История погибшей общины
[ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ] [РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА] [ПОПЕЧИТЕЛИ] [СХЕМЫ СТ. РУССЫ] [БЛОКНОТ ГЛ. РЕДАКТОРА] [ССЫЛКИ]
[СТАТЬИ И ОЧЕРКИ] [МОЛИТВА ЗА СВЯТУЮ РУСЬ] [СТАРОРУССКИЙ КРАЙ] [ФОТООБЪЕКТИВ] [СПРАВОЧНОЕ БЮРО] [КОНФЕРЕНЦИИ]

ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ

(наиболее интересные и информативные публикации в центральных, новгородских и старорусских печатных СМИ о Старой Руссе, ее истории и культуре; аналогичные по теме публикации из газет и журналов других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья)


История погибшей общины

Надгробие на еврейском кладбище Старой Руссы (фото АЕН)
Надгробие на еврейском кладбище Старой Руссы (фото АЕН)

Старая Русса - небольшой красивый городок в живописном Новгородском крае, раскинулся на берегах реки Полисть. Город, с богатой историей российского купечества. Город, где до войны на одной центральной улице рядом находились православный собор, старообрядческая церковь и синагога.

Согласно выпискам из городовых книг за 1916 год, право голоса в еврейской общине Старой Руссы имели 1862 человека, остальные были членами общины без права голоса. По архивным данным, на момент начала войны в Старой Руссе и районе проживало около 4000 евреев.

Здание Старорусской синагоги сохранилось до нашего времени. Это прекрасное архитектурное сооружение начала 19 века. Очень большое и красивое 3-х этажное здание, в котором после войны располагалось швейное училище, затем клуб, а после общежитие.

Еврейское население Старой Руссы было полностью уничтожено немецко-фашистскими захватчиками в октябре - ноябре 1941 года. Имеются пофамильные списки почти 2000 человек, эксгумация, которых состоялась в 1946 году.

Штаб 820-й немецкой комендатуры и жандармерии, дислоцировавшийся в Старой Руссе в начале декабря 41-го, подготовил и отправил во Псков для своего начальства короткий, но конкретный отчёт: "В Старой Руссе в результате подготовленных и проведённых в наикратчайшие сроки погромных операций были уничтожены более трех с половиной тысяч евреев, 1700 цыган, 260 душевнобольных согласно декрету об экстаназии". Прилагается карта-схема оперативной группы "А" полиции безопасности, где южнее озера Ильмень чёрным жирным шрифтом выведено: "Staraja Russa Juden Frei" - свободная от евреев.

Как рассказывает о довоенной Старой Руссе 84-летний Иосиф Лейбович Лившиц, в городе работали несколько кошерных мясных лавок, был колбасный магазин принадлежащий еврею Перельману, в котором продавали колбасу изготовленную из кошерного мяса. Была еврейская скотобойня. В здании, пристроенном к синагоге располагался небольшой еврейский лазарет. Работал хэдер, которым руководил Михаэл Каценеленбоген. Он был арестован 3 октября 1937 года органами НКВД. В приговоре говорится: "Каценеленбоген Михаэл Гомшевич распространял религиозный фанатизм, воспитывал еврейскую молодежь в контрреволюционном духе через школу хэдер, распространял клеветнические слухи о тяжелой жизни еврейского народа". Решением Особой Тройки УНКВД без указания статьи Уголовного Кодекса, как контрреволюционный элемент был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 19 ноября 1937 года в Ленинграде. На момент ареста с Каценеленбогеном М. Г. проживали: жена- Сара, 42 года, сын- Моисей, 6 лет, сын- Шлеймен-Залман, 18 лет.

Потомки Михаэла Каценеленбогена проживают в Нью-Йорке на Бруклине. Его правнук Нахум Каценеленбоген стал раввином. Он посещал боровичскую общину на Песах в 2002 году. В качестве посланника от ФЕОР для оказания помощи общине в проведении сэдэра.

Известным в Старой Руссе кузнецом был набожный Пинхас Кроль. Семья Кроль также держала мастерскую резьбы по камню. В основном, в этой мастерской изготавливались намогильные плиты. Резьба производилась по мрамору и граниту. Остатки произведений искусства еврейских умельцев еще можно встретить на городском кладбище, там где раньше был еврейский участок. Многие памятники вросли в землю, многие разграблены, часть из них убрана с бесхозных могил и свалена в кучу. Но на них еще можно различить тонкую вязь узора, изящные еврейские буквы, еврейские молитвы и магендовиды, а также интересные надписи как например "Здесь покоится Моисей сын крестьянский".

В настоящее время в Старой Руссе проживает около 50 евреев. Коренных рушан из них всего несколько человек. В основном те, кто во время войны находился в эвакуации и после вернулся в свой город, например семья Бали Абрамовны Роом. Много, бывших Старорусских евреев и их потомков, проживает в Боровичах в 200 километров от Старой Руссы, так как этот город не был оккупирован и люди бежали туда из Старой Руссы. Жители Руссы уезжали из своего города на эшелонах, а над их головами уже гудели фашистские самолеты и падали первые бомбы на город. Так произошло с семьями Новиковых, Лившицев, Берманов и многих других.

Наверняка потомки евреев из Старой Руссы проживают в США и других странах, автор будет чрезвычайно рад, если кто-то откликнется на эту статью, поделится воспоминаниями и рассказами своих близких.

Эдуард Алексеев
(Агентство АЕН)