Соборная Сторона
[ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ] [РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА] [ПОПЕЧИТЕЛИ] [СХЕМЫ СТ. РУССЫ] [БЛОКНОТ ГЛ. РЕДАКТОРА] [ССЫЛКИ]
[СТАТЬИ И ОЧЕРКИ] [МОЛИТВА ЗА СВЯТУЮ РУСЬ] [СТАРОРУССКИЙ КРАЙ] [ФОТООБЪЕКТИВ] [СПРАВОЧНОЕ БЮРО] [КОНФЕРЕНЦИИ]

ГОРОД ДОСТОЕВСКОГО

(публикации, посвященные жизни и творчеству Ф.М.Достоевского в Старой Руссе, заметки об истории создания Дома-музея Ф.М.Достоевского, старых и новых разделах его экспозиции, материалы экскурсий по Старой Руссе, посвященных великому писателю, публикации специалистов о биографии и литературном наследии Ф.М.Достоевского)

Профессор В.В.Дудкин: “МУЗЕЙ РОМАНА “БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ” БУДЕТ УНИКАЛЕН !”

Приближается открытие в Старой Руссе очередной и традиционной встречи-конференции знатоков и почитателей творчества Федора Михайловича Достоевского, которую принято называть “чтениями”. Незадолго до начала чтений 2002 года несколько ответов на вопросы редакции альманаха “Соборная сторона” дал новгородский ученый-литературовед профессор В.В.ДУДКИН.

Из биографического справочника: ДУДКИН Виктор Викторович, профессор, декан филологического факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Родился в 1940 году в Ростовской области. В 1963 г. окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета по специальности “германская филология”, в 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1971 г. работал в Петрозаводске на кафедре литературы Карельского государственного педагогического института (сейчас - Карельский государственный педагогический университет), с 1975 г. - доцент; с 1995 г. - профессор. Ныне успешно руководит филологическим факультетом НовГУ, в науке известен, в частности, как специалист по творчеству Ф.М.Достоевского.

Виктор Викторович, давно ли вы как ученый-филолог занимаетесь Достоевскти, и почему это одна из важнейших тем в изучении современной русской и мировой литературы?

Достоевским я занимаюсь с 1968 года, когда поступил в аспирантуру, а научный руководитель предложил специализироваться на жизни и творчестве Ф.М.Достоевского в Германии. Достоевский относится к таким писателям, которые интересовались кризисными явлениями в жизни человека. Мы сейчас вошли в III-е тысячелетие. 20-й век был веком кризисов, веком войн, поэтому человеку, живущему на рубеже эпох, приходится задумываться: а зачем он живет? Достоевский всегда размышлял над этим, был не только писателем, но и настоящим философом.

Какое место, по Вашему мнению, занимает город Старая Русса в культурном пространстве России и мира?

Не знаю, какую-то “рейтинговую” оценку дать достаточно трудно. Но, по существу, роль Старой Руссы для истории русской литературы и литературоведения во многом сродни роли пушкинского Михайловского. Если провести аналогию с зарубежными странами, то похожий пример найдем на Кубе, связанной с творчеством Хемингуэя. Кубинцы по праву очень горды этим. Старая Русса в отечественном литературоведении и шире – в нашей культуре - очень сильно выдвинулась именно с началом Старорусских чтений. Уже спустя 2-3 года эта ежегодная конференция приобрела международный авторитет. Весьма высок ныне творческий и научный уровень участников чтений. Еще один позитивный момент в биографии Старой Руссы – праздники славянской письменности и культуры, когда сюда съезжались журналисты, кинематографисты, этнографы, культурологи. Особенно уникальная работа - создание Дома-музея Ф.М.Достоевского.

Какое значение в изучении творчества Ф.М.Достоевского занимают Старорусские чтения? Какова их результативность, каковы их плюсы и минусы?

О чем-то я уже вам сказал. Надо отметить, что в Старую Руссу в течение десятка лет приезжают именно ведущие специалисты по творчеству Ф.М.Достоевского, причем – не только российские или стран Ближнего Зарубежья, но и, например, японские и американские. По материалам чтений издается научный сборник, который проделал эволюцию в лучшую сторону. Сначала печатались только тезисы, а теперь это действительно солидный сборник статей и материалов, и я рад, что выступаю ныне как его научный редактор. На последней встрече с директором Дома-музея Ф.М.Достоевского мы обсудили пути совершенствования этого полезного издания, новые статьи и темы. Хочется сказать и о замечательной инициативе - выступлениях школьников, ведь это - растущая научная смена предыдущих поколений исследователей творчества Ф.М.Достоевского. Хорошо бы увидеть продолжение и развитие такой инициативы в новую добрую традицию! Перспективы есть и немалые, но надо активнее работать, чтобы их реализовывать. Очевидный минус - плохое финансирование. Раньше администрация Старой Руссы была в состоянии серьезно помогать проведению чтений, ну, а сегодня... Хотя понятно, что предъявлять претензии администрации, конечно, трудно. Отсутствие достойного финансирования – основная проблема всех культурных инициатив и проектов в нынешней России.

Виктор Викторович, как Вы оцениваете идею создания музея романа „Братья Карамазовы“ в доме Беклемишевского?

Идея создания такого музея несомненно интересна. Это будет уникальный музей! Но насколько радужны перспективы, настолько же и сложна реальная работа по созданию экспозиции. Ведь речь идет о музее одного произведения! Здесь очень много проблем. Например, как сделать экспозицию интересной для рядового посетителя? Когда все это задумывалось, вероятно, и эти вопросы в концепции нового музея были учтены.

Интервью взяла Станислава Кононова,
студентка отделения журналистики НовГУ