СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

По страницам газет и журналов

“Я ВСЕ ЛЕТО ИГРАЮ В СТАРОЙ РУССЕ”

135 лет назад 8 ноября 1864 года родилась Вера Комиссаржевская - русская актриса.

Сегодня мы начинаем новую рубрику. Почему решили назвать ее "Ангажемент"? Это просто. Ангажемент в переводе с французского означает "приглашение". А наша новая рубрика как раз приглашает вас, уважаемые читатели, на концерты, выставки, театральные премьеры. И, главное, вы можете стать не только праздными зрителями или слушателями, мы надеемся, что вы еще станете и непредвзятыми критиками. Будем рады получить от вас не только письма-рецензии на затронувшие новинки сезона и гастроли, но и просто услышать ваше мнение о нынешнем состоянии культуры в Великом Новгороде и области.

Летом 1895 года жители города Старая Русса пережили знаменательное, выдающееся для театральной жизни города событие. На сцене курортного театра в приехавшей на гастроли труппе Незлобина выступала Вера Комиссаржевская. Очевидец старорусских выступлений актрисы, русский актер Гайдебуров писал: "В то лето перед поступлением в Александровский театр Комиссаржевская выступала перед курортной публикой с труппой Незлобина. Она не была еще знаменитостью, еще даже не пользовалась известностью, но как-то само собой вышло, без помощи рекламы и особых "гастрольных ролей", что эта скромная по виду артистка стала центром внимания зрителей".

"Новгородские губернские ведомости" сообщали, что 20 июня 1895 года с большим успехом прошел бенефис молодой актрисы Комиссаржевской. И сама Вера Федоровна в письме от 26 июля того же года писала: "Я все лето играю в Старой Руссе, лечусь здесь. 7 августа отсюда еду на Кавказ и там буду до 10 сентября, а затем еду снова в Вильно...".

За время летних гастролей 1895 года в Старой Руссе в репертуаре труппы шли пьесы: "Бесприданница" Островского, "Бой бабочек" Зудермана, "Волшебный вальс" Шмидта, а также одноактные пьесы "Горящие письма", "За монастырской стеной", "Летняя картина", "Цепи". Успех актрисы был исключительный, особенно среди молодежи. Одной из особенностей ее обаяния явилось то, что впечатление, производимое ею на зрителей, продолжало жить в них за стенами театра и становилось частью их повседневной жизни.

Перед балкончиком ее дачи, с всегда опущенными холщовыми шторами, невозможно было не замедлить шага. По вечерам здесь можно было видеть большие группы молодежи и других почитателей ее таланта, лелеющих надежду увидеть артистку вне сцены, ее незабываемую, как бы слегка застенчивую, покоряющую улыбку, еще раз услышать приятный голос. Но шторы балкона оставались плотно закрытыми, хозяйки дачи совершенно не было слышно, хотя все знали, что Вера Федоровна много работала и в перерывах между спектаклями. Лишь один раз на даче царило оживление, слышался смех, звучала гитара и два голоса - мужской и женский. Это пела Вера Федоровна со своим отцом, приехавшим навестить ее на несколько дней. Чудесный голос, музыкальность, эффектные и в то же время простые и милые внешние данные актрисы, способность перевоплощения оставляли неизгладимое впечатление.

После гастролей в Старой Руссе в апреле 1896 года Вера Федоровна дебютировала на сцене Александринского театра. Старорусцам очень льстило, что яркий и сверкающий путь новой восходящей звезды русского театра, которой затем было суждено блистать на русской сцене около 20 лет, прошел через тихую провинциальную Руссу. И хотя звезда эта пролетела быстро, ее светлое сияние еще долго согревало сердца и души благодарных старорусцев. В 1902 году Комиссаржевская ушла из Александринского театра и целый сезон играла в Новгороде.

Общественный подъем, связанный с кануном революции 1905 года, вызвал к жизни появление театров нового типа. Комиссаржевская создала передовой для своего времени "Новый драматический театр", открытый в 1904 году в помещении "Пассажа". Репертуар включал лучшие пьесы того времени: "Дачники" и "Дети солнца" Горького, "Чайка" и "Дядя Ваня" Чехова. Спустя 38 лет в "Пассаже", в помещении театра, стал работать городской или, как его называли ленинградцы, "блокадный театр". Он открылся 18 октября 1942 года спектаклем "Русские люди" по пьесе Константина Симонова. В 1959 году театру было присвоено имя Веры Комиссаржевской.

Елена КАРАБАНОВА

(газета “Новгородские ведомости”, 12 ноября 1999 г., № 67)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ