СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Город Достоевского

ГДЕ ПРОЛЯЖЕТ “НАРОДНАЯ ТРОПА”?

Всякий мало-мальски культурный человек у нас теперь считает хорошим тоном непременно демонстрировать свою глубокую привязанность к творчеству Достоевского. Замечали? Как ни послушаешь интервью с маститым режиссером, актером или даже политиком — непременно на вопрос о любимом писателе, духовном, так сказать, кормчем, приняв приличествующее теме выражение, назовут имя Федора Михайловича, И подчеркнут при этом, что не просто-де писатель был, а великий, понимаете, гуманист, и философ величины агромадной. Но не даром сказано: по делам узнаете их! Вот уже несколько месяцев город бьется над сбором средств на юбилейный монумент, который должен украсить одну из старорусских улиц уже в ноябре текущего года. Но покамест собрана и отправлена в столицу только треть вожделенной суммы! Две трети еще покоятся, очевидно, в “закромах” гипотетических меценатов...

А в мастерской скульптора тем временем уже вовсю идет работа над созданием очередного клыковского шедевра. Само собой, рабочим бы и заплатить не мешало бы, это ведь только скульптор такой величины может позволить себе от гонорара отказаться. Но — увы, средств, перечисленных рушанами, пока хватило лишь на закупку материалов.

Комитет по культуре и делам молодежи все еще рассчитывает привлечь к благой миссии влиятельных россиян. К сожалению, не всегда надежды оправдываются. Давным-давно отправлено письмо-прошение на имя президента российского фонда культуры Никиты Михалкова (уж кому-кому, а такому матерому кинематографисту, который снял такое количество фильмов, эксплуатируя имя и творчество классика, должны быть близки наши порывы!). Но в ответ — ни гу-гу. Нет ответа! На днях неугомонные наши мечтатели от культуры собираются отправить просительную депешу другому “сильному мира сего”, некоему господину Куракину, возглавляющему Союз промышленников России. Однако раньше времени не будем мечтать о лавине денег, что обрушат на наш городишко производители земных благ.

Но и унывать все же не будем, потому что нет времени расслабляться: на смену финансовой грядет иная проблема, не менее щекотливая — где же все-таки обретет покой бронзовый Федор Михайлович? Понятно, решать такой вопрос следует не с бухты-барахты. Шутка ли дело — монумент на века рассчитан, и совсем небезразлично, какое место украсит собою это нетленное творение в бронзе.

В первую очередь привлекаться к ответственности за решение этого вопроса будет градостроительный совет (а также входящий в его структуру художественный совет), действующий при главном архитекторе города М. Ю. Симонове. Это все люди в городе известные и уважаемые: местные художники и другие представители интеллигенции. Будут привлекаться к обсуждению проблемы и работники музеев, краеведы. Последнее слово скажет, видимо, сам скульптор. Поговаривают, что Клыков любит выбирать для своих творений места поэтические. Таковых в Старой Руссе найдется с лихвой. Но ведь нужно и другие моменты соблюсти и уважить: чтобы место соответствовало всем градостроительным канонам, имело привязку к краеведческому колориту, эстетически, гармонично и логично вписывалось в интерьер города-музея под открытым небом. Что и говорить, задача с несколькими неизвестными.

Пока что в качестве рабочих высказывалось несколько версий относительно местоположения скульптуры: дворик за особняком Беклемишевского, место на набережной Достоевского за Домом-музеем писателя, угол улиц Сварога и Красных Командиров, место пересечения улицы Сварога с Георгиевской и даже сквер возле Живого моста, где ныне плещется фонтан. Предлагали “потеснить” и Владимира Ульянова-Ленина, но из уважения к другому талантливому скульптору Томскому постеснялись. Каждый из вариантов имеет и свои плюсы, и свои недостатки, порою губительно существенные. Так что точку в вопросе ставить еще рано. В конце концов, от того, насколько удачно будет выбрано место для памятника, будет зависеть, не зарастет ли к нему народная тропа, насколько бережно и учтиво будут относиться рушане к памяти писателя в любое время суток. Да и перед приезжими должно быть не стыдно, коль скоро мы считаем Старую Руссу городом Достоевского.

О. ВЛАДИМИРОВА

(газета “Старая Русса” от 30 августа 2001 г., № 109)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ