СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Путь к храму

Воскресная школа

Сила внутреннего, духовного, нравственного состояния людей, пребывающая в них вера в Единое Животворящее Начало и как следствие тому — им дарованная сопричастность с Ним, являемая в способности видеть сквозь греховную пелену века сего до времени сокрытое, потаенное — грядущий в этот мир Свет Царствия Небесного, — во многом зависит от того, какие семена — веры или безверия, святости или греха посеяны были в их душах в раннем детстве. Об этом много и часто писал Ф. М. Достоевский, уделяя вопросу этому особое внимание, полагая его краеугольным в жизни каждой отдельной личности, а следовательно, и всей нации и всего мира в целом,* поскольку от его решения, то есть обретения людьми той основы, великой нравственной, религиозной идеи, без которой все остальное неизбежно обращается во прах, зависит, по его глубокому убеждению, всечеловеческое счастье. Его достижение (и прежде всего в России) посредством воспитания и духовного просвещения всегда оставалось в жизни великого писателя главной мечтой и сокровенным желанием.** Поэтому неслучайно, после его кончины вдова почившего — Анна Григорьевна и близкий его друг, настоятель церкви Святого Георгия в Старой Руссе отец Иоанн Румянцев в качестве памятника усопшему и как бы исполнения духовного завещания писателя, осуществления столь заветного ему дела решают основать в том городе, в котором он напряженно и страстно на протяжении длительного времени думал и писал об этих животрепещущих для судеб России вопросах, школу его имени. Ее открытие состоялось в октябре 1883 г. одновременно с открытием надгробного памятника Достоевскому в Александро-Невской лавре.

* “Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в пут”, — гласит одно из его высказываний.

** “Я не хочу мыслить и жить иначе как с верою, что все наши 90 миллионов русских (или сколько их тогда народится) будут образованы и развиты, очеловечены и счастливы”, — как писал он в своих заметках.

Находясь под непрестанным и благодетельным попечительством Церкви,* а также благодаря неоскудеваемой и все более возрастающей заботе о ней ее основателей, частных благотворителей и всего городского общества,** школа, которая предназначалась для детей из обездоленных слоев населения города, в скором времени становится истинным очагом христианского просвещения. В 1885 г. для нее выстраивают отдельное здание. Случившееся несчастье — большой пожар, во время которого оно сгорает дотла, приводит лишь к тому, что на его месте, спустя непродолжительный срок, возводят новое. И в дальнейшем никакие испытания, внешние или внутренние, связанные с распространением в России в то время губительных, противных христианскому учению и благочестию идей, не могли до срока поколебать ее прочного основания, коренящегося в непрестанной молитве о милости Божией, бережном сохранении в ней и укреплении истинного духа Православия,*** о чем так ратовал и всегда болел душой Федор Михайлович Достоевский.

* Школа имени Достоевского была учреждена в качестве церковно-приходской. Эту идею о придании ей такого характера, что столь удачно соответствовало общим настроениям писателя по этому поводу, подал Анне Григорьевне обер-прокурор Священного Синода К. П. Победоносцев, находившийся при жизни Ф. М. Достоевского с ним в духовном общении.

** А. Г. Достоевская, официально утвержденная попечительницей школы, постоянно оказывала ей материальную поддержку, заботилась об улучшении ее учебного процесса (так, например, по ее настоянию введены были ремесленные классы, где учащихся, учитывая их социальное положение, обучали рукоделию). Отец Иоанн Румянцев с момента открытия школы вплоть до своей кончины в 1904 г. неизменно оставался ее директором (быть может, прежде всего благодаря чему, вследствие присущей ему светлости ума и его высокой духовности достигнуты были немалые успехи в устроении внутренней жизни школы и ее внешнего благосостояния). Помимо того, что на содержание школы ежегодно выделялись средства Священным Синодом и Городской Управой, немало пожертвований для нее совершали частные лица, среди которых были — философ Владимир Соловьев, великие князья Константин Константинович (известный русский поэт К. Р.) и Владимир Александрович (президент Академии Художеств) — последний из них дал к тому же согласие быть Покровителем школы.

*** Последнее всегда оставалось самым важным предметом заботы и внимания в деятельности школы, занятия в которой каждый день непременно начинались с совершения утренней молитвы, преподавание Закона Божия и проведение для учащихся воскресных душеспасательных бесед сопровождалось посещением Церкви, паломничеством к местам святынь, участием в пении церковного хора, а также в устроении ежегодных празднеств, посвященных памяти Ф. М. Достоевского с чтением духовных стихов и гимнов.

Постепенное расширение школы, все более возраставшее в ней количество учащихся,* вызвавшее необходимость строительства для нее второго и третьего здания, одновременно сопровождалось увеличением и углублением курса в ней преподаваемых дисциплин. В 1896 г. она становится второклассной, с 6-годичным сроком обучения** и предназначается для девочек из небогатых или даже вовсе бедных семей, которым особенно сложно было получить в городе какое-либо образование. По окончании последнего, “учительского класса” они могли стать сами преподавателями начальных “школ грамоты”, осуществляя таким образом великое намерение Ф. М. Достоевского о достижении в России истинного века Просвещения, “царства мысли и света”, соединении могучего, подлинно христианского духа русского народа с “гением европейской культуры”.

* Их общее число к началу века превышало 300 человек.

** Вернее, одноклассная школа с трехлетним периодом обучения была дополнена второклассной. В последнюю из них можно было поступить, лишь закончив первую.

Этот благотворный процесс, постепенно набиравший все большую силу и влияние, проникавший постепенно вглубь народной жизни, искусственно был остановлен после революции, когда, несмотря на все протесты преподавателей, родителей и учащихся, специально обращавшихся по этому поводу к Советскому правительству, в школе в соответствии с печально-знаменитым декретом 1918 г. прекращены были занятия по Закону Божию, прерваны доселе нерушимые связи с великим источником духовности и святости — Русской Православной Церковью. Лишенная своих питательных корней школа имени Достоевского, насильственно обращенная в безликую — “единую трудовую”, начала постепенно увядать, превращаясь в свою противоположность — рассадник безбожия и духовного омертвения.

Ее восстановление произошло лишь в наше время, ознаменованное стремлением к духовному обновлению, возвращению утраченного, — к своим первой стокам, началом начал которых является Истинная Церковь Христова. Возвращение ее богатого, обретенного подвижническими трудами многих поколений опыта духовного просветительства и религиозно-нравственного образования нашло свою благодатную почву в городе, который удостоился великой части быть тесно связанным с жизнью и творчеством великого христианского писателя Ф. М. Достоевского и продолжателей его дела на ниве духовного строительства. Подлинным восприемником и продолжателем заложенных ими традиций, которые нашли свое воплощение в деятельности церковно-приходской школы имени Достоевского, стал в наши дни настоятель храма святого Георгия архимандрит Агафангел (Догадин). Именно благодаря его усилиям, способности убеждать и вдохновлять всех прибегающих к нему или всего лишь только соприкасающихся с ним, его большому авторитету среди верующих в городе и стремящихся обрести веру людей, была создана при Георгиевской церкви Воскресная школа. Она вобрала в себя более 100 учащихся, детей разного возраста от 5 до 18 лет. Разделенные на отдельные группы, они, применительно к их возрасту, изучают во всей доступной им полноте великий смысл и значение Слова Божия: Его проявление в истории Ветхого и Нового Завета, Вселенской Православной Церкви, пытаются постичь основы Его богословского толкования на уроках по катехизису, Его отражение и воплощение в зримых образах в истории церковного искусства, особое внимание при этом уделяется раскрытию Его влияния на автора подлинно христианских произведений литературы Ф. М. Достоевского, почитаемого как бы родоначальником школы. Занятия по Закону Божию одновременно сопровождаются в школе практической подготовкой и непосредственным вовлечением учащихся в литургическую жизнь Церкви. С этой целью они изучают церковно-славянский язык, обучаются церковному пению в хоре. Некоторые из учеников Воскресной школы, отмеченные особым даром послушания и усердия, прислуживают в алтаре во время храмового действа, читают и поют на клиросе. Таким образом, постепенно в школе начинают складываться традиции специального приуготовления и воспитания церковнослужителей — псаломщиков.

Всеми занятиями в Воскресной школе руководят члены клира Георгиевской церкви и прежде всего ее настоятель отец Агафангел. Им определены были основные направления ее деятельности, ревностным исполнителем которых он ныне сам является, а также вдохновителем и наставником всех, кто принимает в этом участие. В их число входят специалисты различных направлений: историки, искусствоведы, учителя гуманитарных дисциплин, которые, являясь истинно верующими людьми, преломляют свои знания через свой духовный опыт, обретенный в Церкви.

В каждое из воскресений, по окончании Литургии, на которой присутствуют учащиеся школы, для них проводится молебен с чтением Евангелия перед чудотворным образом Матери Божией Старорусской. Получив в конце его благословение священника, они выслушивают его духовно-нравственную проповедь и далее приступают к занятиям здесь же в храме, а также в специально оборудованном, по настоянию отца Агафангела, для этих целей классе, снабженном попечителями школы* видеотехникой, наглядными пособиями, книгами, приобретенными на средства Церкви. Нередко после уроков для детей проводятся экскурсии к святым местам в городе или близлежащей округи, устраиваются встречи с людьми, совершившими паломничества в весьма отдаленные земли, или просто с интересными, духовно одаренными личностями среди священнослужителей, писателей, художников, довольно часто посещающих Старую Руссу. В последнее время все более тесные связи, переходящие в узы дружбы и братской христианской любви друг к другу, начинают устанавливаться между учениками Воскресной школы и детьми, их сверстниками, учащимися духовных учебных заведений других стран. Помимо взаимной переписки, время от времени они получают возможность видеть и общаться непосредственно друг с другом, встречая их у себя как гостей.**

* Среди них прежде всего следует назвать Новгородское производственное объединение “Квант” во главе с его генеральным директором А. С. Цветковым.

** Большую посредническую роль в этом отношении осуществляет отец Агафангел, который во время своих посещений иных государств, откуда он постоянно получает приглашения для прочтения им лекций, всегда использует эту возможность для установления духовного общения с учащимися тех христианских учебных заведений, где ему удается побывать.

Воскресная школа, предназначенная прежде всего для детей прихожан Георгиевской церкви, вследствие осуществления последней широкой благотворительной и просветительской деятельности имеет неслучайно поэтому также, кроме своего основного, еще несколько других отделений. Одно из них было создано для детей-сирот, воспитанников школы-интерната, которые, помимо духовного утешения и материальной помощи, получают от служителей церкви и преподавателей Воскресной школы столь необходимые для каждого верующего человека знания по Закону Божию. Ими, по возможности, они стараются оделить и учащихся других городских школ, в том числе художественного отделения школы искусств, а также расположенных в отдалении от города школ сельских *.

* Здесь, прежде всего, следует упомянуть среднюю школу в селе Нагово, с преподавателями и учащимися которой служителями Церкви были установлены особо благотворные отношения.

Так, постепенно, благодаря помощи Божией и усердию всех труждающихся на сей благословенной ниве, расширяется круг общения детей с их духовной матерью — Святой Православной Церковью и посредством нее — с самим Господом. Через познание и внутреннее сердечное восприятие Им данных Законов восстанавливается утраченная связь все большего числа людей с их творцом. Духовный Светоч, возженный некогда от пламени души столь близко находившихся к тому, чье творчество исполнено святым, всеочищающим, живительным огнем, вновь воссиял на небосклоне древнего града, нам даруя надежду на спасение его младого поколения и всех в нем ныне пребывающих во тьме.

К. Смольняков

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ

 

Click Here!
Get Sponsored by Russian Story