СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Город Достоевского

Маршрут экскурсии “Литературные места Старой Руссы”

РЕФЕРАТ на тему: 

Литературные места Старой Руссы

ученицы 11 “г” класса

муниципального общеобразовательного учреждения “Гимназия”

Савчук Елены

Руководитель: Москвина Татьяна Павловна

Старая Русса

2001 

Целью моего скромного исследования является выявление литературных мест нашего города. Главной своей задачей считаю показать влияние Старой Руссы на жизнь и творчество поэтов и писателей, посещавших город на Полисти, а также их влияние на культурную жизнь нашего города.

В процессе поиска материалов большой удачей для меня были встречи с краеведами и работниками краеведческого музея. Я работала с архивными документами, знакомилась с книгами, не раз проходила по литературным местам Старой Руссы.

Собрав материал, проведя беседы с краеведами, со старожилами, проанализировав и обобщив их сообщения, я приступила к составлению текста экскурсии, который может служить в качестве пособия для экскурсоводов, краеведов, туристов и просто патриотов нашего города.

Итак, сегодня мы с вами побываем на экскурсии под названием “Литературные места Старой Руссы”. Пройдемся по улицам нашего древнего города, узнаем о жизни и творчестве поэтов и писателей, когда-то здесь живших.

В начале своего выступления мне бы хотелось познакомить вас с маршрутом моей экскурсии.

Творчество каждого поэта или писателя в нашем представлении тесно связано с тем краем, в котором он жил и творил. Знакомство с селом Михайловским, Ясной Поляной, лугами Орловщины помогает нам лучше понять Пушкина, Льва Толстого, Тургенева.

Так и Старая Русса, спокойный и ничем не приметный городок на Полисти, но в то же время особый, самобытный, занял видное место в русской и советской литературе. Наш город стал “страничкой биографии” для многих известных поэтов и писателей. Здесь жили: Ф. М. Достоевский, Фофанов, Марченко, Горький и другие знаменитые деятели культуры. Что же их притягивало сюда? Какие обстоятельства привлекали столь известных людей к уездному городу Новгородской губернии?

Так сложилось, что расположение Старой Руссы между Санкт-Петербургом и Москвой привело к тому, что с конца XIX века наш город оказался “писательским перекрестком”. Так метко определил известный краевед Михаил Николаевич Поляков Старую Руссу, куда разные пути-дороги не раз приводили многих русских писателей и поэтов.

Знаменитых людей притягивали в наш город и старорусские минеральные воды, в XIX веке во многом не уступавшие заграничным курортам Эмса и Баден-Бадена.

Уже в XI веке, а может быть, и ранее, эти минеральные воды использовались в старинных солеварницах для добычи соли. Но в начале XIX века солеварение и торговля солью заметно сокращаются и теряют свое промышленное значение. Минеральная вода старорусских источников начинает все в большей мере использоваться в лечебных целях. В 1815 году Старую Руссу посетил доктор Федор Петрович Гааз. Он был первым ученым, который оценил лечебные свойства старорусской минеральной воды и сделал в Петербурге доклад по этому вопросу, но безрезультатно, так как правительство не поддержало его.

А в 1828 году в наш город приезжал лейб-медик Раух. Он обследовал источники минеральной воды, а по возвращению в Петербург, доложил о своих наблюдениях и выразил мнение, что было бы полезно открыть в Старой Руссе заведения для лечения минеральной водой. Проект Рауха был одобрен, и вскоре приступили к постройке первого ванного здания. Годом основания курорта считается 1828 год, когда была окончательно установлена лечебная ценность минеральных источников.

В то время курорт действовал только летом, лечились здесь в основном менее обеспеченные слои населения. Добролюбов и Горький и другие писатели не отличались большим состоянием, поэтому они и пользовались услугами нашего курорта. Курорт хранит память о них.

У здания грязелечебницы установлены бронзовые бюсты Н. А. Добролюбова и А. М. Горького. С рассказа о жизни и творчестве этих выдающихся людей мы и начнем знакомство с литературными местами нашего города.

Выдающийся русский писатель Максим Горький родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. Рано осиротев, был вынужден идти “в люди”. В 1886 году Горький переезжает в Казань. В 1888 году он предпринимает первое длительное путешествие по Руси, а в 1891году уходит из Нижнего Новгорода. Опыт странствий отразился в цикле рассказов “По Руси”, в ранних романтических рассказах. За сорок с лишним лет своей литературной деятельности Горький создал целую библиотеку замечательных романов, повестей, рассказов, пьес, очерков.

С именем Горького тесно связаны многие места в нашей стране. Был писатель и в Старой Руссе. Он провел в нашем городе летний сезон 1904 года. Алексей Максимович проживал вблизи курорта по улице Ерзовской (ныне Пушкинская) в доме Новикова.

В Старой Руссе писатель стал очевидцем событий, которые с болью отозвались в его сердце. Летом 1904 года шла мобилизация на фронт русско-японской войны запасных полков, в том числе и 86-го Вильманстрандского пехотного полка. Эти переживания так глубоко врезались в память Горького, что через 20 лет в “Жизни Клима Самгина” он чрезвычайно ярко нарисовал гнетущую, накаленную атмосферу, в которой жил город в эти мобилизационные дни, картину “кошмара”, от которого даже у хладнокровного постороннего наблюдателя Самгина “кружилась голова”.

“Тихий океан, — вспомнил Самгин. — Торопятся сбросить японцев пинками в Тихий океан. Кошмар”.

Но картина Старой Руссы, взбаламученной мобилизацией, воссозданная Горьким в 1927 году, не является в его творчестве единственным отражением увиденного и пережитого в дни отправления запасных на войну. Значительно раньше, еще в 1910 году, писатель создает, а в 1911 году печатает в журнале “Современник” рассказ “Жалоба”, также построенный на старорусских впечатлениях. В нем устами офицера, участника русско-японской войны, рисуется картина отправления на войну эшелона с “запасными солдатами, новгородцами”.

В этот период еще одно событие потрясло душу М. Горького. В начале июля 1904 года в Старую Руссу пришло скорбное известие о смерти А. П. Чехова.

Наш город вошел в Горького через трагедию мобилизации запасных, через картины страдания людей. Захваченный событиями современности, ее важнейшими проблемами, Горький прошел мимо исторического прошлого Старой Руссы. Он воспринял Руссу, как типичный захолустный городок. В письме к сыну Алексей Максимович писал: “Я живу в городе, где нет книжного магазина. Здесь из-под земли бьют фонтаны очень соленой воды и кроме этого ничего нет”. Горький покинул Старую Руссу 13 августа 1904 года.

Литературный критик, публицист, великий русский революционер – демократ Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля 1836 года в Нижнем Новгороде. В 1853 году приехал в Петербург, и с этого времени почти вся его литературная деятельность прошла в городе на Неве. С 1857 года он руководил отделом критики и библиографии журнала “Современник”, где вместе с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Некрасовым определял революционно-демократическое направление журнала. В 1859 — 1861 годах составлял и редактировал “Свисток” — сатирический отдел в “Современнике”.

Бедное, полуголодное существование в годы учения, потом четыре года лихорадочного неутомимого труда подорвали здоровье Добролюбова. Летом 1858 года он отправился лечиться на курорт в Старую Руссу.

Из литературных источников и истории болезни известно, что в нашем городе Добролюбов жил и лечился полтора месяца.

Добролюбов снял комнату в доме Гольтяева, который находился на углу Дмитриевской улицы и Большого Дмитриевского переулка (теперь это угол улицы Красных Командиров и Комсомольского переулка), поблизости от “Заведения Старорусских минеральных вод”. Как обычно для того времени, на курорте собралось довольно веселое общество из привилегированного класса, но Добролюбов почти не соприкасался с ним. “Приезжих на воды здесь очень много и все веселятся, кроме, впрочем, меня”. Однако чувство юмора не покидало его никогда. В шутливом стихотворении к С. П. Галахову он так изобразил свое лечение:

Я лечуся

В Старой Руссе

От болезни,

Но хоть тресни,

Золотуха,

Точно муха,

Так пристала,

Что ей мало

Ванн соленых,

Кипяченных,

Нужны грязи.

 

Несмотря на этот шутливый тон, он чувствовал себя в моральном отношении очень плохо, и испытывал разочарование в собственных силах. Лечение “золотухи” на курорте заключалось в назначении соленых и грязевых ванн, а внутрь — йода.

О том, как работал Добролюбов над своими критическими статьями в Старой Руссе, сохранились воспоминания В. И. Модестова, студента Педагогического института, приезжавшего сюда на летние каникулы и встречавшегося здесь с Добролюбовым: “Был я у него несколько раз и на квартире, довольно неудобной вообще и в частности для занятий. Добролюбов писал тогда статьи о только что вышедшей в то время книге Устрялова “История царствования Петра Великого”. Иногда случалось так, что он, не желая бросать работы, продолжал писать в моем присутствии…”

В старорусский период жизни Добролюбова одолевало сомнение о правильности избранного им пути критика и публициста. Ему казалось, что карьера сельского учителя была бы более полезной и близкой идее служения народу.

Тревожили Добролюбова и его отношения с Терезой Грюнвальдт. Нежные чувства, любовь сменяются горечью упреков и осуждений в стихотворении, адресованном Терезе из Старой Руссы.

Тоской бесстрастия томимый,

Больной, усталый, всем чужой,

Я лишь тебе, мой друг любимый,

Внушил любовь тебе одной.

Добролюбов был вынужден вернуться из Старой Руссы раньше срока. “Лечение не принесло ему никакой пользы”, — писала в своих воспоминаниях А. Я. Панаева.

После возвращения с курорта он продолжал находиться в тяжелых условиях, много работал.

29 ноября 1861 года Добролюбов скончался. Похоронен он на Литераторских мостках Волкова кладбища, рядом с могилой В. Г. Белинского.

На улице Красных Командиров, недалеко от Никольской церкви, жил ленинградский поэт и прозаик В. С. Шефнер, автор многочисленных сборников стихов и повестей.

Вадим Сергеевич Шефнер родился 12 января 1915 года. Он происходил из военно-дворянской семьи. Деды были военными моряками, а отец пошел по сухопутной линии. После революции Сергей Алексеевич Шефнер, отец будущего писателя, стал военспецом в Красной Армии. Последние годы своей жизни он служил в воинской части, расположенной в Старой Руссе. Здесь Вадим и жил с родителями с 1919 года по июнь 1924 года в казарме, на частных квартирах, затем в детских домах как в самой Старой Руссе, так и в ее окрестностях. В нашем городе В. С. Шефнер прожил около четырех лет, но именно с городом на Полисти связаны у него наиболее яркие воспоминания. Свое отражение они нашли в книге “Имя для птицы”, которую сам писатель называет летописью впечатлений. “С годами в нас прорезывается память к минувшему, мы начинаем видеть и помнить то, что осталось позади… Память украшает и благоустраивает врученный ей город, надстраивает колокольни, расширяет реки. Моя Старая Русса – это не реально существующий город, но это и не выдуманный мной город, это Город – Впечатление”, — пишет Шефнер в своей повести, в которой немало страниц отведено воспоминаниям о Старой Руссе.

Мы не просто бродим с автором по улицам города, вглядываясь в знаки времени. Мы совершаем путешествие к источникам творчества и вдохновения поэта. Нам интересны и важны все приметы быта той поры, потому что это тоже страницы истории. Не зная, не помня их, мы можем просто оказаться вне духовной истории своей страны, ее культуры, литературы. И поэтому с таким интересом мы читаем летопись впечатлений автора.

В нашем городе есть немало людей, влюбленных в его поэзию. “Лучших стихов я не знаю. Они в полной мере соответствуют моему духовному настроению, моим духовным потребностям”, — говорила педагог М. А. Дементьева. С ним она более 10 лет вела переписку. Маргарита Анатольевна дорожила этим знакомством еще и потому, что их отцы служили в 1917 году в одном полку. Она с большим интересом изучала творчество поэта, восхищалась удивительными словесными образами, разнообразием его интересов.

Вадим Шефнер в своем творчестве на всю жизнь остался романтиком. Он находит романтику всюду, где бывает, на чем останавливается его взгляд: и в шуме городской улицы, и в пригородном неброском пейзаже, и в событиях крупного масштаба и в незначительных, казалось бы, проявлениях жизни.

Через все его творчество проходит тема памяти. Это не просто понятие, не просто психическое состояние человека. Это нравственное начало. Память — тот узелок, что соединяет ушедшее поколение с грядущими.

Незатухающая память поэта дарит обрывки воспоминаний и о нашем маленьком городе, о полковом оркестре, что вызывает у поэта “тайный озноб вдохновения” (стихотворение “Полковая музыка”).

Когда мы читаем или слышим шефнеровские стихи, еще раз убеждаемся, как нужна людям хорошая, добрая, умная поэзия, ибо, “пока стихи на свете есть, нам есть на что надеяться”.

На тихой набережной реки Перерытицы в нашем городе стоит двухэтажный деревянный дом. Он похож на другие дома, но фасад его отмечен мемориальной доской. Надпись на ней говорит о том, что в этом доме в течение многих лет жил Федор Михайлович Достоевский.

Прежде чем попасть в дом Федора Михайловича Достоевского, вы неизбежно пройдете по тем местам, где многое напоминает о писателе, где он любил совершать прогулки к курорту. Малашка, церковь Мины, Георгиевская церковь, Писательский переулок.

Жизнь Старой Руссы второй половины XIX века была тесно связана с великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Сюда он приехал с семьей в апреле 1872 года.

Что привело писателя в Старую Руссу? Какие обстоятельства привлекли внимание Достоевского к небольшому городу, а затем прочно связали Старую Руссу с его жизнью и творчеством?

Живший на свои литературные заработки, Федор Михайлович всегда нуждался. Неуверенность в завтрашнем дне, зависимость от издателей, плохое здоровье — все это заставляло торопиться, не давало возможности отшлифовать посылаемый в редакцию материал так, как хотелось бы замечательному романисту. Поэтому на лето 1872 года писатель решил выехать с женой и детьми из Петербурга в Старую Руссу.

Здесь с 1872 года почти до смерти летние месяцы писатель проводит в старом доме подполковника Гриббе. Несмотря на семейные треволнения, писатель работал над романом “Бесы” и написал почти всю его третью часть. В произведении отразились некоторые из старорусских впечатлений, в частности, невольные наблюдения за жизнью и нравами села Устреки.

Также старорусские впечатления нашли отражение в романе “Подросток”, над которым Достоевский начал работать в 1874 году, а уже в августе 1875 года в редакцию “Отечественных записок” были отправлены четыре главы завершающей части этого произведения.

В Старой Руссе Достоевский много и интенсивно работал. Здесь была написана значительная часть последнего романа — “Братья Карамазовы”. Провинциальный маленький городок Скотопригоньевск, в котором происходит действие романа, во многом напоминает Старую Руссу, и для старорусцев узнаваемы некоторые персонажи и ситуации романа. Город на Полисти навсегда стал городом “Братьев Карамазовых”.

Для Достоевского Россия — это не только Петербург, Москва, но, может быть, в первую очередь провинция, уездное захолустье, маленькие города. Не случайно действие романа, задуманного как большое художественное обобщение о жизни и судьбах поколений прошлой, настоящей и будущей России, Достоевский решил развернуть на фоне такого провинциального города, жизнь которого он хорошо знал по Старой Руссе.

Лето 1880 года, проведенное в нашем городе, было чрезвычайно насыщено творческой работой. В мае именно здесь за две недели была написана Пушкинская речь. 22 мая Достоевский выехал из Старой Руссы в Москву, чтобы участвовать в торжествах, посвященных открытию памятника Пушкину на Тверском бульваре. Открытие состоялось 6 июня, а 8 июня Достоевский произнес свою речь на торжественном заседании в обществе любителей российской словесности. Успех был огромный. Публика увидела в писателе духовного учителя, пророка. В Старую Руссу он вернулся в зените славы и общественного признания.

Старорусское житье 1880 года затянулось. 6 октября семья уехала в Петербург. Лето было исключительно плодотворным. Но оно стало последним в жизни писателя.

28 января 1881 года Ф. М. Достоевский скончался.

После смерти мужа Анна Григорьевна Достоевская продолжала приезжать в Старую Руссу, бережно сохраняя память об их совместной жизни в этом доме.

Старорусцы горячо откликнулись на смерть великого русского писателя, которого они уже привыкли считать своим земляком. По всей России развернулся сбор пожертвований на памятник писателю. Одновременно, по инициативе Анны Григорьевны Достоевской, начался сбор средств и для того, чтобы, по ее выражению, “поставить памятник живой” — основать в Старой Руссе школу имени Ф. М. Достоевского.

Собранных денег оказалось мало, но энергия Анны Григорьевны преодолела препятствия. Она добилась присоединения к этим деньгам суммы, оставшейся после сооружения памятника — надгробия на могиле Достоевского, организовала литературные вечера, сборы от которых пошли на школу, сама внесла в этот фонд 3200 рублей.

28 октября 1883 года — в один день и час с открытием памятника в Александро-Невской лавре — в Старой Руссе открылась школа имени Ф. М. Достоевского.

Старорусцы чтят память писателя. Набережная Перерытицы переименована в набережную Достоевского, прилегающий к его дому Мининский переулок стал Писательским. В доме Достоевского в 1969 году открылся музей, в котором посетители могут ознакомиться с жизнью писателя, жившего в нашем городе.

Ежегодно в Старой Руссе проходят чтения Достоевского, конкурсы творческих работ среди учащихся, открытые уроки Достоевского в школах.

В этом году к 180-летию со дня рождения великого писателя было решено поставить памятник Федору Михайловичу, автором которого стал известный скульптор Вячеслав Клыков. В настоящее время в администрации города и района идет формирование специального фонда по сбору средств на памятник Достоевскому.

Продолжая наш путь по тихой набережной Перерытицы, обратим внимание на небольшой двухэтажный каменный дом. В этом, когда-то бревенчатом доме с открытой верандой на огромный сад прошло детство будущего писателя, специалиста по истории русской культуры XVIII — XIX столетий Владислава Михайловича Глинки.

В. М. Глинка родился в 1903 году. Его детство — никогда не повышающий своего голоса отец (с отцом здоровался весь город), субботним вечером гости на веранде и книги, книги, книги…

В 1919 году 16-летний В. Глинка идет добровольцем в Красную Армию. После окончания войны уходит из армии в запас. Затем — недолгое посещение Старой Руссы. Но 18-летнему юноше уже тесно в провинциальном городе, манит Петроград. В 1927 году Глинка заканчивает юридический факультет Ленинградского университета, но работа юриста не привлекает его. Он становится экскурсоводом, а затем и научным сотрудником во дворцах музеях. Петергоф, Царское Село, Центральный исторический архив, Русский музей, Эрмитаж — вот места работы В. М. Глинки.

В 1938 году Глинка опубликовал в журнале “Костер” свой первый рассказ “Случай на маневрах”.

В 1944 году Владислав Михайлович окончательно переходит в Государственный Эрмитаж, где становится главным хранителем отдела истории русской культуры.

Многие годы Владислав Михайлович может писать лишь вечерами и ночами.

В 1948 году выходит в свет его “Старосольская повесть”, одно из первых художественных произведений о нашем городе, написанное Глинкой. Все события происходят в Старой Руссе и районе, о чем легко догадаться по историческому прошлому города, названного автором Старосольск, а также по действительным названиям окружных деревень. Время действия охватывает период аракчеевских поселений.

В. М. Глинка великолепно знал немыслимое количество людей и вещей прошлого. За советом к Владиславу Михайловичу обращались люди разнообразных профессий: сотрудники музеев, режиссеры, писатели, художники, учителя. Он был постоянным консультантом театров и киностудий. Постановку 34 театральных спектаклей и 19 кинокартин, в том числе “Войну и мир”, проконсультировал писатель.

В 1983 году за заслуги в области советской литературы и в связи с 80-летием со дня рождения В. М. Глинка был награжден орденом “Знак Почета”.

Вскоре после этого писатель умер. А письма с вопросами, благодарностями все шли и шли на его имя: как найти? Куда обратиться? Где узнать?

Старая Русса хранит светлую память о В. М. Глинке. В нашем городе часто проходят глинковские чтения, на последнем из которых присутствовал племянник писателя — Михаил Сергеевич.

Раскидистыми ветвями свисают к воде старые ивы, на мостках, раскинутых по берегу Перерытицы, как и в старину, женщины колотят вальками и полощут в реке белье. Стаи утиных выводков бороздят воду, а мальчишки сидят на берегу с удочками….

Оба берега Перерытицы и примыкающие к ней тихие улочки застроены в основном деревянными одноэтажными домами, летом утопающими в зелени фруктовых садов. В Старой Руссе бережно сохраняется исторически сложившийся характер застройки этой части города.

Слева на нашем пути открывается вид на исключительное по красоте и совершенству форм творение замечательного русского зодчего В. П. Стасова — Воскресенский собор.

Проходя вдоль тихой реки Перерытицы, мы видим, как перед нами появляется Живой мост, первое упоминание о котором относится к концу XVIII века, когда взамен парома соорудили мост на плотах. Народ назвал его “живым”, так как при движении конного транспорта настил ходил ходуном, играл. В окончательном виде мост на каменных опорах построен впервые в годы существования военных поселений.

И вот пройдя мимо кинотеатра “Россия”, мы оказываемся на небольшой тихой улочке Дзержинского, где видим небольшой двухэтажный каменный дом, в котором в разное время жили два замечательных человека.

Первый из них — Константин Михайлович Фофанов.

К. М. Фофанов родился в Петербурге в 1862 году. Воспитывался Фофанов в дешевых частных пансионах, хорошего образования не получил. Печататься начал с 1881 года. Наиболее известным читательской публике имя Фофанова стало с 1887 года, когда вышел в свет первый сборник его стихотворений. Произведения имели громадный успех. Известность Фофанова стала расти, а в 1900 году они были переведены на немецкий язык. Один за другим выходят его поэтические сборники. Он становится одним из популярных поэтов тех лет.

Но, несмотря на широкую известность и популярность, жизнь поэта складывается неудачно. Стесненное материальное положение не покидало Фофанова. Он не имел никаких доходов, кроме литературных гонораров, которые были чрезвычайно мизерными. Содержание многочисленной семьи требовало немалых средств. Нужда зашла так далеко, что редакция “Нового времени” назначила ему, как одному из активных сотрудников ежемесячное жалованье в 50 рублей, которые иногда оставались единственным источником жизни поэта и его семьи.

Несмотря на большие материальные затруднения, он вынужден был бросить все и уехать на два сезона в Руссу, в надежде хоть немного подправить свое окончательно расшатанное здоровье. Измученный тяжелой болезнью, почти полностью лишившись работоспособности, в состоянии глубокой тоски и безысходности летом 1903 года поэт приехал из Гатчины на лечение в Старую Руссу.

Старорусское “высшее общество” сторонилось Фофанова, с брезгливой гримасой отворачивалось от него, резко порицая поэта за то, что он, живя в Старой Руссе, “якшается с низами общества”. Вряд ли кто знает, как реагировал на это больной поэт, зато известно о его большой и теплой дружбе с рабочими старорусских железнодорожных мастерских.

Измученный болезнью и нуждой, поэт глубоко страдал и пытался утопить в вине всю тяжесть гнета царского режима. Но глаз его оставался зорким. Будучи в Руссе, он видел многое, чего не замечали те, кто сторонился его. Метко и зло передавал он свои впечатления о тогдашнем Старорусском курорте:

О Старорусский наш курорт,

Курорт поистине злодейский:

Больным здесь ставит ножку черт,

Здоровым – ножку полицейский…

В старорусский период жизни Фофанов создал ряд политических стихов и эпиграмм, в которых выражено резкое осуждение развязанной царским правительством войны с Японией и восторженное отношение к революции 1905 года, о которой поэт узнал в Старой Руссе.

Под свежим впечатлением событий 1905 года Фофанов начал писать в Старой Руссе драму в стихах “Железное время”, в которой есть такие строки:

Все об ногу в ногу и в руку рука,

Долой, палачи и тираны!

Смелей и смелей все в ногу, пока –

Призывая, гремят барабаны!

Творчество К. М. Фофанова высоко оценивали А. Н. Толстой, А. Майков, В. Брюсов, М. Горький, И. Репин и другие его современники. “Знаете ли, кто, по-моему, у нас теперь самый талантливый, самый крупный поэт — это наш Фофанов. В нем сидит необычайное дарование, удивительное чутье”, — писал о поэте А. Майков.

Другой человек, живший в доме на улице Дзержинского, — писатель, краевед Глеб Викторович Алехин (Масловский), которым мы и закончим знакомство с литературными местами Старой Руссы.

Г. В. Алехин родился в Старой Руссе в 1907 году. Здесь прошло его детство. С окончанием школы Глеб получил первую профессию и трудился учеником монтера на фанерной фабрике. Затем учился в Новгородском педагогическом техникуме и Ленинградском институте истории искусств.

Глеб Викторович работал преподавателем русского языка в школе, философии в специальном учебном заведении, завлитом в театре. Он никогда не забывал родную Старую Руссу. Приезжал на каникулы, в отпуск. В 1938 году с гордостью привез свою первую повесть “Неуч”, главным героем которой был рабочий паренек.

Во время Великой Отечественной войны Глеб Алехин был бесстрашным военкором, ходившим вместе с разведчиками в тыл противника. Он награжден двумя орденами Великой Отечественной войны и многими боевыми медалями.

В конце 1945 года Глеб Викторович приехал в Старую Руссу с целью написать роман о родном городе. В сборе дополнительного материала ему помог М. А. Карелин. Роман “Белая тьма” осветил историю чудесного городка на Полисти и был опубликован в журнале “Нева” в 1961 году. А потом вышла книга. В том же году он собрал 200 адресов земляков, проживающих в Ленинграде и Москве. И предложил собраться всем в родном городе и шефствовать над ним. Эту идею горячо поддержало старорусское руководство. Так началось патриотическое движение, кстати, единственное в стране.

Последнее время Глеб Викторович работал также и над сборником “Мои земляки”, в котором рассказывается о знатных старорусцах.

На протяжении 25 лет Глеб Викторович прославлял родную землю: писал о Достоевском, Свароге, Томском и других знаменитых деятелях, связанных со Старой Руссой.

Наш старорусский писатель Глеб Алехин всей душой был влюблен в родной край. Его приглашали на все торжественные события в город на Полисти, он отмечен многими почетными грамотами Старорусского горисполкома и медалью “40 лет освобождения Старой Руссы от немецко-фашистских захватчиков”.

Светлая память об Алехине Глебе Викторовиче навсегда сохранится в сердцах жителей Старой Руссы.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Мы с вами находимся у здания администрации города Старая Русса и района. Оглянитесь вокруг, и вы увидите, какой прекрасный вид открывается перед вашими глазами: слева — замечательный Воскресенский собор, справа виднеются купола Спасо-Преображенского монастыря, возникшего в конце XII века. Это бывший мужской монастырь. С 1974 года в его стенах располагается Старорусский краеведческий музей — филиал Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

В главном здании бывшего монастырского комплекса расположена выставка на тему “Литература и театр в истории культуры Старой Руссы”, которая действует в музее с января 1978 года и охватывает период с конца 50-х годов XIX столетия до нашего времени.

Именно этой выставкой я советую продолжить знакомство с творчеством деятелей русской литературы в Старой Руссе.

Коллектив научных работников музея ведет неустанную поисковую и исследовательскую работу для пополнения литературоведческой экспозиции о жизни и творчестве поэтов и писателей в Старой Руссе.

А Старая Русса повлияла на жизнь и творчество многих известных писателей и поэтов. Наш город, прелестный и неповторимый. Таким он был на протяжении всей своей многовековой истории. Такой Старая Русса остается и в наши дни. Доказательством этому служит то, что многие литературные произведения уделяли Старой Руссе внимание, начиная от пары ярких строк до целых глав и романов, написанных тепло и сердечно.

 

Библиография

I. Источники.

1. Краеведческий музей.

2. Дом-музей Ф.М.Достоевского.

3. Центр художественных народных промыслов и ремесел.

4. Периодическая печать:

“Старорусская правда”, 01.12.1967.

“Старорусская правда”, 21.01.1983.

“Новгородская правда”, 11.02.1988.

“Старая Русса”, 10.02.1994.

“Старая Русса”, 26.05.1998.

II.Литература.

Архипов Г. Н. Старорусские музеи. Л.,1982.

Вязинин И. Н. Старая Русса в истории России. Н.,1994.

Дементьев К. И. Печатное слово о Старой Руссе. Н.,1990.

Дробышевский Л. Г. Курорт Старая Русса. Н., 1955.

Дробышевский Л. Г. Старая Русса. Н.,1962.

Жаворонков А. З. Писатели на Новгородской земле. Н., 1960

Рейнус Л. М. Достоевский в Старой Руссе. Л., 1971.

Смирнов В. В. М. Горький в Старой Руссе. Н., 1956.

Тюрин В. А. Туристам о Старой Руссе. М., 1977.

1.Курорт “Старая Русса”, бронзовые бюсты Добролюбова и Горького напротив грязелечебницы — стр. 3

2.Комсомольский переулок (переход на Пушкинскую улицу) — стр. 3

3.Пушкинская улица, дача Новикова, в которой жил М. Горький — стр. 4

4.Комсомольский переулок (переход на улицу Красных Командиров) — стр. 5

5.Улица Красных Командиров, дом Добролюбова, дом Шефнера — стр. 6

6.Комсомольский переулок (переход на Георгиевскую улицу), Малашка, мостик — стр. 7

7.Георгиевская улица (переход в Писательский переулок), церковь Мины — стр. 7

8.Писательский переулок (переход на набережную Достоевского) — стр. 8

9.Набережная Достоевского, дом Ф. М. Достоевского — стр. 8

10.Набережная Достоевского, дом М. Глинки — стр. 8

11.Набережная Рыбаков — Живой мост — улица Трибуны (переход на улицу Дзержинского) — стр. 9

12.Улица Дзержинского, дом Алехина и Фофанова — стр. 10

Улица Дзержинского — улица Трибуны — набережная Советская (администрация Старой Руссы и района).

15.Вид на Спасо-Преображенский монастырь (литература и театр в истории Старой Руссы) — стр. 11

 

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ