СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФАМИЛИЙ ЖИТЕЛЕЙ СТАРОЙ РУССЫ.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

У нас так говорят

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФАМИЛИЙ ЖИТЕЛЕЙ СТАРОЙ РУССЫ

ФАМИЛИЯ - ПЕРВАЯ СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ
КАЖДОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ.

Кто из нас не смотрел с замиранием сердца замечательный советский боевик о злоключениях сказочных сокровищ семейства Медичи?
Российская история богата не менее драматическими и захватывающими сюжетами похищения и возвращения их владельцам старинных и очень дорогих наследственных драгоценностей. Но, разумеется, далеко не каждая семья может похвастать сундуками фамильного серебра, золота и драгоценных, тем более, магических, камней. Напрашивается резонный вывод - семейные традиции, фамильные святыни - удел избранных. Так ли это?
Начнем с вопроса, от которого сверхпатриотам обычно становится не по себе. Как государственное образование Россия сравнительно молода. Нам не тягаться с Египтом, Грецией, Китаем. Что такое шесть-семь веков в сравнении с многотысячелетней историей, например, Рима или Персии (то бишь Италии и Ирака)? Не следует конечно забывать и о том, что значительная часть европейских государств (например, Германия и Франция) значительно моложе России. Во времена, когда уже и не поднимался вопрос "существует ли Великая Русь?", множество германо- и франкоязычных графств и герцогств вели между собой десятки бесконечных войн, даже не подозревая, чья сторона возьмет верх.
Но ведь не древность происхождения - главное достоинство. Ещё в 1820 году замечательный русский ученый А.Ф.Малиновский, описывая историю Москвы, как нельзя лучше выразил мысль, актуальность которой, на мой взгляд, даже сегодня не исчезла: "На что происвоивать Москве древность неимоверную! Мы чрез то не прибавим ничего к ее величию... А если бы узнали об ней не прежде 1812 года, то и сего достаточно для знаменитости ее". То же самое можно сказать и применительно к фамилиям.
В любом европейском государстве одним из предметов гордости родовой аристократии всегда было знание истории рода. Не стала исключением и Россия. Но, как и во всем, русские придумали свою собственную гордость.
Если мы внимательно взглянем на российские "родословные сказки" XVIII-XIX вв., то с удивлением обнаружим, что, начиная со времен Рюрика, у кормила русского государства так-таки и не было ни одного истинно русского (или хотя бы славянского) по происхождению, государственного деятеля. Все родословцы пестрят записями типа "приехал из Литвы, из Пруссии, из Орды, из Крыма" и т.п. Что за напасть?
Не удивляйтесь. Ещё в XIX веке многими российскими историками было убедительно доказано, что большинство таких сказок и есть СКАЗКИ. Так отчего же, спросите Вы, такая нелюбовь ко всему русскому?
А вот тут и начинается самое главное. Скажем прямо, то, что в императорской семье русской крови было не намного больше, чем в любом из нас монгольской, - это понятно. Во всех монархиях были очень популярны междинастические браки. Но где же коренное российское дворянство?
Тут уж давайте сначала решим для себя, что понимать под этим определением.
Русское дворянство как класс стало формироваться в XIV - XV вв. Поначалу дворянами называли тех, кто служил государю, т.е. "при дворе государевом", военную (посольскую и пр.) службу. Эти люди набирались из числа самых боевых и достойных. В обязанность им вменялось в случае войны выходить в составе великокняжеского, а позднее и царского войска. За такую службу дворяне "верстались", т.е. жаловались поместьями с приданием им в подчинение нескольких десятков или даже сотен крестьянских семей, обязанных содержать своего владельца. Такое положение дел устраивало все стороны: дворяне несли службу, крестьяне спокойно работали, государство было сильным и даже где-то обеспеченным. Недаром успехи просто "преследовали" Ивана Грозного в начале его правления.
В XVII-XVIII вв., когда были созданы регулярные войска, заслуженное боевое дворянство составило его костяк. Но вспомним, сколько войн провела Россия со времен Ивана Грозного до Екатерины! Как Вы думаете, какая судьба постигла основную часть русского дворянства? Правильно, роды пресеклись, земли отошли к другим владельцам. К кому? Несложный вопрос. Подобные процессы происходят и сегодня.
Сила русского самодержавия представляла во все времена и его главную слабость. Сотни и тысячи авантюристов и проходимцев "стучались в дверь" императорского двора во все годы истории государства Российского. И вопрос "Кого пущать?" лежал целиком на мудрости правителя. А ведь и цари - люди.
Результат этого всем известен. За три-четыре столетия русское дворянство "первого набора" или вымерло, или превратилось в сословие т.н. "мелкопоместных дворян", т.е. мелких помещиков, не обладающих реальной властью. Государям даже приходилось, и не раз, издавать указы, запрещающие дворянам записываться в холопы. При царском же дворе основную роль стали играть многочисленные временщики и фавориты, или их не менее многочисленные потомки. Справедливости ради надо отметить, что и из их числа выдвинулось большое число талантливых и, главное, верных интересам России государственных деятелей, полководцев, ученых и т.д.
Но тенденция сохранилась. Поэтому, даже в среде исконных россиян, при достижении ими определенных высот на иерархической лестнице, становилось просто неприличным вести свой род от какого-нибудь рязанского или, например, тверского крестьянина.
Так и возникло множество легенд, давно уже разоблаченных, об иноземном происхождении наших князей, графов и пр.
Ну, а чем же занимались все это время коренные россияне?
Первым "ненормальность" создавшейся ситуации почувствовало русское купечество. Пристало ли, например, Строгановым и Демидовым равняться с мелкими прусскими баронами, невесть как прижившимися у царского престола? За XVIII-XIX вв. русская земля выставила огромное количество деловых и энергичных людей, создавших России славу уже не как могучей азиатской тирании, но и прославивших её как богатое, процветающее, светское государство. Некоторые из них были жалованы дворянскими титулами. Другие удовольствовались степенями купеческих гильдий. И те, и другие откровенно высмеивали чванливое и бесталанное дворянское сословие, а точнее значительную его часть, основные "достижения" которой в середине XIX в. были сведены к опытам над зависимыми от них по закону крепостными крестьянами.
К слову сказать, свои родословные русские купцы не стеснялись вести от "бывшего крепостного" рязанской или, например, владимирской губернии. А украшали их так, что иным графам было чему позавидовать. Фамильная, знаете ли, гордость!!!
История построения коммунизма в отдельно взятой "поднебесной" надолго заморозила в русском народе желание знать что-либо о своих предках, не исключая даже некоторых живых и здравствующих. Не модно это было, а порой и опасно.
И чем же мы располагаем сегодня?
Дворянское собрание давно уже определилось. Но и у остальных жителей России есть выбор. Нужно научиться уважать себя, свою семью, свой род.
Если Вы не можете похвастать древней родословной, начните с себя. Создайте семейную реликвию, которую Ваши дети, внуки и правнуки будут хранить из поколения в поколение. Пусть больше никогда не повторится в России история, в которой подавляющему большинству семей на "память" было отведено лишь 2-3 поколения. И Нарышкины и Строгановы были когда-то "безродными", а их потомки, скорее всего, даже не представляли себе (а это видно из составленных родословных) как образовалась их фамилия.
Исследования, проводимые компьютерным центром "Русские фамилии", помогают пролить свет на происхождение большинства российских фамилий. В своей научно-поисковой работе сотрудники центра обращаются к многочисленным словарям русских народных говоров, другим лингвистическим исследованиям, консультируются с ведущими учеными Общества любителей российской словесности и филологического факультета Российского университета дружбы народов, привлекают большое число архивных и летописных документов.
На основе этого создается и распечатывается на специальном красочном бланке ФАМИЛЬНЫЙ ДИПЛОМ, который, как надеются авторы проекта, станет первым камнем в построении ИСТОРИИ РОДА любой российской фамилии, независимо от того, насчитывает эта история несколько столетий, или началась лишь в 20-е годы XX века.
Приведем один пример. В XX веке многие "неблагозвучные" фамилии были изменены на более "красивые". В числе часто изменяемых наверняка была и фамилия Целовальников. А стоило ли её менять? Знаете ли Вы, что в старину на Руси целовальником называли ответственную выборную должность: уровень ответственности легко оценить по тому, что при вступлении в должность избираемый клялся в честности и беспристрастности и принародно целовал крест "на верность". Отсюда и возникло название должности.
История других фамилий не менее интересна. А, главное, достойна того, чтобы потомки её знали и хранили.

Владимир Максимов
октябрь 2000 г.

Если всё, выше изложенное, заинтересует Вас - милости просим на ВВЦ (ВДНХ), в павильон "Центральный", в гости к компьютерной службе "ИСТОРИЯ ФАМИЛИИ".
тт. 181-96-04, 96-68, 90-40, добавочный 25.

ИЗ СЛОВАРЯ ФАМИЛИЙ ЖИТЕЛЕЙ
ГОРОДА СТАРАЯ РУССА:

КОРЧЕВИНИН
КРАСНОВ
КУЗЬМИН
МАЛОВ
МАЛОФЕЕВ
СЕМЕНОВ

МАЛОВ

Фамилия Малов относится к редкой и интересной группе древнейших русских фамилий, образованных от внутрисемейных имен.
Внутрисемейное имя ребенок получал только от родителей, и это основной признак, по которому подобные имена отличаются от прозвищ. Конечно, не в каждой семье мальчик или девочка имели такие имена, но если ребенок получал внутрисемейное имя, то, как правило, оно употреблялось чаще крестильного и закреплялось за человеком на всю жизнь в качестве дополнительного мирского (нецерковного) имени.
Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного, главного имени и употребления в быту имени другого, "ненастоящего". Целью этой древнейшей традиции была защита от "нечисти" и "злых сил", которые не должны были узнать истинного имени человека.
Внутрисемейные имена образовывались: от имен, связанных с обстоятельствами рождения ребенка, от ласкательных прозвищ, данных ему родителями, от охранительных имен (такое имя-оберег ученые называют апотропеическим, что в переводе с греческого означает "отводящий, отвращающий зло", т.е.), от дохристианских (старославянских) имен.
Внутрисемейные имена Малой, Малюта, Малюк, Малец, Малек были очень распространены в XI-XVI веках во всех сословиях и на всей территории расселения восточных славян. Любящие родители давали такие имена желая подчеркнуть миниатюрность своего малыша, указать, что он только малая частица взрослого человека.
Мирские имена нередко полностью подменяли собой имена крестильные и даже в документах могли выступать в качестве официальных имен. Так, например, в "Ономастиконе" известного российского историка С.Б.Веселовского записан Борис Васильевич Малой (конец XV в., Новгород); в Писцовых книгах Новгородских Пятин записан курмышский крестьянин Малой (1627 год). Анализ старинных документов показывает, что, по мнению их составителей, летописцев, во многих случаях (даже в XVI-XVII веках) упоминания мирского имени было достаточно, чтобы точно указать на человека, о котором идет речь. Логично, что часто отчество сына записывалось не от крестильного, а именно от мирского имени отца.
Распространенность мирских имен была столь велика, что в результате, к концу XIX столетия, когда процесс формирования русских фамилий практически завершился, оказалось, что фамилии, образованные от мирских нецерковных имен, составляют значительную их часть. Их можно считать интересной и важной частью дохристианских общеславянских традиций, дошедших - несмотря на многовековое сопротивление церкви - до наших дней.
Таким памятником древнерусских дохристианских верований, образа жизни и народного фольклора является фамилия Малов.

КОРЧЕВИНИН

Фамилия Корчевинин принадлежит к популярному типу древнейших русских фамилий, образованных от мирских имен.
В старину на Руси каждый человек имел два имени: к имени, полученному ребенком при крещении, добавлялось второе имя, называемое мирским или нецерковным. Обладая официальным именем, взятым из православных святцев, люди получали также "домашние" древнерусские имена: Медведь, Кобыла (имя родоначальника царской династии), Ворона, Телега, Зуб, Коряга, Дуб, Солома и т.д. Все они не отражали каких-либо качеств их носителя, а были совершенно обособленными от их первоначального значения именами. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного, главного имени и употребления в быту имени другого, "ненастоящего". Целью этой древнейшей традиции была защита от "нечисти" и "злых сил", которые не должны были узнать истинного имени человека.
Роль мирских имен нередко выполняли и личные прозвища. Многие из таких прозвищ имели шутливый характер; они акцентировали внимание на отдельных качествах конкретного человека и в большинстве случаев имели иронический оттенок. Особенно "доставалось" во все времена людям, которые выделялись какими-либо внешними признаками - ростом или полнотой, чертами характера, пристрастием к ношению определенных одеяний и т.д. Народная молва наградила их бесчисленным множеством прозвищ, многие из которых позднее стали фамильными.
Корчевиной в старину в псковско-новгородских говорах называли ветвистый обломок или целое дерево, подмытое рекой и снесенное в воду. Врастая в ил, песок на дне реки или озера, корчевины становились опасными и даже непреодолимыми препятствиями для прохождения лодок и кораблей, серьезно мешали рыболовству. Отсюда и возникло прозвище Корчевина, которое давали упрямому, упорному, несговорчивому человека или же внешне кряжистому и крепкому. Новгородская "феодальная республика" была, как известно, самым демократическим древнерусским княжеством. Именно в новгородских землях возникли первые ростки русского предпринимательства. Новгородские купцы и просто искатели приключений, разъезжая по всей Руси, несли с собой слова и понятия, характерные для новгородских говоров, поэтому в XVII-XIX вв. прозвище Корчевина, от которого образована фамилия Корчевинин, встречается в тверских и некоторых других русских говорах.
Мирские имена существовали в России до окончательного их запрещения церковью в конце XVII века и даже в документах часто подменяли собой имена крестильные, выступая в качестве официальных имен. Распространенность мирских имен была столь велика, что в результате, к концу XIX столетия, когда процесс формирования русских фамилий практически завершился, оказалось, что фамилии, образованные от мирских нецерковных имен, составляют значительную их часть. Их можно считать интересной и важной частью дохристианских общеславянских традиций, дошедших - несмотря на многовековое сопротивление церкви - до наших дней.
Таким памятником древнерусских дохристианских верований, образа жизни и народного фольклора является фамилия Корчевинин.

СЕМЕНОВ

Фамилия Семенов относится к самому распространенному типу южнославянских фамилий, образованных от полной народной формы крестильного имени.
Подавляющее большинство славянских фамилий образовано от христианских имен, содержащихся в церковном календаре, - святцах. Религиозная традиция обязывала называть ребенка в честь того или иного святого, легендарного или исторического лица, почитаемого православной церковью в строго определенный день года.
Христианская религия пришла на Русь в X веке из Византии. Византия заимствовала ее у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство использовавшихся нашими предками личных христианских имен исторически восходят к древним языкам - греческому, латыни, ивриту, из которых были заимствованы. Эти чуждые по звучанию и непонятные народу по смыслу церковные имена "обкатывались" живой речью древних русичей, пока не начинали звучать вполне по-славянски.
Имя Семен, от которого образована фамилия Семенов, является народной формой христианского крестильного имени Симеон. Оно вошло в православный именник в честь носивших это имя святых: апостолов (именины - 4 января, 27 апреля), святителей (3 февраля, 6 июня), священномученика (17 апреля), мученика (18 мая), преподобных (26 января, 13 февраля, 12 марта, 5 апреля, 24 мая, 1 сентября), праведников (12 сентября, 18 декабря), блаженного (21 июля) и Симеона Богоприимца, именины которого празднуются православной церковью 21 июля. В переводе с древнееврейского языка это имя означает "услышанный Богом".
Уже в XII-XIII веках на Руси имя Семен практически вытеснило из обихода официальную крестильную форму Симеон и получило статус полного имени. Так, например, в "Актах Юридических" в 1659 году записан Семен Бурыкин, Лебедянский пушкарь; в "Актах Калачева" в 1678 году - Семен Бутаков, Верхотурский стрелец.
Фамилии, образованные от полной формы имени, принадлежали в основном представителям социальной верхушки, знати или семьям, пользовавшимся в данной местности большим авторитетом, которых соседи уважительно звали полным именем (в отличие от представителей других сословий, называемых, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами).
В "Актах Археографической Экспедиции" записаны: в 1565 г. - Тороп Семенов, помещик в Зубцевском уезде, в 1598 г.- князь Семен Семенов сын Белоглазова-Лыкова, московский дворянин; в "Актах Юридических" в 1568 году - Мясоед Семенов сын Вислов, отчинник Белозерский; в "Дополнениях к Актам Историческим" в 1681 г. - Иван Семенов сын Волконитинов, волуйский станичный атаман. С XVII века известен знатный дворянский род Семеновых, происходивший из Твери.

КУЗЬМИН

Фамилия Кузьмин принадлежит к древнему типу русских фамилий, образованных от полной народной формы крестильного имени. Подавляющее большинство славянских фамилий образовано от христианских имен, содержащихся в церковном календаре, - святцах. Религиозная традиция обязывала называть ребенка в честь того или иного святого, легендарного или исторического лица, почитаемого православной церковью в строго определенный день года.
Христианская религия пришла на Русь в X веке из Византии. Византия заимствовала ее у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство использовавшихся нашими предками личных христианских имен исторически восходят к древним языкам - греческому, латыни, ивриту, из которых были заимствованы. Эти чуждые по звучанию и непонятные народу по смыслу церковные имена "обкатывались" живой речью древних русичей, пока не начинали звучать вполне по-славянски.
Имя Кузьма, от которого образована фамилия Кузьмин, является русифицированной формой древнегреческого имени Косма. Имя Косма в переводе с древнегреческого означает "космос, устроитель мира". В христианский именник это имя вошло в честь носивших его святых, именины которых празднуются 15 января, 3, 8 марта, 1 мая, 14 июля, 11, 16, 17 августа, 5, 18, 23, 25, 30 октября, 13, 14 ноября.
КУЗЬМИН < КУЗЬМА < КОСМА: "УСТРОИТЕЛЬ МИРА, КОСМОС"
Уже в XII веке имя Кузьма практически полностью вытеснило из обихода имя Косма, предоставив ему существовать лишь в официальных церковных книгах и документах. В Писцовых книгах Новгородских Пятин записаны: Кузьма Баландин сын Смирнов, олонецкий землевладелец (1514 г.); Кузьма Батоногов, посадский человек, Великий Новгород (1582 г.). Фамилии, образованные от полной формы имени, принадлежали в основном представителям социальной верхушки, знати или семьям, пользовавшимся в данной местности большим авторитетом, которых соседи уважительно звали полным именем (в отличие от представителей других сословий, называемых, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами). Так, например, в архивных документах XV-XVIII вв. упоминаются: Алексей Кузьмин Нивин, белозерец (1525 г.); Кузьмин, подьячий (1570 г.); Майко Кузьмин, земский судья, Важская область (1611 г.); Савелов Иван сын Кузьмин, новгородский боярин (1687 г.). В 1686 году были высочайше утверждены родословные росписи древнейших боярских родов Кузьминых и Кузьминых-Караваевых.

МАЛОФЕЕВ

Фамилия Малофеев принадлежит к древнему типу русских фамилий, образованных от полной народной формы крестильных имен.
Подавляющее большинство славянских фамилий образовано от христианских имен, содержащихся в церковном календаре, - святцах. Религиозная традиция обязывала называть ребенка в честь того или иного святого, легендарного или исторического лица, почитаемого православной церковью в строго определенный день года.
Христианская религия пришла на Русь в X веке из Византии. Византия заимствовала ее у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство использовавшихся нашими предками личных христианских имен исторически восходят к древним языкам - греческому, латыни, ивриту, из которых были заимствованы. Эти чуждые по звучанию и непонятные народу по смыслу церковные имена "обкатывались" живой речью древних русичей, пока не начинали звучать вполне по-славянски.
Фамилия Малофеев первоначально была отчеством от народной формы личного имени Малофей (в "окающих" говорах), которое в свою очередь образовано от христианского мужского имени Малахия, в переводе с древнееврейского означавшего "посланник Божий", "вестник мой". В православный именник это имя вошло в честь последнего из ветхозаветных пророков Малахия, именины которого празднуются православной церковью 16 января.
МАЛОФЕЕВ < МАЛОФЕЙ < МАЛАХИЯ: "ПОСЛАННИК БОЖИЙ"
Уже в первые века распространения на Руси христианства в большинстве русских говоров имя Малофей (Малафей в "акающих" говорах) практически полностью вытеснило из обихода имя Малахия, предоставив ему существовать лишь в официальных церковных книгах и документах. Фамилии, образованные от полной формы имени, принадлежали в основном представителям социальной верхушки, знати или семьям, пользовавшимся в данной местности большим авторитетом, которых соседи уважительно звали полным именем (в отличие от представителей других сословий, называемых, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами).
В христианской религии известно предание о силаче Олоферне, вся сила которого была в волосах; после фонетических изменений в разных говорах это имя зазвучало: Малофей, Малофер, Малах. В указателе "Оренбург и Оренбургское казачество во время восстания Пугачева 1773-1774 гг." упоминается Малофей Анкидинович, родственник священника, а в "Описи Саввино-Сторожевского монастыря XVII века" - Малофеев Киприан. Селение с названием Малофеево и поныне существует в Тверской области.

КРАСНОВ

Фамилия Краснов происходит из центральных областей России и входит в число старинных русских фамилий, первые упоминания о которых относятся к XVII веку.
Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
История появления фамилии Краснов связана с двумя явлениями в истории русской культуры. В старину на Руси каждый человек имел два имени: к имени, полученному ребенком при крещении, добавлялось второе, называемое "мирским" или нецерковным. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного, главного имени и употребления в быту имени другого, "ненастоящего", с целью уберечься от "злых сил", которые не должны были узнать истинного имени человека.
Роль мирских имен нередко выполняли и личные прозвища. Прозвище Красной было очень распространено во всех без исключения областях и сословиях Московской Руси, Княжества Литовского и земель Донского казачества. В старину это прозвище означало - "красавец", "красивый". Мирские имена существовали в России до окончательного их запрещения церковью в конце XVII века. В архивных документах XV-XVII вв. упоминаются: Дмитрей Красной, князь Галицкий, 1434 г.; Ганусь Красной, ратман Полоцкий, 1478 г.; Иван Васильевич Красной, в великом княжестве Литовском, 1505 г.; Федор Григорьевич Красной, стрелецкий голова в Вологодском уезде, 1613 г. Неудивительно, что очень часто отчество сына записывалось не от крестильного, а от более оригинального мирского имени отца. Так, например, в "Дополнениях к Актам Историческим" упомянут Семен Матвеевич Краснов, Кунгурский воевода, 1683 г. Некоторые представители этой фамилии получили ее при других обстоятельствах. Такие фамилии, определяемые историками как "искусственные" или "семинарские", появлялись на протяжении XVII-XIX вв. в среде русского православного духовенства. Самую популярную группу семинарских фамилий составляют фамилии "географические". Сравнительно немногие фамилии из них произведены от имен епархиальных и вообще больших городов, в основной массе семинарских "географических" фамилий, записанных в Российских Епархиальных Ведомостях, упоминается едва ли не больше половины общего числа российских сел и уездных городов, откуда в основной массе и прибывали для учебы будущие священнослужители. Так, выходцы из сел, носящих названия Высокое, получали фамилию Высоцкий; прибывшие из сел Луга, Лужки, Луговое - Лужков или Луговской; из многочисленных Островов, Островных и т.п. - Островский.
Одним из самых распространенных в России названий сел и городков являются собственные имена с эпитетом "красный": Красное, Красная Гора, Красная Поляна, Красное Село, Красный Дол и т. д. От них на протяжении трех веков в православном духовенстве образовывались фамилии Краснов, Красновский и др. Также, духовная школа была щедра на лестные отзывы о наружности своих воспитанников, поэтому часто такие фамилии давались, дабы подчеркнуть благообразную внешность ученика. Дети священников нередко получали хорошее, по тем временам, образование, поэтому в XVIII-XX вв. среди российских ученых, писателей, дипломатов и государственных деятелей потомки или представители духовного сословия и, соответственно, фамилии Краснов встречаются очень часто.

Авторы-составители - Владимир МАКСИМОВ, Елена КУЛИГИНА
Научный консультант - профессор Михаил ГОРБАНЕВСКИЙ

Заказ на платное изготовление красочного пергамента с подробным рассказом об истории вашей фамилии вы можете сделать в Центральном павильоне ВВЦ (бывш.ВДНХ)на стенде "РУССКИЕ ФАМИЛИИ" (1й этаж, переход из центрального зала) - ежедневно с 11.00 до 17.30 (тел.181-96-04, 181-90-40, 181-96-68, добавочн. 25), или вечером и в выходные дни по телефону 196-66-70, а также по e-mail: mivigo@dol.ru.

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ