИЛАСЬ, ОСТАЛАСЬ "НАДЕЖДА"

Пока местные жители думали, как жить, в Нагово со Старой Руссы приехал мужичок один. Приехал, чтобы предложить создать кооператив "Надежда" на площадях бывшего колхоза. Было это в июне прошлого года. Выступил на общем собрании и предложил помочь возродить былое производство. Что же, возражать не стали. Но относятся к "Надежде" пока настороженно: за пять последних лет наслушались и навидались всякого. Есть ли еще надежда увидеть свои родные земли не заброшенными, а, как раньше, - обихоженными? Поглядим, говорят, может, что и выйдет.

КОМУ НУЖНА ЗЕМЛЯ?

Кстати, я попала в Нагово в самый разгар телевизионных обсуждений о земле. Отдавать ли ее в собственность? Оставить ли государству? Здесь мнение почти единодушное - оставить государству. А если отдавать, то только в аренду. Да, пусть человек докажет, что сможет на ней работать по-умному, а не абы как. А то возьмет, испортит, а потом пропьет чего доброго. Как многие колхозники в соседних хозяйствах свои паи на бутылку променяли. А дать землю в собственность - это что же, новых русских растить, что ли? Они землю скупят, а потом настроят магазинов или еще чего. На вопрос о том, чтобы самим на свой земле работать, недоуменно пожимали плечами: чем, как, да и, главное, зачем? Есть свое приусадебное хозяйство, хватает. Так как же возрождать землю-то тогда, если никому ничего не хочется, - отмалчивались.

Но были и такие, кто грудью стоял за собственную землю. Но и они ждут от государства помощи - если дадут трактора, другую технику, да семена, да налоги нормальные - тогда посмотрим.

А главное, что я усвоила из всех разговоров, - люди действительно сегодня не знают, что делать с землей, колхозная она или собственная. Никто не хочет думать, что это от него зависит решение вопроса. И никто уже не придет из вышестоящего начальства и не выдаст директиву на то, как дальше жить.

А дальше жить надо. 

ШОФЕР-СВЯЩЕННИК

Буквально в двух шагах от Нагова есть деревня Бакочино, и живет там любопытный человек. Про него даже легенды ходят.

Жил, дескать, да был шофер Геннадий Васильевич Корнев. Однажды попал он в серьезную аварию. Лежит после аварии в больнице и видит сон вещий. В том сне явилась ему святая Анастасия и сказала: "Построй мне храм, и я научу тебя, как дальше жить".

Правда это или нет, быть может, приукрашивает легенда, но так ее рассказывают. Да и как иначе могут объяснить здешние жители случившуюся с шофером перемену. После той аварии решил он строить храм в Бакочине. Увлек своей идеей жену и живущую по соседству семью. На храм собирали пожертвования с деревень, но всю основную работу проделал Корнев. Более того, после освящения храма Святой Анастасии сам же стал в нем священником. Ездил учиться в Старую Руссу, Новгород, привез книги, иконы для нового храма. Так шофер Геннадий Корнев стал отцом Геннадием. Удивительная история, особенно если учесть, что отец Геннадий не просто служит в церкви, он еще и неустанно проповедует православную веру в деревнях, заходя практически в каждый дом.

Правда, не всем это понятно. Да и как верующим бабулям относиться к новообращенному священнику, если помнят они его еще Генкой, бегавшим на их глазах в мальчишеской ватаге по деревне? Вот и предпочитают старожилки ездить на молитву в Старую Руссу, к "настоящим" священникам.

Как нет пророка в своем Отечестве, так и жители сегодняшнего Нагова считают, что у них жизнь хуже, чем у соседей. Однако 197 ребятишек, несущихся в школу, еще не знают, что это на них завтра падет ответственность и за пророков, и за жизнь, и за землю, на которой эта школа стоит.

 Светлана КАЛАШНИКОВА

(газета "Новгородские ведомости",

17 февраля 2001 г., № 17) 

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ