СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. CТАРОРУССКИЙ МОЛЬБЕРТ.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМА СТАРОЙ РУССЫ

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

CТАРОРУССКИЙ МОЛЬБЕРТ

В.С.СВАРОГ

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

СТАРОРУССКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

1983 году исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского живописца Василия Семеновича Сварога, принадлежащего к старшему поколению советских художников.

В. С. Сварог (Корочкин) родился 5 (18) марта 1883 г. в г. Старая Русса в семье бедного крестьянина. С детских лет он увлекается рисованием, и в городском училище юноша привлекает к себе внимание своими способностями и одаренностью.

В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Сварог поступил в Петербургское художественное училище Штиглица. Определенное влияние на развитие природных способностей юноши оказали В. Е. Савинский, Н. А. Кошелев, А. Н. Новоскольцев, П. И. Долгов. Уже в ту пору В. Е. Савинский, наблюдательный и вдумчивый художник-педагог, по достоинству оценил талант В. С. Сварога.

После окончания художественного училища, с 1900 года, Сварог сотрудничает в петербургских иллюстрированных журналах “Живописное обозрение”, “Пулемет”, “Волшебный фонарь”, “Солнце России” и др. Революция 1905 года глубоко захватила художника. Он работает в ряде революционных журналов. Его острые сатирические рисунки и карикатуры на самодержавие постоянно печатаются на страницах крупнейших иллюстрированных еженедельников.

В 1911 году В. С. Сварогу присуждается первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала “Солнце России”, за серию рисунков к “Живому трупу” Л. Н. Толстого.

Решающее значение для развития и активизации реалистических начал дарования В. С. Сварога имела встреча его с И. Е. Репиным. Летом 1915 года Василий Семенович познакомился с сыном Репина Юрием и написал ею портрет, который привел Илью Ефимовича в восторг. Завязалось знакомство, имевшее для Сварога, как говорил он сам, особое значение. Частое пребывание у Репина, присутствие на его портретных сеансах оказали влияние на направленность творчества Сварога (автопортреты 1923, 1926 г., портреты О. А. Кистеровой, Л. С. Сварог и др.).

Лучшим произведением этого периода является “Портрет матери” (1916 г., холст, масло), удостоенный на весенней Передвижной выставке первой премии. Художник вложил в него свои глубокие чувства и переживания. Мысленно представляешь себе трудный, безрадостный путь, пройденный этой женщиной, одной из тысяч матерей России.

У Репина Сварог учился мастерству, реалистическому видению и отображению жизни. Общение с выдающимся портретистом сыграло решающую роль в формировании Сварога как художника и гражданина. По совету и рекомендации Репина он вступает в Товарищество передвижников. Начиная с 1916 года Сварог выставляет свои работы на передвижных выставках.

Параллельно с живописью художник серьезно занимается музыкой. Одаренный исключительными музыкальными способностями, абсолютным слухом и прекрасным голосом, В. С. Сварог специализируется в игре на гитаре испанского строя и выступает как солист-виртуоз на концертах (1907—1908 гг.).

Великая Октябрьская социалистическая революция поставила перед искусством новые художественно-политические задачи, и В. С. Сварог был в числе первых художников, откликнувшихся на зов революции. По его словам, в этот период он “работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил”. Художник принимает активное участие в украшении Петрограда в дни празднования первой годовщины Октября, создает портреты К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, М. С. Урицкого, В. Володарского.

С 1915 по 1922 год В. С. Сварог живет в городе Старая Русса. В течение трех лет художник активно работает по привлечению самых широких слоев народных масс к искусству и культуре. Он увлекся организацией Народного дома, вокального кружка и оперного коллектива, был инициатором создания местного художественного музея, самодеятельных хоровых и оркестровых кружков, художественной студии для подростков. Это был одновременно и организатор, и исполнитель всего — начиная от декораций и кончая ведущими оперными партиями.

Не прекращает Сварог своей деятельности и как художник. Он создает ряд произведений, отличающихся высоким уровнем колористического решения и большой чуткостью к характеру портретируемого (“Старая Русса. Рогачевка”, “Портрет Васи Ушакова”, “Женский портрет”, “Дети” и др.).

Вернувшись в 1922 году в Петроград, В. С. Сварог возобновил работу как иллюстратор и плакатист. Художник не признавал дилетантства в искусстве, он неустанно совершенствовал свое мастерство постоянными упражнениями. И не случайно, по меткому выражению И. Э. Грабаря, “Сварог силен не в одной акварели, а и в карандаше, в игре, во всевозможных графических техниках”.

В 1925 году В. С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирном выставке и Париже за альбом “9 января”, для которого он выполнил 11 больших рисунков.

Творческую работу Сварог совмещал с педагогической деятельностью и качестве преподавателя художественно-промышленного техникума. Щедро передавал он молодежи свой богатый опыт и знания художника-реалиста, помогая формированию квалифицированных кадров.

С 1929 года постоянное местожительство В. С. Сварога - Москва. И московский период начинается у него под знаком историко-революционной темы: появляется серия картин, посвященных событиям 1905 года (“Предательство Гапона”, “Тайная типография”, “Гибель Потемкина”).

Пребывание и Москве открыло В. С. Сварогу счастливую возможность частых встреч с выдающимися государственными деятелями. Расширились горизонты художника.

Творчество Сварога в З0-е годы — это живопись зрелого мастера. Появляется значительное количество портретов в блестящей технике графического и черного карандаша, в которых с безукоризненной верностью и тонкой характеристикой запечатлены образы самых разных людей (портреты С. Орджоникидзе, В. В. Куйбышева, С. М. Кирова, В. С. Зверева).

Художник пристально и вдумчиво всматривается во все явления, происходящие и нашей стране. Он откликается на проблемы культурной революции, индустриального строительства, коллективизации сельского хозяйства. Тема эта решается в откровенной жизнерадостной и задорной манере (“Арматурщики” “Волховстрой”, “Днепрострой”, “Кузнецкстрой”, “Магнитострой” и др.).

Одновременно В. С. Сварог глубоко интересовался жизнью и бытом воинов Красной Армии мирного времени. Всестороннее знакомство с Советскими Вооруженными Силами дало художнику материал для двадцати четырех акварелей, объединенных под общим заглавием “Красная Армия на маневрах”.

На протяжении 1932—1941 годов Сварог создал лучшие произведения советского периода: натюрморт “Гитара” (1934 г.), “Больная” (1935 г.), “После шторма” (1930 г.), “Рождение поэмы” (1937 г.), “Портрет Маяковского” (1910 г.), “Портрет Чайковского” (1940 г.).

Прекрасна по своему композиционному решению картина "Товарищи К. Е. Ворошилов и Л. М. Горький в тире ЦДКА” (1933 г.).

Одни из образцов советского портрета – “Портрет В. В. Куйбышева на трибуне” (1935 г.).

В. С. Сварога с полным правом можно считать основоположником нового советского иллюстрационного жанра. Сам художник называл его “политическая композиция”. Это были картины и рисунки, посвященные важнейшим событиям в жизни страны. Одни композиции делались на основе личных впечатлений художника, другие на основе газетных сообщений. Силой творческой фантазии он воссоздавал обстановку, наполняя острый броский рисунок глубокими патриотическими чувствами (“Герои-летчицы в Кремле перед полетом”, “Встреча челюскинцев на Красной площади”, “Седовцы на Красной площади”).

Большая, журнально-иллюстрационная работа, которой В. С. Сварог занимался в течение всей своей жизни, сделала его художником-публицистом, и тот восторженный темперамент, с которым художник откликался на эти темы, находил живейший интерес в сердце советского зрителя.

С первых дней Великой Отечественной войны В. С. Сварог, как и все советские художники, стал энергично работать над созданием плакатов, рисунков, настенных картин, воодушевляющих народ на героические подвиги. Репродукции с этих работ были опубликованы во многих газетах и иллюстрированных изданиях.

В 1942 году В. С. Сварог закончил свою последнюю картину — сложную, многофигурную историко-патриотическую композицию “Степан Разин”.

В конце этого же года вследствие несчастного случая художник тяжело заболел. 31 декабря 1946 года после продолжительной болезни В. С. Сварог скончался.

Творчество Василия-Семеновича Сварога занимает почетное место в советском искусстве. Главное в его произведениях — правда жизни и правда искусства.

Его творчество близко нам жизнерадостной бодростью, искренностью, горячим интересом к жизни нашей Родины.

За многолетнюю творческую работу в 1943 году В. С. Сварог был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Творческое наследие художника весьма значительно. Самое крупное хранилище работ В. С. Сварога находится в художественной галерее его родного города Старой Руссы (около 200 произведений). Многие работы бережно хранятся в различных музеях и картинных галереях нашей страны.

 

Составитель буклета Т. М. Румянцева

1983 г.

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ