СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. Садко. Фольклорный персонаж.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Легенды, предания, сказы

Что мы знаем о Садко?..

По Ильменю разлита синева,

Бездонная, как чистый небосвод,

И кажется, что выйдет Волхова

Из глубины

И песню запоет…

…………………………..

Мне песенное озеро не раз

Приснится,

Когда буду далеко

И прозвучит его гуслярский сказ,

Который пел

Под рокот струн Садко.

Н. Алтухов

Этими строками под музыкальные звуки Н. А. Римского-Корсакова к опере “Садко” и началась встреча краеведов города 22 марта 2001 года.

Садко – герой русского былинного эпоса. Изучение былин требует, прежде всего, выяснения вопроса об их происхождении, о связи их содержания с исторической действительностью.

Статьи В. Г. Белинского были первым опытом научного изучения былин. Критик дал замечательный по глубине и тонкости анализ идейного и исторического содержания песен о Садко. “Это один из перлов русской народной поэзии”, – так характеризовал он былину.

Есть древнейшее имя Садок, т. е. правдивый, справедливый. Оно ассоциировалось с русскими словами “сад” или “садок” (также и в значении “устройство для содержания живой рыбы”).

В первой новгородской летописи сохранилось вполне достоверное известие, датируемое 1167 г.: “На ту же весну заложил Съдко Сытиницъ церковь камяну святую мученику Борису и Глебу, при князи Святославе Ростиславици, при архиепископе Илии”.

В дальнейшем летопись сообщает об освящении этой церкви в 1173 году, о восстановлении после пожара в 1441 году и о разборе за ветхостью в 1682 году. Причем, эта церковь Бориса и Глеба была поставлена на месте сгоревшей тринадцатиглавой святой Софии новгородской. Это был самый большой новгородский храм после Софии, стоявшей в древнем Детинце.

Борис и Глеб в XII-XIII веках считались покровителями мореплавателей. Поэтому храм честь Бориса и Глеба мог воздвигнуть или мореплаватель, или же человек, потерпевший крушение и давший зарок на краю гибели, в случае спасения, воздвигнуть храм в честь Бориса и Глеба.

Никаких других известий о Садко Сытнице не сохранилось, но в некоторых вариантах былина о Садко заканчивается его обещанием сделать церковь соборную.

Садко летописи и Садко былин – одно и то же лицо, – таково мнение Д. С. Лихачева. Многие другие современные исследователи придерживаются этой же точки зрения.

В. Я Пропп обратил внимание на своеобразие художественного образа народного гусляра, созданного в былине: “Герой ее, Садко, не богатырь и не воин, он бедный певец-гусляр. Это не мифический певец типа Вяйнемуйнена, но и не скоморох, потешающий своих слушателей песнями не всегда высокого достоинства. Это – настоящий художник, и как тип певца он, несомненно, историчен. Мы имеем все основания предполагать, что на том же высоком уровне находилось и музыкальное искусство Новгорода и что оно высоко ценилось и было популярным. Иначе бедный певец не смог бы войти в эпос и стать главным героем его”.

Уже в первых античных описаниях славян упоминаются гусли, бывшие не столько музыкальным, сколько ритуальным инструментом.

В отличие от других героев былин, у садко нет ни физической силы, чтобы бороться с противником, ни богатства (первоначально), чтобы состязаться с соперниками. Он богатырь в сфере искусства.

Краеведы познакомились с репродукциями с картин “Садко” в исполнении И. Е. Репина (1873 г.) и В. М. Васнецова (1919 г.), узнали о том, что декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова “Садко” выполняли Н. К. Рерих и М. А. Врубель. Послушали старорусских художников, работающих по данной теме: В. А. Федорова (палехская роспись) и А. Н. Константинова (книжная графика).

На выставке были представлены различные варианты былины, изданные во второй половине во второй половине ХХ века. Среди них – и поэтическое сказание “Садко” Л. И. Кириллова (Москва, изд. “Барс”, 2000 г.). Прослушали “Садко” А. К. Толстого.

А в заключении познакомились с видеозаписью 6-й и 7-й картин оперы Н. А. Римского-Корсакова “Садко” в исполнении артистов Большого театра, где в образах Садко и его дружины композитор олицетворяет любовь к Родине, любовь деятельную, побеждающую все препятствия. В образе Садко прославляется не только сила духа народа, но и сила его искусства.

М. И. Емельянова,

председатель клуба “Краевед”

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ