ДОМ ДЛЯ БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ
[ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ] [РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА] [ПОПЕЧИТЕЛИ] [СХЕМЫ СТ. РУССЫ] [БЛОКНОТ ГЛ. РЕДАКТОРА] [ССЫЛКИ]
[СТАТЬИ И ОЧЕРКИ] [МОЛИТВА ЗА СВЯТУЮ РУСЬ] [СТАРОРУССКИЙ КРАЙ] [ФОТООБЪЕКТИВ] [СПРАВОЧНОЕ БЮРО] [КОНФЕРЕНЦИИ]

ГОРОД ДОСТОЕВСКОГО

(публикации, посвященные жизни и творчеству Ф.М.Достоевского в Старой Руссе, заметки об истории создания Дома-музея Ф.М.Достоевского, старых и новых разделах его экспозиции, материалы экскурсий по Старой Руссе, посвященных великому писателю, публикации специалистов о биографии и литературном наследии Ф.М. Достоевского)


ДОМ ДЛЯ БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ

"Японцы приехали в ноябре, в пасмурный день, и встали перед домом Достоевского на колени!" - вспоминает Вера Богданова

Есть города, существующие как бы в двух мирах - действительном и литературном. Таков Петербург, такова же Старая Русса. Северную столицу и маленький райцентр объединяет мир, созданный Достоевским. Старая Русса - Скотопригоньевск "Братьев Карамазовых". В нем есть и дом Грушеньки, и дом Карамазовых, в нем узнаваемы набережные и церкви, перекрестки и мосты. В центре этого странного мира находится небольшой двухэтажный дом - загородная летняя дача семьи Достоевских. Директор этого дома не любит называть его музеем. Она, как и жители Старой Руссы, называет его "дом Достоевского". Именно в нем были написаны и "Братья Карамазовы". И надеется, что когда-нибудь сможет организовать в своем городе музей, переносящий посетителя в мир романа.

- ВЕРА ИВАНОВНА, как возник Дом-музей Достоевского в Старой Руссе? - Мы не очень любим, когда дом Достоевского называют музеем. По нашему убеждению (я имею в виду весь коллектив), это единственный на всей Земле дом Федора Михайловича, принадлежавший лично ему. И как дом Достоевского он существует с 18 мая 1872 года, когда писатель приехал жить в наш город. Это был день Старорусской иконы Божией Матери - самый значительный для жителей Старой Руссы праздник... Даже в те годы, когда здесь располагались разные государственные учреждения (загс, библиотека, музыкальная школа), этот дом всегда был именно домом Достоевского. Старороссы говорили, встречаясь друг с другом: "я видел такого-то около дома Достоевского" или "у дома Достоевского ледоход начался". Из памяти народной принадлежность этого дома не исчезала никогда. А вот о возвращении его хозяину разговор стал возникать примерно с 1968 года. В том году стали появляться публикации и в центральных газетах, и в нашей местной прессе, в которых говорилось, что нам, русским, пора отдать долг великому писателю и вернуть дом по его прямому назначению. Имена говоривших об этом были очень известны - с благодарностью я вспоминаю и Георгия Александровича Товстоногова, и внука Федора Михайловича - Андрея Федоровича Достоевского. Позднее это были и Даниил Александрович Гранин, и, конечно, Владислав Михайлович Глинка, всегда считавший, что дом нужно вернуть Достоевскому. Еще в 1945-м, после освобождения Старой Руссы, он писал о том, что во время военных действий дом Достоевского сильно пострадал и сохранить его для будущих поколений просто необходимо.

Непосредственно же в Старой Руссе всеми этими делами занимался наш местный учитель истории Георгий Иванович Смирнов, которого мы и считаем основателем музея Достоевского. Его стараниями в городе сначала была создана постоянная литературная экспозиция, вопреки исторической правде располагавшаяся в двух комнатах нашего дома. На первом этаже жила прислуга Достоевских, сам же писатель с семьей располагался на втором - там параллельно с литературной экспозицией действовала музыкальная школа. Так и получалось некоторое время - наверху дети поют, а здесь, где мы сейчас сидим, идет серьезнейший разговор о Достоевском. Это был 1969 год. В своем сегодняшнем виде дом Достоевского существует с 4 мая 1981 года. Этот год был объявлен ЮНЕСКО годом Достоевского: отмечались две даты - 160 лет со дня рождения писателя и 100 лет со дня кончины.

- В доме Достоевского, по словам вашего экскурсовода, можно увидеть подлинные вещи, принадлежащие писателю и его близким. Как вам удалось собрать такое количество уникальных экспонатов?

- Мне очень приятно ваше утверждение, но я не считаю, что у нас много вещей, принадлежащих Достоевскому. Хотя кое-что, бесспорно, есть. Попали они к нам разными путями. Цилиндр и перчатка Федора Михайловича - дар вдовы его внука. Кое-что нам передали внучатые племянницы писателя - Мария Владимировна Савостьянова и Ирина Николаевна Горюновская, к сожалению, ныне покойные. Некоторые подлинные фотографии подарил из своих запасников Государственный литературный музей. Но до сих пор в запасниках Литературного музея хранится подлинная мебель из старорусского дома, принадлежавшая Достоевскому. Насколько я знаю, мебель эта в экспозиции не используется. Мы несколько раз обращались и в дирекцию музея, и в Министерство культуры с просьбой передать нам эти вещи. Но нам предложили вариант, который нас абсолютно не устроил, - взять их на временное экспонирование и перед этим отреставрировать. То есть мы должны были бы за свой счет их подновить, некоторое время подержать у себя, а потом вернуть в Литературный музей. Я считаю, что это была крайне опасная политика государства в области культуры, когда все более или менее заслуживающее внимания из провинции стягивалось в столицу. Культура не только в Москве или в Петербурге - культура везде, где живут люди, и провинция, по моему глубокому убеждению, как раз та почва, которая и питает столичные города.

- В Петербурге существует Музей-квартира Достоевского. Очевидна прямая историческая связь между петербургской квартирой и старорусским дачным домом Федора Михайловича. Поддерживаете ли вы контакты и взаимодействуете ли с петербургской "зимней" квартирой писателя? - У нас очень хорошие и теплые отношения. Так, в феврале, в день памяти Достоевского, в петербургской квартире проходили дни Старой Руссы. Из нашего города приехала большая делегация, была устроена выставка художников, и самое главное - впервые после 1917 года на могиле писателя в Александро-Невской лавре была отслужена панихида архиерейским чином, ее, в сослужении со старорусскими священниками, в том числе и с настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери, бывшей приходским храмом Федора Михайловича, служил ректор Петербургских духовных академии и семинарии епископ Тихвинский Константин. Было бы хорошо каждый год в день памяти Достоевского поддерживать эту традицию. У нас разработана региональная программа изучения творчества Достоевского для средних школ - городских и районных. В двух школах Старой Руссы Достоевского изучают начиная с третьего класса. Поездка с учащимися таких классов в Петербург для участия в панихиде в день памяти писателя запланирована на следующий год.

- Но Достоевский считается чрезвычайно сложным писателем. Как же вы предлагаете изучать его детям?

- Это замечательная программа, которую можно назвать "литературным краеведением". В ней и детство Достоевского, и его привычки в детстве, самое первое потрясение детской души - он в храме во время литургии увидел, как между перекрещивающихся лучей света в куполе из одного окна в другое пролетел белый голубь... - Но даете ли вы третьеклассникам текст?

- Конечно! Они читают отрывки из "Братьев Карамазовых" - главу о мальчике у Христа на елке, "Перезвон"... Да и "Неточка Незванова" воспринимается детьми. Если бы вы знали, как они откликаются на стиль Достоевского! У детей еще не замутнены образ и подобие Божие. Они чувствуют многие вещи гораздо лучше нас. Программа вступила в действие пять лет назад, и сейчас мы добрались только до седьмого класса.

- Заметно ли влияние этой программы на культурную жизнь Старой Руссы? - Мне трудно об этом говорить. Но, по моим наблюдениям, люди устали от грандиозных массовых мероприятий. Вокруг нашего дома создался определенный круг, считающий это место родным. У нас, например, проводятся театральные фестивали камерных работ по произведениям Достоевского. Хотя их идея принадлежит не нам, а Новгородскому отделению Театрального общества, возглавляемого Татьяной Павловной Гудзимской. Мы уже провели три таких фестиваля - в ноябре должен пройти четвертый, но боюсь, что из-за отсутствия средств он не состоится. Все, что происходит со страной, в первую очередь касается и ее культуры. И меня это тревожит гораздо больше, чем рост цен на хлеб.

- На какие средства существует сегодня дом Достоевского?

- Из областного бюджета оплачивают отопление и электричество. Хотя и периодически отключают телефон... Самое же главное и обидное в том, что из-за отсутствия денег от нас уходят очень ценные экспонаты. Например, в июле нам предлагали купить нотный альбом с автографом племянника Достоевского Федора Михайловича-младшего. К сожалению, у музея не нашлось 500 рублей. Мы уговаривали владелицу альбома не отдавать его в чужие руки, но она очень нуждается, и что с ним будет - мы не знаем. Точно так же мы не сумели приобрести прижизненное издание "Записок из Мертвого дома". На шкафу стоит модель памятника писателю - мы не можем заплатить скульптору даже за эту миниатюрную работу. И таких примеров можно привести множество. - Вы не пытались, как это принято во многих западных странах, создать своего рода Фонд музея Достоевского? Ведь в Старой Руссе были написаны и "Братья Карамазовы", и главы из "Бесов", переведенные на все языки мира, а поклонники писателя живут не только в России...
- Я ни к кому обращалась. Но если кто-то хочет нам написать, то сделать это легко - наш адрес: "Россия. Старая Русса. Дом Достоевского". - Связано ли с вами Российское общество Достоевского?

- Вообще-то да... Я вице-президент этого общества. Президент его Игорь Леонидович Волгин. Но никакой практической помощи от этого общества мы не получили. - Много ли народа посещает дом Достоевского? Добираются ли до Старой Руссы иностранцы?

- Старая Русса долгое время была закрыта для посещения иностранцами, но когда дом Достоевского открылся, то первая иностранная группа была японской... Японцы приехали в ноябре, в пасмурный день, и встали перед домом Достоевского на колени! Я сохраню об этих японцах самые нежные воспоминания! Сейчас же, наверное, труднее не назвать страну, откуда у нас не было гостей. У нас была даже делегация с Берегов Зеленого Мыса, в составе который были не папуасы с кольцами, а люди, прекрасно знающие и любящие Достоевского. - Какими вы видите перспективы дома Достоевского?

- Я считаю, что в Старой Руссе должен быть научно-культурный центр, посвященный изучению творчества Достоевского. Он должен состоять, во-первых, из мемориального дома Федора Михайловича, во-вторых, из дома, где будет располагаться литературная экспозиция, посвященная самому старорусскому роману Достоевского - "Братья Карамазовы". Этот дом находится в завершающей стадии реставрации. Кроме этого, здесь же должны разместиться выставочный зал, специальные классы для изучения творчества Достоевского и основ православной веры, поскольку, по нашему глубокому убеждению, Федор Михайлович - великий русский православный писатель. Изучать его творчество, не будучи знакомым с основами православного вероисповедания, и в первую очередь Евангелия, - невозможно.

Кроме того, в научно-культурный центр войдет та историческая часть Старой Руссы, которая детально отражена в "Братьях Карамазовых". Многие наши улицы, переулки, сады и мостики через реку перенесены Достоевским в роман. Это своего рода уникальный литературный музей под открытым небом. Сюда же должен войти и памятник писателю, сбор средств на который ведется давно, но когда началась так называемая реформа, то все собранные нами деньги исчезли... Все это рухнуло в ту пропасть, над которой сегодня стоит, колеблясь, вся Россия.

Максим ШЕВЧЕНКО
("Независимая газета", 20.11.1998 г.)



Продажа мягкой мебели в интернет-магазине. Информация о скидках, продаже в кредит, доставке