СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Путь к храму

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(к 8оо-летию со дня основания)

Старорусский Спасо-Преображенский монастырь - один из древнейших на русской земле. Он был основан в конце XII в. монахом по имени Мартирий, который в поисках уединения поселился в глухих в ту пору местах возле Русы.

Через некоторое время вокруг его кельи образовалось целое поселение людей, стремившихся к истинно праведному образу жизни. Собравшаяся братия под руководством своего наставника возвела церковь во имя Спаса-Преображения. Созданный таким образом монастырь в августе 1192 года был освящен владыкой новгородским, архиепископом Григорием.

В скором времени, после кончины этого святителя, Мартирия избирают на его место. Всецело занятый другими заботами, он, однако, не оставляет без внимания и основанный им монастырь. Так, после одного их больших, пожаров, когда сгорела первоначальная деревянная церковь, Мартирий на ее месте в 1198 году отстраивает новую, уже каменную, которую сам же освящает.

Церковь эта, от которой сохранились лишь нижние части стен, судя по ее плану, была близка по своему облику к возникшему в середине XII века и получившему широкое распространение в Новгороде типу храма упрощенного, камерного характера.

После смерти Мартирия, на протяжении всей первой половины XIII в. близлежащий от Русы Спасский монастырь неоднократно подвергался нападению со стороны своих ближайших соседей - литовцев. Так, например, в 1234 году они неожиданно появились под стенами города, взяли его приступом, разграбили городские церкви и Спасо-Преображенский монастырь, убили четырех его иноков. На месте их погребения, согласно преданию, была возведена деревянная Сретенская церковь.

Спасо-Преображенский собор неоднократно получавший весьма серьезные повреждения, к середине XV в. сильно обветшал, грозя падением. Тогда в 1442 г. Мартириев храм решает перестроить другой, еще более знаменитый новгородский архиепископ, деятельный защитник вольности древнего Новгорода Евфимий II. По его указу собор был разобран почти до основания и возведен заново.

В XV в. этот храм, который, по свидетельству летописей, был значительно выше прежнего, имел характерное для новгородской архитектуры того времени многолопастное завершение, образующее динамично восходящую вверх линию. Его украшали разнообразные декоративные элементы: пояски поребрика, излюбленного новгородцами, “бегунца”, полукружия - “бровки” над окнами и т. д. (их можно видеть на фасадах храма и поныне). В интерьере собора сохранились фрагменты росписей XV в.

Тяжелая судьба выпала на долю и этого нового храма, устроенного Евфимием. Более всего пострадал он, как и весь город, в Смутное время начала XVII столетия. Старая Русса подверглась тогда сразу двум, последовавшим одно за другим нашествиям: польско-литовскому и шведскому, которые полностью разорили один из самых богатых русских городов, разгромили, сожгли многие его храмы. Не миновал этой печальной участи и Спасо-Преображенский монастырь.

Однако сразу же после воцарения мира на русской земле, он начал быстро возрождаться. Заново был перестроен Спасо-Преображенский собор: еще раз сложены его купол и своды, которые изменили свою конструкцию. Храм приобрел так называемое “палаточное покрытие”, характерное для московского зодчества, ставшего общерусским в XVI-XV11 вв. Некоторые из его окон приобрели килевидные наличники. Внутри собор был заново расписан. Два наиболее сохранившихся фрагмента фресок того времени представляют собой изображения русских князей Владимира I Святого и Александра Невского.

В XVII в. после шведского разорения был перестроен не только Спасо-Преображенский собор, но и малая Сретенская церковь. На месте прежнего деревянного храма возвели новый - каменный. Рядом с ним почти одновременно появилась церковь Рождества Христова. Оба сооружения очень камерны по своим размерам, бесстолпны, одноглавы. Возможно, они повторяют формы своих деревянных предшественников.

Сретенский храм первоначально служил домовой церковью в монастыре, поэтому к нему примыкал целый ряд жилых и хозяйственных помещений: кельи монахов, одностолпная палата-трапезная.

К XVII в. относится и трехъярусная колокольня монастыря, расположенная в одной связи с Рождественским и Преображенским храмами (некогда на ней находились старинные часы и колокола, в том числе отлитые мастерами знаменитого семейства Моториных, создавших величественный Царь-колокол).

Не только колокольне, но и храмам, окружающим ее было придано внутреннее ярусное строение: все они двухэтажны. В нижних частях первоначально находились подсобные помещения: погреба, кладовые, мастерские и т. д.

Монастырь вел обширное хозяйство. На его территории располагались скотные дворы, большой сад и огород в пруду иноки разводили карасей. Не только в самой обители, но и за ее пределами находились различные хозяйственные угодья: пахотные земли, сенокосные пожни, рыбные вежи, сельницы, соляные варницы. К ней были приписаны десятки деревень, населенные сотнями крестьянских “душ”.

Однако все эти владения были изъяты у обители в царствование Екатерины II, издавшей в 1764 г. указ о секуляризации монастырских земель. Теперь монастырь существовал лишь на деньгах, выдаваемые из казенных и был отнесен к разряду, которому полагается совсем небольшой штат монахов и служителей. Казенных денег на его содержание явно не хватало, поэтому он начал постепенно приходить в запустение.

Но, к счастью, это продолжалось недолго. В начале XIX в, когда политика государства по отношению к монастырям вновь благоприятно изменилась, ему опять начали жаловать земли (в основном они находились вокруг некогда приписанного к нему упраздненного Кречева монастыря, расположенного в одной версте от города по р. Полисть). В 1830 г. Спасо-Преображенский монастырь был возведен во II класс. Благодаря этому увеличились поступления из казны, и с течением времени возрастал его капитал в банке, который составлялся в основном за счет пожертвований и вкладов. На территории обители в начале XIX в. открылось платное кладбище для горожан. (В 1899 г. здесь была похоронена первая в России женщина, ставшая доктором медицины - В. А. Кашеварова-Руднева).

Все это способствовало тому, что обитель начала вновь обустраиваться. В начале XIX в. вокруг нее была возведена каменная ограда вместо прежней деревянной, с двумя угловыми башнями, часовней и Святыми вратами. Построены были новая каменная трапезная, настоятельский и братский корпуса, другие служебные помещения, вновь расписаны и частично перестроены храмы.

В освободившихся нижних частях церквей появились новые приделы: Варлаама Хутынского и Нила Столбенского (впоследствии переименованный в честь иконы Казанской Божьей Матери) - в подцерковье Спасо-Преображенского собора; Косьмы и Дамиана - в нижнем этаже храма Рождества, часовня Всемилостивого Спаса - в 1 ярусе колокольни. В нижней части Сретенского храма была устроена церковь во имя главной святыни города - чудотворной иконы Старорусской Божьей Матери. В 1888 г. благодаря усиленным ходатайствам настоятелей монастыря, а также всех горожан, ее подлинный образ по высочайшему царскому соизволению был перенесен из Тихвина, где он находился свыше 300 лет1 в Старую Руссу. В 1889г. для чудотворной иконы специально на территории монастыря возводят новый обширный храм.

 

1 В 1570 (по другим источникам, в 1655) году икона Старорусской Божьей Матери была “отпущена” жителями города в Тихвин, где в это время свирепствовала эпидемия моровой язвы. Там она и оставалась вплоть до 1888 г. Во время Великой Отечественной войны икона пропала.

 

Спасо-Преображенский монастырь, владевший в древности весьма большими земельными угодьями (в XV в. они насчитывали десятки тысяч десятин), а также соляными варницами, играл на протяжении длительного времени существенную роль в торгово-экономической деятельности Старой Руссы.

Монастыри издревле на Руси являлись крупнейшими очагами культуры. Здесь создавались произведения житийной, богословской литературы, велись летописи (в том числе и в Спасо-Преображенской обители). При монастырях находились крупнейшие библиотеки, где нередко хранились старинные грамоты, рукописные и старопечатные книги (в Старорусской обители их было значительное количество), создавались школы. В начале XVIII в. славянская грамматическая школа, а позднее семинария, возникла и в Спасо-Преображенской обители. При монастырях находились крупнейшие библиотеки, где нередко хранились старинные грамоты, рукописные и старопечатные книги (в Старорусской обители их было значительное количество), создавались школы. В начале XVIII в. славянская грамматическая школа, а позднее семинария, возникла и в Спасо-Преображенском монастыре. В 1806 году она была преобразована в духовное училище. С целью расширения возможностей для проведения в нем самостоятельных богослужений духовному училищу в 1892 г. передают в обители Рождественский храм, который в связи с этим переименовывают в честь славянских первоучителей - Кирилла и Мефодия.

Старорусский Спасо-Преображенский монастырь, возведенный в 1892 году в 1 класс, к началу XX в. начал хорошеть и благоустраиваться. Все предвещало в будущем его дальнейший расцвет. Однако это естественное развитие было прервано после революции. В 1919 г монастырь, по распоряжению Советской власти, был закрыт. Впоследствии в нем вырубили сад, уничтожили кладбище, разобрали и каменную ограду со Святыми воротами и часовней Александра Невского. В основном территория обители была передана воинской части.

В годы Великой Отечественной войны монастырские здания очень сильно пострадали, его храмы были превращены в руины. Процесс их восстановления начался в 60-е гг. под руководством новгородского архитектора - реставратора Т. В. Гладенко, которая провела большую творческую работу по изучению, реставрации, восстановлению первоначального облика храмов.

В середине 70-х гг. в монастырском комплексе разместился краеведческий музей, включающий в себя несколько экспозиций по истории города: “Находки археологов”, “Литература и театр в жизни Старой Руссы” и картинную галерею художников - земляков.

К. Смольняков

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ