СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. Страницы истории села Взвад.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Батюшка Ильмень

Страницы истории села Взвад

Взвад - старинное село, известное с XII века. Оно не раз упоминалось в летописях как княжеская волость, "богатая охотой на водоплавающую дичь" и тем, что "князья гнали зверя". Взвад расположен на берегу озера Ильмень при впадении реки Ловать. Издавна здесь жили лоцманы, хорошо владевшие своим искусством, водившие суда вверх по течению реки, для чего специально держали лошадей.

 

Картина "Лодки на Ильмене". Художник Е.П. Биткин. 1960 г.
http://www.artforum.ru

История села Взвад своеобразна и в то же время напоминает истории многих сел. Об истории новгородского Приильменья рассказывается подробно в книге Л.А.Секретарь и Л.А.Филипповой "По Приильменью" /Л., 1991г./. Русская деревня прошла через нелёгкие испытания: годы коллективизации, войну, послевоенную нищету, всегда страстно желавшая жить по-человечески, "перестройку".

Погост Взвад - таково древнее название поселения. Название села произошло от глагола "возводить" - "проводить вверх по течению" /о судах/, то есть совершать "взвад". Через реку Ловать и озеро Ильмень проходил старинный путь "из варяг в греки". Основным же занятием жителей было рыболовство. Взвад развивался как крупное торговое и рыбопромысловое поселение. Торговали здесь в ХVI веке не только русские купцы, но и иноземные. Этому способствовало удобное географическое положение села. С начала ХVII в. развитие села прекращается в связи с моровым поветрием, о котором писал в "Истории государства Российского" Н.М.Карамзин. Он отмечал, что Взвад пришёл в запустение "люди померли в моровое поветрие, а иные побиты от немецких и литовских людей" в период польско-литовской интервенции интервенции. Были и другие исторические события, а также частые наводнения, не позволявшие подняться Взваду до высокого экономического уровня развития. О весеннем наводнении 1903 года писали в "Вестнике Новгородского земства": "Мы живем, как среди Ледовитого океана: кругом вода. И ждём ежечасно, когда нам лёд поломает все постройки. 27 марта сломало двухэтажный дом. А 28 марта поломало несколько мережных бань. По площади катаются на лодках и челноках. Настоящая Венеция, только горькая и непоэтическая". Дома на улицах села располагалсь близко один к другому, потому что места было очень мало, ибо Взвад находится на острове. Местные жители шутили: "Можно было из дома в дом на ухвате пироги подать, угостить соседа в окошке".

В 1908 году вышла небольшая книга "Взвад", написанная графом Павлом Шереметьевым. Страстный любитель охоты, он писал со знанием дела: "Лучшая охота на Взваде - весенний пролёт гусей. Летом охотятся на бекасов и уток. Бекасов так много, что можно ходить без собаки". Граф в этом селе имел дом и охотничьи угодья, держал собственных егерей.

Во Взваде мы сталкиваемся с редким случаем организации сельчанами небольшого хорошего местного музея, рассказывающего об истории села. Местные жители помнят прошлое, любят о нём вспоминать. Так, Нина Фроловна Михеева 1929 года рождения рассказала в беседе с ней, записанной 1 июля 1998 года, о том, что "Взвад славился", в частности, тем, что из Петербурга "сюда приезжали князья на охоту", и останавливались у её дедушки Ивана Михеевича Михеева. Рассказчица показала фотографию и прокомментировала: "Князь Николай Михалыч приезжал, это брат царя. Он любил уток бить. Дарственная была у Николая-то. Дедушке подарена.". Великий князь запечатлён на фотографии с охотничьими трофеями рядом со своим егерем Васей. Нина Фроловна продолжила: "Из Взвада потом ездили на Вешку. Ну, там тоже жили. Это озёрко так называется, что в десяти километрах в сторону Парфино /районный центр/, и там охотились". На другой фотографии - дом дедушки с надписью "квартира смотрителя Ильменской охоты". Она вспоминает, что в последнюю войну был разрушен дом, где жили князья, что в 1937 году начали разрушать церковь: "Разобрали верх /купол/, сделали танцплощадку /клуб/. Здесь в первый класс я ходила, была школа в ней. А потом, после войны мы приехали, она так и стояла - половина колокольни пробитая: Два трактора под церковь подвели, стену было не повалить. В 1971 году клуб открыли", - закончила повествование Нина Фроловна.

Среди экспонатов музея:
- Большая мережа (сеть для подледного лова). - Ризцы. Для ловли мелкой рыбы (снетка) весной. "Рыбка набивается, когда снеговой год, в ризцы полностью так, что их не поднять". - Макеты инструментов для подледного лова: пешня - делать лунки; приспособление для вытаскивания льда из лунки, дровни - в них зимой запрягают лошадь и рыбаки ездят в озеро, корзина и другие. - Самопряха. На самопряхе плели хлопчатку и шерсть - пряжу для сетей. По словам местных жителей: "Закупали льняное волокно, плели все сами, вручную. Не как теперь эту капроновую дель покупают, привозят. А мужчины уже шьют себе орудия лова. И мужчины сети плели и женщины раньше плели, помогали мужчинам".

В ноябре 1917 года на месте княжеской усадьбы был образован Взвадский сельский совет. С октября 1929 года создан колхоз "Красный рыбак", первым председателем которого стал Гоголь Иван Васильевич. Колхозные рыбаки ловили рыбу в основном на вёсельных лодках, как в старину. Лишь перед войной колхоз приобрёл катер "Ударник", который буксировал невод в озеро. Колхоз ныне уже не существует, ибо работы по организации рыбной ловли с началом периода перестройки взяты в частные руки предпринимателями из Новгорода. Местным жителям, правда, от этого не стало легче, ибо заработков нет, да и рыба ловится всё хуже в связи с ухудшающейся экологической обстановкой.

В годы войны ушли защищать Родину 253 жителя села, вернулись лишь 151. С момента освобождения /февраль 1944 года/ в разорённом селе снова взялись за строительство вёсельных лодок и вязание сетей. Жизнь налаживалась, но очень медленно. После войны возобновилась в селе и "фольклорная" жизнь. Снова, как и в прежние, ещё дореволюционные времена, жители села приходили отдохнуть на вечерки, проходившие то в одном, то в другом доме. На вечерках пели песни, водили хороводы, играли. Ещё в конце семидесятых годов молодые женщины вспоминали, что они детьми тоже были на этих вечерках и слышали "Розочку алую" и "Сведи маменька в хоровод гулять". По инициативе библиотекаря Рыбаковой Раисы Фёдоровны и председателя колхоза Масловой Галины Антоновны в 1967 году был организован фольклорный хор, в составе которого были и пожилые люди, старшей из них, Ивановой Ольге Ивановне, было 77 лет, а молодым, ученицам 10 класса школы - по 16 лет. Всего в хоре пели 35 человек. Хор исполнял свои местные старинные взвадские песни, затем в его репертуар вошли песни новгородского композитора Никитина "Город над Ильменем" и учителя школы самодеятельного композитора Турмана Эдуарда Павловича "Взвадский вальс". В конце 70-х годов остался лишь основной состав хора из 7-ми человек, которые, по словам самих исполнителей, пели "только для себя на вечерках, да и то теперь в одиночку стали петь-то". Вечерки стали отходить в прошлое. Пожилые женщины стали ходить на спевки всё неохотнее, а молодежь вечерки в прежнем их виде не устраивали. Правда, в это время в хор ходили три ученицы 10 класса, которые учились петь старинные песни. Пожилые женщины вспоминали, что с "долгими" песнями ходили по своей деревне во время праздников: "Пройдём раз-другой да и пойдём в Чартицко /деревня, находившаяся в 5 километрах/, так там все рты разинут. Они там не пели. Но мы не любили туда ходить. Лучше у себя пели, ходили да пели. И хороводы водили, все так и разыгрывали: сын ходит крестьянский, дворяночку выбирает, потом мещаночку, а нужна-то дочь крестьянская, колхозница /иронизировала рассказчица/. А потом в конце песни и целуются парень с девушкой".

(По материалам раздела "История и фольклор в селах Новгородчины", опубликованного на сайте http://soros.novgorod.ru/grants/IEA712w/04.htm)

Интернет-проект "ФОЛЬКЛОР НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" выполнен при содействии института "Открытое Общество" (Фонд Сороса). Автор и руководитель проекта: Бердяева Ольга Сергеевна. Научный консультант: Мусатов Владимир Васильевич. Вебмастер: Сергей Сидорин.

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ