Стратегия выживания
[ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ] [РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА] [ПОПЕЧИТЕЛИ] [СХЕМЫ СТ. РУССЫ] [БЛОКНОТ ГЛ. РЕДАКТОРА] [ССЫЛКИ]
[СТАТЬИ И ОЧЕРКИ] [МОЛИТВА ЗА СВЯТУЮ РУСЬ] [СТАРОРУССКИЙ КРАЙ] [ФОТООБЪЕКТИВ] [СПРАВОЧНОЕ БЮРО] [КОНФЕРЕНЦИИ]

ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ

(наиболее интересные и информативные публикации в центральных, новгородских и старорусских печатных СМИ о Старой Руссе, ее истории и культуре; аналогичные по теме публикации из газет и журналов других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья)


Стратегия выживания

Разработанная специалистами авиаремонтного предприятия в Старой Руссе,
вывела его на новые, передовые позиции в отрасли


Немного найдется в России авиаремонтных предприятий, которые могли бы похвастаться своим участием в престижных международных авиационных выставках, 123-й АРЗ с 1999 года активный участник МАКСов в Жуковском, его стенд присутствовал на выставке в Дубаи (разработанная специалистами авиаремонтного предприятия в Старой Руссе, вывела его на новые, передовые позиции в отрасли Объединенные Арабские Эмираты). О ремзаводе из России заговорили специалисты в странах Латинской Америки и Африки. Свои новые возможности 123-й АРЗ собирается продемонстрировать мировому авиационному сообществу на выставке 'МАКС-2001', которая состоится в Подмосковье в августе.

Нелегким был выход из кризиса до экономического возрождения авиаремонтного предприятия, которым руководит полковник Андрей Леонидович САХАРОВ

В долговой яме

Самый тяжелый период в истории 123-го ремонтного завода приходится не на годы его становления и испытания Второй мировой войной, а на последнее десятилетие XX века. С 1990 года по 1995 год в результате сложившейся экономической ситуации в стране на предприятии произошел резкий спад объема выпускаемой продукции. Ремонт самолетов упал в 3,5 раза, авиационных двигателей - в 3,4 раза.

В связи с взаимными неплатежами в государстве 123-й АРЗ фактически находился на грани банкротства: задолженность завода перед поставщиками, бюджетом и внебюджетными фондами значительно превышала задолженность предприятию за выполненные работы со стороны заказчиков и государства...

60 лет верой и правдой служивший Родине, повышению ее обороноспособности, развитию отечественной авиации, эффективному использованию ресурсов, 123-й АРЗ оказался перед лицом финансового забвения. На протяжении нескольких лет трудовой коллектив завода, насчитывавший к моменту кризиса 3,5 тысячи человек, почти полностью был лишен необходимого финансирования со стороны Министерства обороны. Им говорили: денег нет. Хотите сохраниться - выживайте, как сами сумеете. Сегодня можно только удивляться стойкости людей, брошенных на произвол судьбы, перенесших связанные с этим невзгоды и трудности, не переставших честно трудиться и добросовестно выполнять свои профессиональные задачи.

Проще всего было, исходя из общей ситуации в стране, махнуть на все рукой и, как говорится, отдаться воле волн авось да куда-нибудь вынесет. На 123-м АРЗ в Старой Руссе решили бороться за сохранение' уникального предприятия, за доброе имя ремонтного авиазавода.

- Группой ведущих специалистов завода, - рассказывает полковник Андрей Сахаров, - была проанализирована сложившаяся ситуация, просчитаны варианты ее развития, определены проблемные вопросы, 'узкие места' и 'болевые точки' на предприятии. Для их ликвидации был разработан комплекс мероприятий, который мы назвали 'стратегией выживания'. Главная цель этой программы состояла в преодолении кризисной ситуации и адаптации завода к неустойчивой среде формирующейся рыночной экономики страны...

'Стратегия выживания'

Намеченные специалистами завода 11 мероприятий явились эффективным рычагом поворота от безысходности к нормальной жизнедеятельности 123-го АРЗ и

дальнейшему его развитию. Поэтому стоит более подробно остановиться на этой 'стратегии выживания'.

- Долгие годы, - рассказывает Сахаров, - гособоронзаказ на 123-м АРЗ, принадлежащем ВВС России, составлял 80-85 процентов, остальные 15-20 процентов мы могли заработать 'на стороне'. К 1999 году эти цифры поменялись местами: оборонзаказ - 17 процентов, сторонние заказы - 83. Заказчиков искали сами. А до этого пришлось решить труднейшую задачу по приведению числа работников завода в соответствие с реальными объемами производства. К сохранению профессионалов относились бережно. Понимали: потерять человека легко, вернуть назад будет невозможно. И все же из 2641 работника на заводе осталось 2122 человека. Численность военнослужащих сократилась в два раза. Сегодня предприятие располагает оптимальной для сохранения производственного потенциала численностью специалистов, так как при дальнейшем их сокращении может пострадать качество ремонта авиационной техники...

Далее. В результате проведенной на заводе реструктуризации были убраны дублирующие структуры. Количество цехов сократилось с 18 до 11, соответственно сократилось количество производственных участков, бригад, а также служб и отделов. Это позволило заложить принципы гибкого изменения организационно-штатной структуры, оперативно и адекватно реагировать на изменяющуюся обстановку, прогнозировать дальнейшее позитивное развитие завода.

На 123-м АРЗ как предприятии Минобороны испокон веков имелось свое подсобное хозяйство, приносящее мало пользы людям, но много головной боли руководству завода. Убыточное сельскохозяйственное производство закрыли. Избавились также от выполнения еще некоторых несвойственных предприятию функций.

В результате продуманной работы по привлечению стороннего заказа его доля в производственной программе завода возросла с 48,3% в 1995 г. до 70% в 2000 г. Произошло это за счет заключения выгодных контрактов на капитальный ремонт авиационной техники, на периодическое техническое обслуживание воздушных судов, а также на ремонт агрегатов.

123-й АРЗ давно сотрудничает с ОАО 'Аэрофлот - российские авиалинии'. На заводе выполняли для авиакомпании ремонт двигателей. Качеством работ, сроками ремонта и ценами гражданские заказчики всегда были довольны. Вскоре к ремонту авиадвигателей добавился и ремонт пассажирских воздушных судов Ил-76.

- Между нашим предприятием, - рассказывает полковник Сахаров, - и Быковским авиаремонтным заводом гражданской авиации за этот заказ разгорелась настоящая битва. Из конкурентной борьбы наш завод вышел победителем. А в начале 2000 года 123-му АРЗ первому в России присудили государственный сертификат соответствия системы качества по ремонту авиационной техники государственной авиации. Это очень высокая оценка труда всего коллектива завода. В результате проведенной сертификации у завода появилась законная возможность ремонтировать и обслуживать авиационную технику на коммерческой основе, привлечь на завод новых заказчиков.

В лице гражданских авиаремонтных заводов мы и в настоящее. время видим конкурентов. Победить в здоровой конкурентной борьбе в условиях рынка можно только за счет качества авиаремонта, его эффективности, сроков выполнения заказов и стоимости. Это главные параметры, по которым мы должны опередить всех конкурентов, чтобы иметь больше заказов.

Цены на ремонт авиационной техники на авиаремонтных предприятиях Министерства обороны ниже, чем на аналогичных АРЗ гражданской авиации и промышленности. Цену на авиаремонт невозможно установить в стенах чиновничьего кабинета. Ее определяет рынок. Мы выигрываем в конкурентной борьбе с промышленностью только за счет более низких (в 2,7 раза) цен на ремонт авиатехники. У нас ниже накладные расходы. Мы ремонтируем летательный аппарат комплекс но. Поэтому у нас самая низка;

цена ремонта на авиационном рынке....

Важным направлением Е 'стратегии выживания' явилось освоение конверсионных видов продукции. На заводе стали ремонтировать силовые агрегаты передвижных электростанций ПА-ЭС-2500, изготовленных на базе авиадвигателей АИ-20. Специалисты предприятия пришли к выводу, что именно ремонт ПАЭС-2500 позволяет поддерживать квалификацию работников завода и имеет перспективный рынок сбыта, 123-й АРЗ - единственный авиазавод в России, осуществляющий ремонт этого вида техники для нужд неф-тегазодобывающего комплекса страны.

Необходимо подчеркнуть, что география деятельности 123-го АРЗ вышла далеко за пределы России. На заводе в последнее десятилетие производился ремонт авиационной техники стран ближнего и дальнего зарубежья - Белоруссии, Украины, Индии и Кубы. Работы велись как в рамках выполнения гособоронзаказа (ВТС - военно-техническое сотрудничество), так и в рамках выполнения договоров со сторонними заказчиками, имеющими соответствующие лицензии на поставку авиатехники за рубеж.

По плану 'стратегии выживания' на заводе был проведен ряд мероприятий по внедрению новых технологических процессов, что позволило предприятию выйти на более качественный уровень ремонта техники, существенно расширить номенклатуру ремонта агрегатов, ранее ремонтируемых по кооперации на заводах промышленности, освоить ранее не выполнявшиеся виды работ.

Удержаться от падения в 'финансовую пропасть' в условиях неплатежей государства за выполненный гособоронзаказ 123-му АРЗ позволило своевременное внедрение и эффективное использование современных методов управления, маркетинга и финансового менеджмента: рационально расходовать ограниченные бюджетные ассигнования и средства внебюджетных источников, вывести завод из состояния банкротства, добиться изменения соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью, обеспечить финансовую устойчивость предприятия.

Начиная с 1997 года финансовое положение 123-го АРЗ стабилизировалось, задолженность завода перед поставщиками и бюджетом стала меньше задолженности заказчиков перед предприятием.

Совершенно новой сферой деятельности предприятия явились мероприятия по налаживанию отношений с местными органами власти, налоговой инспекцией и внебюджетными фондами. Были получены отсрочки по уплате пеней в местный бюджет, оформлялись налоговые освобождения, денежные зачеты. Реализация этих мероприятий позволила получить экономический эффект свыше 40 млн руб. В условиях дефицита финансовых средств на заводе смогли концентрировать их на особо важных в текущий момент направлениях, избегать начисления пеней и штрафов за просрочку платежей и, таким образом, обеспечивать первоочередные нужды: выплату заработной платы и детских пособий, приобретения материалов и запчастей для ремонта техники по госзаказу.

К исходу 2000 года главная цель 'стратегии выживания' - преодоление кризисной ситуации и адаптация к неустойчивой среде формирующейся рыночной экономики страны - была, в основном, достигнута. На 123-м АРЗ создались благоприятные финансово-экономические и производственно-технические предпосылки для дальнейшего развития уникального предприятия.

- Мы, - с сожалением говорит Андрей Леонидович, - за последние годы потеряли примерно тысячу рабочих мест, но главное - сохранили костяк коллектива, его наиболее квалифицированную часть, от которой зависит будущее завода. Было продлено действие коллективного договора, сохранились его основные положения, не произошло коренного противодействия между профсоюзами и администрацией.

Но период уныния и бесперспективности мы пережили, поняли, что можем развиваться стабильно, иметь выгодные контракты и новые возможности не только для коллектива предприятия, но и в целом для региона. Появилась твердая уверенность в том, что рыночные условия могут быть не путами на руках-ногах завода, а помощниками в расширении наших горизонтов...

Перспективы развития

Сегодня перед 123-м АРЗ стоит задача перехода к новому этапу - этапу экономического роста, основанному на эффективном использовании рыночных инструментов и применении передовых технологий, что в свою очередь,требует существенного объема прямых инвестиций, направляемых на коренную модернизацию основных фондов предприятия. Так как имущество авиаремонтного завода является федеральной собственностью, то привлечение иных, кроме государственных, инвестиций практически невозможно. Но вот какой парадокс. Государственные инвестиции в ближайшее время также невозможны! Нет у Министерства обороны Российской Федерации средств на развитие 123-го АРЗ.

- Для того чтобы определить, в каком направлении нужно развиваться заводу, - говорит полковник Сахаров, - нам потребовалось ответить на следующие вопросы: каким образом формируется рынок услуг по ремонту авиационной техники; какие виды выполняемых заводом работ могут быть востребованы заказчиками в перспективе;каким производственным потенциалом располагает предприятие в настоящее время; соответствуют ли производственные и технологические возможности предприятия перспективе спроса и какие мероприятия нужно выполнить для того, чтобы обеспечить необходимый уровень производственных возможностей; какие средства для этого понадобятся и какие источники финансирования мы сможем привлечь?

После этого за работу вновь принялись аналитики. Был проведен анализ рынка услуг по ремонту авиационной техники, в том числе и ниши 123-го АРЗ на этом рынке по всем сегментам (гособорон-заказ, техника, принадлежащая Государственной службе гражданской авиации России, конверсионное производство), а также по видам ремонтируемой техники (самолеты Ил-76 и Ан-12, двигатели Д-ЗОКП и Аи-20).

Изучение производственного потенциала, в частности, показало, что:

- физический и моральный износ основных фондов (оборудование и др.) создает угрозу расширению производственных возможностей завода;

- постоянно существует относительно небольшой дефицит оборотных средств для осуществления нормальной хозяйственной деятельности завода, связанный в основном с задержкой получения оплаты за гособорон-заказ;

- трудовые ресурсы в настоящее время не являются 'узким местом' завода, но при благоприятной маркетинговой ситуации, требующей резкого увеличения объемов производства, они могут оказаться сдерживающим фактором.

Финансовое положение 123-го АРЗ к концу 2000 года оценивалось как хорошее и стабильное, что позволяло приняться за реализацию намеченных мероприятий.

Ведущими специалистами завода с привлечением научно-исследовательских учреждений авиационной промышленности и Министерства обороны была разработана 'Концепция развития завода на 2001 - 2005 гг.'. Она базируется на основных положениях, изложенных в:

1) Основах политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 г., утвержденных Президентом РФ 3 февраля 2001 г. ? Пр-241;

2) проекте 'Концепции развития гражданской авиационной деятельности РФ';

3) Решении заседания Совета Безопасности РФ по вопросу 'Об определении общей стратегии и неотложных мерах по сохранению и развитию авиации и самолетостроения в РФ' от 4 февраля 2000 г.;

4) Федеральном законе от 8 января 1998 г. ?10-ФЗ 'О государственном регулировании развития авиации';

5) Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ, одобренной постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. ?1024;

6) Концепции реформирования предприятия и иных коммерческих организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 октября 1997 г. ?1373;

7) Концепции реструктуризации российского авиапромышленного комплекса, одобренной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. ?294;

8) постановлении Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. ?1348 'О федеральных государственных унитарных предприятиях,основанных на праве хозяйственного ведения';

9) Гражданском кодексе РФ;

10) 'Анализе производственно-хозяйственной деятельности 123-го АРЗ за 1997-2000 гг. и разработке концепции развития на 2001- 2005 гг.', утвержденной генеральным директором ОАО 'НИИ экономики авиационной промышленности' 6 апреля 2000 г.

Концепция развития завода на период до 2010 г. определяет основные цели,задачи и принципы работы администрации и трудового коллектива предприятия.

Основная цель стратегии развития - обеспечение загрузки производства на основе маркетинговых исследований для достижения более высокого уровня финансово-экономического состояния завода, гарантирующего модернизацию.

Было подсчитано, что в течение пяти лет затраты на техническое перевооружение производства составят свыше 63 млн руб.; освоение новых технологий ремонта и новых видов продукции потребуют около 72 млн руб.; для информационного развития завода потребуется более 10 млн руб.; затраты на дальнейшее улучшение качества выпускаемой продукции составят примерно 8,5 млн руб.;

развитие вспомогательного производства, включая строительство производственных объектов, мероприятия по охране труда и окружающей среды, - 91 млн руб.;

расходы на мероприятия по кадровой политике -16 млн руб.

Инвестиции

Общий объем инвестиций, который завод должен будет вложить в разработанную стратегию развития, за пять лет составит около 264 млн руб. Наибольший объем средств потребуется в 2002 и 2003 гг. В качестве основных источников выступают прибыль, амортизация и себестоимость. Всего источников финансирования мероприятий капитального и некапитального характера 263,96 млн руб., в том числе: прибыль - 193,2 млн руб.; амортизация - 25,0 млн руб.; себестоимость - 45,8 млн руб.

Основной целью финансовой политики предприятия является получение прибыли для обеспечения источниками самофинансирования его производственного и социального развития.

Необходимо помнить о том, что сегодня завод испытывает недостаток оборотных средств. Поэтому в данных условиях были определены основные принципы финансовой политики. Это поддержка жизненно важных и экономически выгодных для предприятия направлений стратегического развития; консолидация и рациональное распределение финансовых ресурсов в интересах решения проблем завода на основе долгосрочного прогноза и целевых программ.

Исходя из сметы расходов по реализации стратегии развития 123-го АРЗ рассчитаны безубыточные объемы продажи и зоны безопасности предприятия в условиях существующей степени диверсификации производства продукции. Безубыточным предприятие могло бы стать, если будет выпускать в год 8 самолетов (4 - Ил-76 и 4 - Ан-12), и 51 двигатель (28 - Д-ЗОКПи23-АИ-20).

Однако если годовая программа завода будет состоять только из такой номенклатуры и количества техники, то завод не сможет заработать прибыль, обеспечить себя источниками самофинансирования и его отставание от необходимого технического и технологического уровня производства с каждым годом будет все сильнее. Поэтому с целью реализации мероприятий по техническому и социальному развитию предприятия были определены параметры производственной программы (в ценах 2001 г.), позволяющей заводу самостоятельно заработать средства для позитивного развития, не прибегая к средствам целевого бюджетного финансирования. Специалисты АРЗ просчитали несколько вариантов программы до показателя 'прибыли, остающейся в распоряжении предприятия', размер которой должен составлять 55-60 млн руб. в год. Эти средства можно заработать в том случае, если выпускать в год 7 самолетов Ил-76, 6 - Ан-12, 56 двигателей Д-ЗОКП, 54 - АИ-20, 30 двигателей АИ-20 для ПАЭС-2500, 1 -НК-12. Кроме того, стратегия развития АРЗ предусматривает выпуск различной другой продукции.

- На основе анализа финансово-экономических показателей за последние несколько лет, - говорит полковник Андрей Сахаров, - мы пришли к выводу, что оптимальное соотношение доли гособоронзаказа и доли стороннего заказа в производственной программе предприятия должно быть на уровне 45-50% и 55- 50% соответственно. Это позволяет обеспечивать государственные интересы Российской Федерации в части поддержания потенциала военно-транспортной авиации на уровне, достаточном для обеспечения безопасности государства; обеспечивать выполнение одного из приоритетных направлений авиационной деятельности Российской Федерации - по развитию и ремонту объектов авиационной инфраструктуры - аэродрома государственной авиации, так как мы получили от Министерства обороны разрешение на его совместное использование. Аэродром - это большое богатство! Его взлетно-посадочная полоса рассчитана на обслуживание крупных, тяжелых самолетов. Мы вошли в контакт с проектировщиками из института 'Ленаэропроект', которые разрабатывают документацию для получения государственной регистрации по гражданскому использованию заводского аэродрома;

сохранять и поддерживать мобилизационные мощности АРЗ;

обеспечивать стабильность загрузки производства; снизить риск неуплаты монопольным заказчиком; обеспечить выполнение мероприятий по реализации стратегических направлений развития завода.

Конечно, для выполнения намеченного потребуется время, но сегодня оно уже работает на нас. Поэтому в завтрашний день 123-го АРЗ мы смотрим с оптимизмом.

Александр Андрюшков
( газета "Воздушный транспорт", N33, 16 августа 2001 г.)