СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. CТАРОРУССКИЙ МОЛЬБЕРТ.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМА СТАРОЙ РУССЫ

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

CТАРОРУССКИЙ МОЛЬБЕРТ

ВРЕМЯ НИЗВЕРГАТЬ ПАМЯТНИКИ И ВРЕМЯ СОЗДАВАТЬ МУЗЕИ

Так уж случилось, что судьба скульптора Николая ТОМСКОГО оказалась тесно связана с судьбой памяти Ленина. Пока хранили о последнем светлую память, скульптору Томскому поступали государственные заказы на изготовление памятников, присваивались почетные и высокие звания, присуждались самые престижные государственные премии. Но стоило Ленину перейти в общественном сознании в разряд злых гениев, как над работами Николая Томского стали совершаться акты вандализма. Чем меньше в СМИ поминался Ленин, тем меньше вспоминали имя скульптора. А сегодня молодые новгородцы с высшим образованием с удивлением переспрашивают: "А кто такой Томский?".

ОТ СВАРОГА - ТОМСКОМУ,

ОТ ТОМСКОГО - КЛЫКОВУ...

Во-первых, Николай Томский - наш земляк. Во-вторых, скульптор с мировым именем, бывший при жизни действительным членом Академии художеств СССР, Канадской, Немецкой академий искусств, Герой Социалистического Труда, народный художник, создавший богатую галерею портретов государственных мужей, писателей, поэтов, героев труда и защитников Отечества. В-третьих, автор скульптурной Ленинианы. Это последнее почему-то затмило все предыдущее.

Сто лет назад он родился в деревне Рамушево Старорусского района в большой семье известного на всю округу кузнеца Василия Гришина. На цветы, что ковал кузнец, на его решетки, оградки, напоминающие кружева, люди издалека приходили полюбоваться. Этот талант художника, видно, и унаследовал от отца Николай, а потом передал своей дочке (Наталья - искусствовед, работает в Академии художеств) и внучке - тоже художнице.

Село Рамушево в начале века - 145 дворов да почти тысяча жителей. Были здесь и земская конная станция, и три лавки. И церковь стояла деревянная, Николая Чудотворца. И школа была церковно-приходская, в которой два учителя обучали грамоте и счету три десятка деревенских мальчишек и девчонок. Но еще славилось Рамушево прекрасным парком и библиотекой, что находилась в господском доме (помещик - член Государственной думы, камергер высочайшего двора граф Эммануил Бенигсен) и считалась самой богатой в уезде - 2400 томов книг. Сюда за книгами и приходил маленький сын кузнеца. Книгочей, говорят, он был изрядный.

А потом, когда началась Первая мировая и кузнец Василий ушел "воевать немца", мальчишка сбежал на фронт, но был по малолетству возвращен в деревню. Может, здесь, у отцовской наковальни, и прошла бы вся его жизнь, не случись революция, а потом и гражданская война. В 1919-м призвали Николая в Красную Армию. А после ранения "списали" на работу в Старорусский военкомат. Писарем. Вот где пригодилась господская библиотека, давшая парню и грамотную речь, и кругозор, сразу выделив его из круга ровесников.

Сейчас часто говорят о том, как важно оказаться в нужное время в нужном месте. И Николаю повезло оказаться именно в 20-е годы не где-нибудь, а в Старой Руссе. В этот период уездный (но курортный!) город был культурным центром всей губернии. Был здесь открыт Народный дом (аналог Дома культуры), созданы художественный музей, художественная студия, действовали театральные коллективы, в том числе - оперный театр, выезжающий на гастроли в Новгород. Вдохновителем всей этой бурной жизни был местный уроженец, возвратившийся в Старую Руссу из Петрограда для поправки здоровья, художник и музыкант Василий Сварог. С этим незаурядным человеком и познакомился молодой деревенский кузнец в солдатской шинели, который от пристрастия к литературе перешел к страстному увлечению театром (даже взял себе псевдоним из "Пиковой дамы" - Томский), а потом стал рисовать декорации к спектаклям, посещать студию Сварога. Талант стал очевиден.

- Он хотел стать живописцем, - вспоминала его дочь Наталья, когда мы сидели за чаем с домашними пирогами в квартире ее отца в самом центре Москвы. - Но Сварог, разглядывая его работы, сказал: "Ты не живописец, ты - скульптор. У тебя редкое ощущение объема. Попробуй делать портреты из глины".

Так и стал Николай Томский скульптором. А теперь мы знаем, что спустя много лет, уже став маститым художником, президентом Академии художеств СССР, он, в свою очередь (как некогда Сварог ему), дал путевку в жизнь другому деревенскому мальчишке, Вячеславу Клыкову, сказав: "Ты должен стать скульптором, учись. Я помогу тебе". А сегодня известный в мире скульптор Вячеслав Клыков устанавливает в Старой Руссе, на родине Томского, памятник Достоевскому... Так все удивительно связано в этом мире.

ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

В той же Старой Руссе, в самом центре города, стоит бронзовый памятник Ильичу - последняя работа скульптора для родного города. Его же руки другая скульптура вождя - на берегу Полисти. И памятник вождю, что стоит на Торговой стороне Новгорода, - тоже сделан Томским. И памятники Ленину в Орле, Воронеже, Мурманске, Таллине, Ташкенте, Железноводске, в Калькутте... По заказу правительства ГДР делал Томский знаменитый памятник Ленину для Берлина.

- А все началось со студенческих времен, - рассказывает Наталья Николаевна. - В 1925 году для какого-то конкурса отец изготовил портрет Володи Ульянова, который и принес ему первую известность. С тех пор этот знаменитый портрет стал прообразом для всех бронзовых бюстов и портретов кудрявого мальчика, которые в советские времена можно было увидеть в каждом детском саду, в школе, на октябрятской звездочке. С тех пор отцу не раз заказывали скульптуры Ленина. Но несправедливо считать, что Лениниана - единственная его тема! Тема Ленина - как раз не большая, а меньшая часть его работ в общем объеме. Об этом почему-то вдруг забыли! Его привлекали люди сильных характеров. Они могли быть революционерами, солдатами, рабочими, кем угодно...

Действительно, из мастерской Томского вышла целая галерея военных - русских полководцев, героев Великой Отечественной, им созданы памятник на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены в Москве, монумент защитникам Родины в Саранске. Его руками созданы известные скульптурные портреты ученых, кинорежиссеров, деятелей искусств, литераторов, в том числе знаменитые портреты Гоголя, Горького и Маяковского, памятники Ломоносову в Москве и Кутузову у Бородинской панорамы... Лучшие его работы приобретены всемирно известными музеями: Государственным Русским музеем, Третьяковской галереей, Художественным фондом России. Немало работ знаменитого земляка приобрел Новгородский государственный музей-заповедник. Часть коллекции была подарена и Старорусской художественной галерее.

Сегодня можно сказать, что это основное, что осталось от большого наследия мастера.

И СТАНУТ ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДНИМИ

Помнится, лет десять назад безмерно критиковалось и пересматривалось под новым углом зрения все, что относилось к партии, к советской власти, к социализму, Советскому Союзу, Октябрьской революции и Великой Победе. Каждый день можно было услышать о новых актах вандализма по отношению к памятникам истории, культуры и искусства. И у нас, и в странах бывшего социалистического лагеря. Сбрасывались с пьедесталов памятники Ленину, Дзержинскому. Болгарам стал не нужен памятник русскому солдату "Алеша", о котором пели песни два братских народа. В Вильнюсе стащили с пьедестала еще одну работу Томского - памятник генералу Черняховскому, освобождавшему не только этот город от фашистов, но и наш Новгород... А как смаковалась в демократических СМИ история с демонтажом памятника Ленину в Берлине работы Томского! Не все немцы поддерживали решение о демонтаже, многие выступали против этого, немало было проведено митингов, устроено демонстраций. Вандализма, правда, тут не было - немцы аккуратно распилили памятник на части и, пронумеровав каждую, уложили в ящики и закопали в песок на хранение. До лучших времен. Весь процесс они дотошно записали на пленку, зафотографировали и фотоснимки прислали семье скульптора Томского, где я их и увидела.

- Когда началась эта перестройка, - вспоминает Наталья Николаевна, - к нам приехала из Франции съемочная группа - снимать фильм о наших памятниках. Французы торопились запечатлеть на пленку хотя бы то, что уцелело к этому времени. Из Канады тоже приезжали. Вы, говорят, памятники снесете, а это ведь - история. Плохая ли, хорошая, но история. Никто же не режет полотна Гойя за то, что он писал испанских монархов, или картины Серова за то, что он рисовал царя и его детей! Художник отражает свою эпоху - это естественно. И отец ваял героев того времени, в котором жил.

Но то, что очевидно для французов, непонятно нам. Печальная участь постигла наследие Томского.

- Сразу после смерти отца маме позвонил директор Художественного комбината имени Вучетича, где отец уже 40 лет арендовал мастерскую: "В течение 10 дней выезжайте! Мы мастерскую продали иностранной фирме". Ни звания отца, ни его заслуги уже роли не играли! Но куда деть все, что есть в мастерской? Там - кабинет отца, его библиотека, его работы... Бюсты военных отдали в военную академию. Кое-что - в художественную школу, все остальное мать решила вывезти на дачу.

ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И СГОДИЛСЯ

В те беспокойные для семьи Томского дни старорусцы прибыли в Москву с предложением забрать скульптуры в город и создать музей Николая Томского. Но денег у Старой Руссы не было, а отдавать задаром работы семье не хотелось. Я не берусь судить родственников скульптора за это. Но время показало, что лучше бы они уступили скромной просьбе земляков Николая Томского.

В газетах и журналах прошли публикации о том, что в брошенную мастерскую скульптора (фирма "Олби" не стала ее использовать, посчитав слишком ветхой), сломав замки, проникли вандалы и безжалостно порушили все, что в ней оставалось, - отрубили нос Гоголю, свернули голову Ломоносову, отводили душу на бюстах Ленина.

А недавно, посетив Старую Руссу, дочь Томского сообщила работникам Старорусского краеведческого музея, которые снова вернулись к вопросу о расширении экспозиции работ земляка, что дача в Подмосковье сгорела и все работы Томского погибли...

- У вас теперь самая богатая коллекция его работ, - заметила Наталья Николаевна.

А ведь могла бы быть гораздо богаче! Сегодня работы Николая Томского в Старой Руссе можно увидеть на первом этаже художественной галереи, что расположена в церковных зданиях бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Но ни администрация города, ни комитет культуры, ни музейщики не оставляют благую мысль о создании в городе музея Николая Томского. Помещение для этого есть - бывшее здание музея Северо-Западного фронта, который нынче перебрался на новое место. И, как мне сообщили в Новгородском государственном музее-заповеднике, в ближайшие планы входит ремонт этого здания. Если успеют, к работам приступят уже в этом году.

Людмила МИТРОФАНОВА.

(газета "Новгородские ведомости", 24 апреля 2001 г., №58)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ