Соборная Сторона
[ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ] [РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА] [ПОПЕЧИТЕЛИ] [СХЕМЫ СТ. РУССЫ] [БЛОКНОТ ГЛ. РЕДАКТОРА] [ССЫЛКИ]
[СТАТЬИ И ОЧЕРКИ] [МОЛИТВА ЗА СВЯТУЮ РУСЬ] [СТАРОРУССКИЙ КРАЙ] [ФОТООБЪЕКТИВ] [СПРАВОЧНОЕ БЮРО] [КОНФЕРЕНЦИИ]

ГОРОД ДОСТОЕВСКОГО

(публикации, посвященные жизни и творчеству Ф.М.Достоевского в Старой Руссе, заметки об истории создания Дома-музея Ф.М.Достоевского, старых и новых разделах его экспозиции, материалы экскурсий по Старой Руссе, посвященных великому писателю, публикации специалистов о биографии и литературном наследии Ф.М.Достоевского)

ПО ГОРОДУ "БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ"

Трудно было придумать более удачное размещение для этой художественной выставки. Картины, объединенные темой "Старая Русса - город "Братьев Карамазовых", поместили в галерее старинного особняка на берегу Перерытицы, из окон которого можно увидеть будто ожившие сюжеты художественных полотен - и Соборный мост, и сам Воскресенский собор, и дом роковой женщины знаменитого романа Достоевского Грушеньки Меньшовой... А выйдешь на улицу - вот она набережная, будто с картин сошла, и дом писателя в двух шагах, и синие купола Георгиевской церкви...

Словом, все, что видишь вокруг себя, - все на картинах, представленных в салоне будущего музея романа Достоевского "Братья Карамазовы", известного в документах, как "дом Фаворского" или "дом Беклимишевского" (по именам владельцев особняка). Художники, как и Достоевский, писали "картинки" старорусской жизни. А потому здесь попадаешь под очарование такого тесного сочетания реальности с вымыслом, что не сразу и разберешься, где кончаются "факты жизни действительной" и начинается творчество.

Кисть Елены Панченко водит по кривым старорусским переулочкам, останавливает нас у дома Глинки, у особняка купца Голикова. Людмила Тимофеева показала писателя на прогулке, а Елена Семенова - героев его романа, живущих на фоне старорусских видов, - Алешу (на снимке) и двух соперниц - Катерину Ивановну и Грушеньку. Старорусские улочки, церкви, набережные во все времена года, ночью и днем воссозданы на полотнах маслом, акварелью, гуашью, углем старорусскими художниками Мариной Филипповой, Татьяной Степановой, Анатолием Константиновым, Владиславом Тимофеевым, Лилией Васильевой...

Эта замечательная выставка-конкурс была организована редакцией Интернет-альманаха "Соборная сторона". Те, кто не смог посмотреть ее в Старой Руссе, смогли сделать это, заглянув на сайт альманаха. Там в рубрике "Галерея" создан виртуальный выставочный зал, в котором достаточно полно представлены живописные и графические работы участников выставки.

Закрытие выставки превратилось в настоящий праздник. Главный редактор "Соборной стороны" профессор Михаил Горбаневский вручил дипломы и денежные премии лауреатам выставки - художникам Галине Кижапкиной, Федору Шишову и Виктору Пухликову. Почетный диплом лауреата зрительских симпатий и памятный подарок были вручены Наталье Черниговской.

По условиям конкурса, картина художника, получившая приз зрительских симпатий, должна быть приобретена администрацией города и украшать ее стены. Честно говоря, мне трудно представить в здании администрации работы Натальи Черниговской, такие странные, построенные исключительно на ассоциациях, символах. Мне милее теплые старорусские пейзажи молодой художницы, только в нынешнем году покинувшей стены НовГУ, Татьяны Степановой. Но о вкусах не спорят.

Людмила МИТРОФАНОВА
(газета “Новгородские ведомости”, 19 декабря 2001 г.)