СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. СТАРОРУССКАЯ ТРИАДА.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Старорусский мольберт

СТАРОРУССКАЯ ТРИАДА

Много талантливых людей подарила России старорусская земля. Есть среди них и ученые, и писатели, и поэты, и художники. Здесь, в Старой Руссе, стихийно сложилась истинно русская художественная школа, родоначальником которой с полным правом можно назвать В.С.Сварога.

Василий Сварог (Корочкин) родился в Старой Руссе в 1883 году в бедной семье крестьянина и прачки. В двухлетнем возрасте мальчик лишился отца, и его с двумя сестренками воспитывала мать, сильная духом сердечная женщина. С детских лет увлекался Вася рисованием. Большую роль в судьбе будущего художника сыграл учитель рисования городского училища Чистяков. Он собрал по подписке среди жителей города деньги для того, чтобы талантливый мальчик по окончании училища смог продолжить художественное образование.

В 13 лет Вася Корочкин поступил в Петербургское училище технического рисования Штиглица и через четыре года успешно закончил его. Большое влияние на развитие природных способностей юноши оказал педагог В.Е.Савинский. Он отметил особые успехи в акварели. Уже тогда работам Васи Корочкина была присуща удивительная легкость при сохранении силы и чистоты света. Вероятно, поэтому по окончании училища в 1900 году молодой художник взял себе псевдоним "Сварог" - имя бога неба и небесного огня в славяно-русской мифологии.

Как профессиональный художник Сварог начал работу в петербургских журналах в качестве иллюстратора. В сатирических рисунках и карикатурах художника ощущалась рука мастера психологического портрета. Признанием его мастерства стала первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала "Солнце России" - за серию рисунков к роману "Живой труп" Л.Н.Толстого.

Лето 1915 года подарило Сварогу знаменательную встречу. Он познакомился с сыном И.Е.Репина Юрием и написал его портрет, который привел Илью Ефимовича в восторг. Репина поразили талант, смелость, стихийность художественной манеры Сварога. "Какие богатыри у нас появляются!" - восторженно отозвался он о Свароге. У Репина учился молодой художник реалистическому видению и отображению жизни. Знаменитый учитель советовал ему серьезно заняться живописью, большими полотнами, рекомендовал в объединение передвижников. С 1916 года Сварог выставлял свои работы на передвижных выставках.

В 1919 году из-за тяжелой болезни матери художник вернулся в родной город, где в течение трех лет вел активную деятельность по приобщению местных жителей к искусству. В.С.Сварог стал организатором Народного дома в Старой Руссе. По его инициативе появились хоровые и оркестровые кружки, художественная студия для подростков. Не прерывал художник и творческой работы. Здесь он написал ряд картин: "Рогачевка" (улица детства Васи Корочкина), "Портрет Васи Ушакова" (сын старорусского архитектора), "Дети" (дети хозяина дома Киршнянских, где размещалась студия Сварога) и другие. Старорусские работы художника отличаются своеобразием колористического решения, большой чуткостью автора к характерам портретируемых.

В.С.Сварог был не только художником, но и профессиональным музыкантом, певцом и композитором. "Артист с головы до ног", - говорили о нем знавшие его художники. Гитарист, прекрасный исполнитель басовых партий в операх и народных песен, он был мастером на все руки: мог сшить себе костюм, ботинки и во всем старался достичь высокого уровня мастерства. "Человек должен уметь все делать для себя сам, - говорил он. - И сделать это по-настоящему, артистично!"

Старожилы города помнят артиста Сварога, блестяще исполнявшего на старорусской оперной сцене труднейшие оперные партии: мельника в "Русалке", Мефистофеля в "Фаусте", Мазепы в "Мазепе" и другие. По свидетельству жены художника Ларисы Сварог, на вопрос "Что же для вас самое главное: живопись или музыка и пение?" Василий Сварог отвечал: "Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трех искусств. Если я когда-нибудь буду лишен одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником". Видимо, поэтому среди работ Сварога множество произведений объединены важной для него темой "Живопись и музыка".

В двадцатые годы художник много ездил по стране. Он видел поэзию во всем, что его окружало. В серии рисунков и акварелей 30-х годов главными героями становятся люди созидательного труда. Эти работы полны оптимизма, проникнуты духом времени.

Василия Сварога считают великолепным акварелистом. Блестяще выполнены художником серии кавказских и крымских акварелей. Особенно много он писал свое любимое место отдыха Бати-лиман. Великолепны серии акварелей с цветами, с любимыми художником розами - все они пронизаны светом, солнцем, напоены прозрачным воздухом, невидимым, но тем не менее ощущаемым. Известный живописец и искусствовед И.Грабарь писал о нашем земляке: "Сварог силен не в одной акварели, а и в карандаше, в пере, во всех возможных графических материалах и техниках". И подтверждением этой оценки являются талантливые графические работы Сварога, известные зрителям по экспозициям в различных музеях страны.

Не признавая дилетантства в искусстве, Сварог неустанно оттачивал свое мастерство. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда он был эвакуирован на юг страны, продолжал активную творческую деятельность.

Скончался В.С.Сварог после тяжелой болезни в Москве 31 декабря 1946 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Надгробие на могиле художника исполнил его ученик - народный художник СССР скульптор Н.В.Томский. В.С.Сварог завещал после смерти передать домашнюю коллекцию картин родному городу. Около двухсот произведений известного художника в 1974 году стали основой картинной галереи в Старой Руссе.

Глядя на произведения Сварога, мы и сегодня думаем о жизни, о человеке, о добре. "Сердечностью и теплотой душевной отличаются большинство работ В.С.Сварога, как будто в них отразилась одна из сильных сторон его яркой личности: чистота ее и честность, и прямота, отсутствие малейшего лукавства. Он любил людей помогал им…" - писал И.Г.Грабарь. И это так. И, наверно, поэтому жители Старой Руссы хранят память о своем земляке. Имя В.С.Сварога носит одна из городских улиц.

Творческие традиции художника нашли продолжение в работах его учеников, уроженцев Старой Руссы и района. Прежде всего, это произведения петербургского художника Василия Васильевича Ушакова.

Он родился 21 февраля 1905 года в Старой Руссе в семье главного архитектора города. Занимался в художественной студии у В.С.Сварога, и это определило его творческий путь. В 1931 году Ушаков закончил академию художеств по двум отделениям - архитектуре и живописи. До войны он работал архитектором в Ленинграде, занимался живописью и графикой. В блокадном Ленинграде В.В.Ушаков работал в горстройпроекте, в комитете по охране памятников, тогда же он создал серию блокадных рисунков. В 1950-е годы излюбленной темой художника стали древние русские города - родная Старая Русса, Новгород, Псков. В основном это были живописные и акварельные пейзажи, темпера. Эти работы - своеобразный гимн старине. Тема любви к родному городу, к его памятникам и улицам объединяет многие произведения Ушакова. Графические листы 60-х увековечили величественный Воскресенский собор ("Вид на новый мост"), старое здание реального училища на ул.Успенской, в котором Сварог обучал старорусских ребят, ставил оперные спектакли ("Улица Карла Маркса"), Никольскую церковь, речку Малашку, древнейшую церковь Мины. Среди старорусских акварелей особенно привлекательна работа под названием "Ивы Фофанова", изображающая ивы возле дома Ф.М.Достоевского, воспетые русским поэтом К.М.Фофановым в период его пребывания в Старой Руссе.

В работах, посвященных Пскову, главное - архитектура, древние памятники русских зодчих: церкви, псковский кремль, главная улица города, колокольня. С большой художественной силой запечатлен в произведениях Ушакова Великий Новгород. Это и Ярославово дворище с торговыми рядами, кремль - административный центр древнего города, Софийский собор - один из шедевров древнерусской архитектуры.

Работы В.В.Ушакова ленинградской тематики выполнены в разнообразных техниках. Однако предпочтение автор отдает темпере, которая помогает художнику более тонко передать переходы красок, создать ощущение ленинградского неба и воздуха, туманного и влажного, сделать почти осязаемыми таинственные ночи и нечастые солнечные дни города на Неве.

Более ста графических и живописных работ передал художник в дар родному городу. Благодаря его подвижнической деятельности в составе ленинградского землячества появилась в Старой Руссе картинная галерея. За огромный вклад в развитие культуры В.В.Ушаков в 1995 году был удостоен звания "Почетный гражданин города Старая Русса"; в момент чествования в городе своей юности он плакал, и это были слезы радости. Через год художник ушел из жизни, но осталась светлая и благодарная память о нем и о его деятельности.

Живет и работает в Старой Руссе еще один замечательный художник - Василий Алексеевич Федоров, выпускник Палехского художественного училища. Он родился в 1938 году и непосредственно не был учеником ни Сварога, ни Ушакова. Но его творчество невозможно представить вне влияния мастеров-предшественников. Как-то, оформляя выставку В.В.Ушакова, Василий Федоров обратил внимание на рисунок 1962 года "Башня Братского острога". Эта работа была потрясающе близка по композиции и настроению одному из его собственных рисунков 1964 года. Оба художника, тогда еще не знавшие друг друга, в ходе поездки по Сибири в разные годы выбрали один сюжет и сделали равноценные рисунки карандашом. Поздее, занимаяясь промграфикой, Федоров усвоил уроки Ушакова и создал свои профессиональные знаки, отличающиеся упрощенностью, чистотой силуэта. Если Василий Ушаков заложил фундамент местной картинной галереи, то Василий Федоров, приняв оформительскую эстафету, спроектировал и сработал все экспозиции старорусских музеев. А в составе Новгородских художественно-производственных мастерских Художественного фонда СССР им были созданы выставки областного и республиканского уровня, в том числе - олимпийские объекты в Новгороде и Валдае.

Многое в творчестве и судьбе Федорова как бы перекликается со Сварогом. Василию Федорову близка свароговская манера письма по сырому в акварели и отточенность линий в рисунках пером. Как и Сварог, он с успехом работает в качестве книжного иллюстратора. Как и Сварог, руководил детской изостудией в Старой Руссе, воспитывал своих учеников. Подобно свароговскому искусству творчество Федорова (будь то живопись, графика, фреска, лаковая миниатюра) воспевает любовь к большой и малой Родине, утверждает жизнелюбие, пробуждает доброту и тепло человеческих отношений. Не случайно один из столичных искусствоведов назвал Василия Федорова лучезарным художником.

Вобрав в себя самое ценное от своих предшественников, художник Федоров при всей многоликости творческой деятельности имеет свое лицо - как и подобает истинному творцу. Он постоянно совершенствуется в различных техниках, сохраняя при этом свою единственную любовь к лаковой миниатюре, в чем нет ему равных на Новгородчине.

Новое время, новые веяния позволили Федорову раскрыться в работе над иконой и фреской в старорусских храмах. Оказалась востребованной жизнью еще одна грань его профессиональной выучки. Трудно назвать те значительные дела в области развития духовности и культуры в Старорусском крае, в городе Старая Русса, в которых не участвовал бы В.А.Федоров. Его мастерство, высокий профессионализм, деловая активность, коммуникабельность и чисто человеческое обаяние снискали Федорову как художнику и человеку неоспоримый авторитет и уважение земляков, а также тех гостей города, которым посчастливилось познакомиться с этим ярким человеком и его творчеством.

Три старорусских художника, три Василия, - как "три богатыря, стоящие на страже Отечества" (именно такое сравнение использовал наш писатель-земляк Глеб Алехин), - в разное время, но в едином устремлении служили, служат и будут служить своим искусством родному городу, стране и людям, в ней живущим.

А.Ф.Иванова,
ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника
(Старорусский филиал)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ

 

Click Here!
Get Sponsored by Russian Story