СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧАСОВНИ.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Путь к храму

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧАСОВНИ

Неисповедимы пути истории. Случайно или нет, но бывало так, что наш небольшой уездный город оказывался свидетелем больших событий и по-своему влиял на ход истории. Так это случилось и в марте 1917 года, в самые окаянные для России дни, по утверждению историков.

Первоначально намереваясь попасть в Ставку, царь Николай II был вынужден изменить маршрут и оказался на железнодорожной станции Старая Русса. Осуществит планы не дали взбунтовавшиеся войска и революционно настроенные железнодорожники, выполняющие распоряжение созданного накануне Совета рабочих, взявшего власть на железной дороге в свои руки.

Пока паровоз отцепили и набрали воду, царь прогуливался по перрону. Тогда же он посетил пристанционную часовню Св.Николая. Подобных ей было немало в то время по всей России. Благочестивые горожане, отправляясь в путь, просили благословения у духовного покровителя и защитника всех странников, каким в православии почитается святой Николай Угодник. О чем молился в Старой Руссе в те тяжелые минуты своей жизни Помазанник Божий, о чем просил своего небесного заступника, - можно только догадаться.

Потом царский поезд проследовал по направлению к дно, чудом избежав крушения, о чем свидетельствуют документы по истории Октябрьской железной дороги. "Навстречу поезду с целью организации крушения в 13 часов из депо вывели свой паровоз машинист Суворов с поездной бригадой. Стрелочник станции Полонка заметил в темноте приближающийся поезд, самовольно "расширил" стрелку и перевел на тупик, а сам с сигналом бросился навстречу литерному поезду. Стрелочник знал только, что поезд обычный, пассажирский, а кто в нем ехал, естественно, знать не мог. Паровоз влетел в тупик и остановился. Паровозной бригады на нем не оказалось. Они, открыв регулятор перед самой станцией Полонка, покинули паровоз". Судя по этим сохранившимся документальным записям, так неизвестный стрелочник спас жизнь императора, и литерный поезд все-таки прибыл на станцию Дно. Именно там Николай II был арестован, а назавтра, 2 марта 1917 года, он отрекся от престола. Известно, что мнения историков и современников по поводу этих событий неоднозначны, во многом эти мнения расходятся, и история расставила здесь не все точки над "i".

Ученым еще предстоит дать оценку тем дням, повернувшим историю вспять. Как живое напоминание об ушедшей России, о приезде царя в Старую Руссу стояла у старорусского вокзала путевая часовня. Сработанная накрепко, она могла просуществовать до наших дней, но в годы войны была разрушена буквально до основания. Долгое время наши краеведы не могли восстановить даже ее название, хотя сохранился старинный снимок вокзала с часовней.

Еще одна страница в книге истории нашего города могла оказаться безвозвратно утерянной, - если бы еще один Николай, наш земляк и современник. Ничего в ту пору не зная о своих славных тезках, имевших к истории часовни прямое отношение, он взялся восстановить утраченную святыню - путевую часовню. Сам по профессии водитель, предприниматель Николай Широков считает, что лучшей памяти всем погибшим на трассе и быть не может. Шоферская работа связана с риском. "Не ты, так в тебя,"- невесело шутят между собой водители. Без покровительства высших сил тут не обойтись. И как будет здорово, отправляясь в путь далеко от дома, зайти в часовню, попросить у Бога легкой и удачной дороги!

Начиная дело по восстановлению, Николай даже не мог предвидеть, какую заботу берет на свои плечи. Надеялся на то, что единомышленников будет гораздо больше, ведь строительство и восстановление храмов было на Руси традиционно делом всенародным. И делом, бесспорно, благим, ведь имена строителей поминаются вечно, пока стоит храм, - каждый день, каждую службу.

Сейчас уже выстроены кирпичные стены, руками умельцев изготовлен деревянный каркас для купола. Предстоит отделка, штукатурка стен, обустройство сквера вокруг часовни. Лишними не окажутся ни одни руки - всем найдется дело!

Те, кому доводилось быть на вокзальной площади, видели в окне незаконченного здания кирпичной кладки выставленную табличку с номером телефона: 2-14-58. По нему может позвонить любой, у кого лежит душа принять участие в хорошем деле - в возрождении в Старой Руссе путевой часовни.

Л.Снегирева
(газета "Живой мост", 18.10.2000 г.)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ

 

Click Here!
Get Sponsored by Russian Story