ТВОРЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ СПЕКТАКЛЯ ПО РОМАНУ "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ" С.ЖЕНОВАЧ НАШЁЛ В СТАРОЙ РУССЕ
[ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ] [РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА] [ПОПЕЧИТЕЛИ] [СХЕМЫ СТ. РУССЫ] [БЛОКНОТ ГЛ. РЕДАКТОРА] [ССЫЛКИ]
[СТАТЬИ И ОЧЕРКИ] [МОЛИТВА ЗА СВЯТУЮ РУСЬ] [СТАРОРУССКИЙ КРАЙ] [ФОТООБЪЕКТИВ] [СПРАВОЧНОЕ БЮРО] [КОНФЕРЕНЦИИ]

ГОРОД ДОСТОЕВСКОГО

(публикации, посвященные жизни и творчеству Ф.М.Достоевского в Старой Руссе, заметки об истории создания Дома-музея Ф.М.Достоевского, старых и новых разделах его экспозиции, материалы экскурсий по Старой Руссе, посвященных великому писателю, публикации специалистов о биографии и литературном наследии Ф.М. Достоевского)


ТВОРЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ СПЕКТАКЛЯ ПО РОМАНУ "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ" С.ЖЕНОВАЧ НАШЁЛ В СТАРОЙ РУССЕ

Московский режиссер Сергей Женовач - человек необыкновенный. Таких больше "не выпускают". Залогом его профессионального успеха, который выражается во вполне обыкновенных формах - премиях, наградах, хвалебных рецензиях, является спокойная вера в светлое начало искусства. Благодаря фестивалю "Золотая маска" рижане скоро увидят две его работы - "Мальчики" (спектакль покажут 16 ноября на Малой сцене театра "Дайлес") и "Белая гвардия" (18 и 19 ноября в Опере).

У латвийского зрителя есть возможность увидеть два спектакля - "Мальчики" и "Белая гвардия" - одного из самых любимых в России режиссеров.

Сергей Женовач: "Театр - это большой невидимый труд, на который сегодня способны только мальчишки и девчонки".
Когда я делилась с московскими театралами своими восторгами по поводу искренней, честной, возвышенно-доброй режиссуры Сергея Женовача, у них довольно сияли глаза, как будто Женовач - предмет их личной гордости. Но потом они со вздохом говорили: "Даже в Москве такие люди - большая редкость".
А после беседы с Сергеем Женовачем в Союзе театральных деятелей России к вашему корреспонденту подошла гардеробщица, очень старая, строгая на вид, по-московски интеллигентная женщина, и спросила: "А вы не знаете, премию "Золотая маска" Сергею Васильевичу дадут? Мы все его так любим!" Пришлось разочаровать ее: жюри не сообщает журналистам свое мнение раньше времени.
"Так нас воспитали"
В этом году на "Золотую маску", главную театральную награду России, номинировали спектакль "Мальчики", который Женовач поставил со своими студентами из ГИТИСа по мотивам романа Достоевского "Братья Карамазовы". Награду эту получил другой режиссер, но не в наградах дело. Их у Женовача хватает. Премия Станиславского, премия "Гвоздь сезона", Госпремия спектаклю "Правда хорошо, а счастье лучше" в Малом театре, "Золотая маска" за постановку "Идиота" в Театре на Малой Бронной. Главное, что его театральные работы всегда окрыляют, вдохновляют и радуют сердце зрителя.
- Просто нас так воспитали наши замечательные учителя - Петр Наумович Фоменко, Роза Абрамовна Сирота, спектакли и книжки Эфроса, - объясняет Сергей Женовач. - Они считали, что самое главное - не просто продержать внимание зала на какое-то время за счет различных приспособлений, приемов и внешних парадоксов, а создать некую реальность, которая была бы в этот момент интереснее, глубже и сильнее жизни. Чтобы легче было жить, чтобы хотелось жить.
И теперь настала очередь Сергея Женовача передать своим ученикам полученное им от учителей отношение к профессии. Он говорит, что главный критерий правильно набранного курса - это когда занятия уже окончились, а студенты все еще стоят стайкой в скверике под окнами, не расходятся, потому что теперь друг без друга не могут. Курс, с которым Женовач поставил как дипломную работу спектакль "Мальчики", стал теперь труппой его нового театра - Студии театрального искусства. Потому что после пяти лет учебы они тоже не смогли расстаться и разойтись по разным театрам.
Стайка, скользящая по лужам
- Я очень любил роман "Братья Карамазовы" и давно мечтал сделать несколько линий из него. Однажды я поехал в Старую Руссу. Это место действия романа, там все сохранилось как при Достоевском. И жители этого маленького городка везде развесили таблички: это дом Грушеньки, это гимназия, где учились мальчики, это лавка, где Митя Карамазов покупал продукты, а это ресторан, где Иван ел уху с Алешой и решал вечные вопросы... Когда я все это увидел, я был поражен. И вот как-то после дождя мы шли с товарищем по улице Старой Руссы - и навстречу нам шли мальчишки, обнявшись за плечи, стайкой. Кругом были лужи, и они обходили их, не разрывая своей стайки, не разнимая рук. В тот момент меня что-то резануло, и я понял, что я хочу сделать, - говорит режиссер.
Из спектакля, в котором мальчики-гимназисты, не покидая сцены ни на минуту, переживают вместе большое душевное потрясение, родился театр, в котором вчерашние мальчишки-студенты готовы вместе свершать открытия. Режиссеру хотелось, чтобы в их жизни продлилось то радостное увлечение общим делом, которое называется студийностью, ощущение театра как праздника, а не как места работы.
А во время постановки "Белой гвардии" в Московском Художественном театре Сергею Женовачу удалось заразить безумной любовью к сцене других мальчиков, уже не актеров, а солдат:
- На первых спектаклях "Белой гвардии" юнкеров играли солдаты из кремлевского почетного караула. Потом вышел приказ военного начальства, что нельзя использовать армию в неуставных целях. А по-моему, цели были воспитательные. В них настолько глубоко вошел этот театральный запал, что они собственными силами поставили у себя в полку "Белую гвардию". Мальчишки, которым по 17 лет, сами играли и Елену, и Мышлаевского, и Тальберга. Это было так трогательно! Эта искренность - вот что кажется мне очень важным. Заниматься театром искренне, непосредственно. Делать это на радость себе и другим людям. Понимать, что ты хочешь сказать, и верить, что если ты этого не расскажешь, то этот день твоей жизни пройдет неправильно. Поверьте, это очень большой труд, невидимый, но на это способны сегодня только мальчишки и девчонки. Очень часто на сцену выходят взрослые люди, даже достойные артисты, но они просто отбывают время, потому что им нечего сказать.
Постигнуть мир и найти себя
В работе над "Белой гвардией" режиссера влекла и манила энергия мхатовской сцены, судьба знаменитого спектакля 30-х годов "Дни Турбиных". Ему казалось, что тот спектакль как будто продолжает незримо жить в стенах театра.
- Мне хотелось показать жизнь во время слома. Сейчас ведь снова происходит слом - и у нас в России, и у вас в Латвии. Этот слом идет через душу и сердце каждого человека. Как жить? Как не потеряться в этих условиях, как сохранить себя, семью, дружбу? Вся турбинская компания ищет свой путь. Многие считают, что "Дни Турбиных" - это бытовая история. Неправда! У нас принято военных идеализировать. И многие возмущались: как это офицеры могут на сцене ходить в нижних рубашках, пить водку и выбегать в ванную, чтобы освободить желудок от излишне выпитого? А что, военные не люди, что ли? Они мерзли, и вши по ним ползали, и водку они пили, чтобы согреться, и кровь видели, и людей убивали. При этом они верили в бога, верили в царя и были верны офицерской чести.
Наверное, это главная режиссерская черта Сергея Женовача - показать в простом, обыденном, житейски-убедительном некий высший смысл, который обычно стыдливо прячется и которому противопоказаны пафос и выставленье себя напоказ. Именно в этом он видит предназначение театра. И радуется, что молодые актеры приходят в профессию отнюдь не ради денег (их тут не заработаешь), не ради славы (славу приносят кинематограф и сериалы).
- Что толкает в актеры? Просто хочется быть человеком играющим. Художники играют с пространством и цветом, режиссеры играют в сочинительство мира. Актеру тоже хочется играть и через игру постигать себя, своих близких, весь мир. Можно ведь мир понять через мозг, через цифры, а можно через душу, через стихотворение, или музыку, или расположение пятен на холсте. Но наивысшее постижение - через игру.

Мая ХАЛТУРИНА
"ЧАС" (Ежедневная газета Латвии), 17.10.2006

http://www.chas-daily.com/win/2006/10/17/g_008.html?r=33&

http://www.d-pils.lv/news/2/234310