Над Ильмень-озером звонит немецкий колокол
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Эхо войны

Над Ильмень-озером звонит немецкий колокол

Старая Русса. 1942-й год. Небольшой старинный курортный городок лежит в развалинах. Уже год как здесь хозяйничают немцы. Почти не осталось старых купеческих домов, исчезли трамвайные пути, по которым недавно весело позванивал единственный трамвайчик, курсировавший между курортом и вокзалом. Острые обломы домов и печные трубы угрюмо подпирают хмурое небо. В районе Старой Руссы идут изнуряющие бои с большими потерями. Немцы рвутся к Москве. В это время происходят два события, которые не принесли перемен на Северо-Западном фронте, но сыграли свою роль в дальнейших отношениях Германии и Старой Руссы. Об одном из них подробно рассказал журналист немецкой фронтовой газеты "От Мааса до Мемеля" Курт Маух. Приводим его публикацию полностью.

"Город, расположенный в юго-восточном направлении от озера Ильмень, принадлежащий к старейшим поселениям северной части Советского Союза - Старая Русса, видел тяжелые битвы. Летом 1941 года он был атакован немецкой артиллерией. Зимой он стал целью крупного наступления советских войск. Но город остался в руках наших подразделений, хотя сегодня от него остались только руины. Советские войска ограничились ежедневными артиллерийскими приветами, но к этому все давно привыкли.

Как и многие другие города древней Руси, Старая Русса - город церквей. Здесь есть большие и маленькие, массивные строения с множеством башенок с зелеными луковичными куполами и большой стоящей в стороне звонницей, а также маленькие деревянные церкви. Как сообщают местные жители, в большевистское время из 30 церквей работали только две. Остальные использовались в качестве гаражей, фабричных помещений и складов. Одна из этих маленьких церквей древнего города расположена почти вплотную к дому Достоевского, летней квартире русского писателя, где он написал "Братьев Карамазовых". С высоты башни церкви открывается обзор вплоть до линии фронта.

В этой разрушающейся, ветхой колокольне был найден немецкий колокол, старинный, прекрасный бронзовый церковный колокол! Его обнаружил командир саперного батальона во время проверки башни на прочность.

Сначала он заметил церковный колокол, в котором не было ничего примечательного. Вдруг он заметил, что изогнутый край колокола окантован надписью, выполненной не русским, а латинским шрифтом, и история этого колокола сообщала: "ALBERT BENNINGK ME FECIT LUBECA ANNO 1672". То есть его отлил мастер Беннингк, в году 1672.

Как попал он сюда, в русскую глубинку, как пережил 270 лет, почти три столетия кровавой русской истории, разруху при последователях Ивана Грозного, эксперимент Петра Первого, время женского правления -недалеко от этой церкви находилась одна из летних резиденций Екатерины II, нашествие Наполеона, смутное предреволюционное время 19 века, когда Достоевский создавал под этим колоколом образ человека с разладом внутреннего мира, мировую войну и, наконец, время большевиков, о котором теперь в городе напоминает лишь огромный разрушенный бюст Ленина. В конце концов, сам город оказался в развалинах.

Колокол из Любека пережил все. Его металлический голос звучал три столетия, он говорил о порабощении и подавлении, был созвучен стараниям великого писателя отразить в романе духовную анархию своего времени. До тех пор, пока колоколу не пришлось умолкнуть, так как церковь, прихожан которой он созывал, не должна была больше работать, колокол был забыт наверху, в разрушающейся башне, куда вела узкая крутая лестница. На все бедствия и несчастья, обрушившиеся на город за последние 25 лет, колокол из Любека отвечал молчанием.

Немецкие солдаты разбудили его от глубокого сна. Командир шлезвигских саперов, сам бывший когда-то солдатом в Ганзейском города Любеке, привел наверх своих подчиненных и показал им колокол. Старые воины с лентами железного креста и Восточной медали в петлицах, со звездой штабного ефрейтора на форменном кителе - многие из них сегодня находятся на шестом и седьмом году службы - немного испуганно стояли вокруг колокола. Его ощупали осторожно, пока кто-то не нашел веревку и не ударил в колокол, сначала осторожно, а потом все сильнее. Неожиданно возник колокольный звон над разрушенным городом, который слышал лишь взрывы вражеских гранат и грохочущий огонь своей артиллерии.

Воскресным днем саперы занялись необычным делом. На церковь водружена система подъемных блоков. Колокол спускают вниз! Командир саперов принял решение отправить колокол из Любека туда, где он был создан. Бережно колокол снимают, медленно плывет он с башни к земле. Еще раз встают саперы и пехотинцы, зенитчики и артиллеристы из соседних подразделений вокруг необычной добычи. Еще раз читают они надпись. Некоторое время царит молчание. Редко время так ощутимо, как в этот миг. Есть ли лучший символ вечности великого, чем это бронзовое произведение искусства, которое пережило столетия в забытой Богом стране!

И вот колокол возвращается на место своего появления. В качестве подарка восточного фронта Ганзейскому городу Любеку, потерявшему под градом английских бомб многие из своих старинных памятников культуры. Старинный колокол с озера Ильмень не залечит всех ран, нанесенных бомбами и снарядами. Но он станет символом для немецкого солдата, который является не ландскнехтом или свирепым поработителем, а защитником древней культуры. Об этом говорит Любекский колокол с озера Ильмень".

Второе событие произошло вскоре, но на другом фронте. В момент захвата вражеских блиндажей один из советских офицеров обратил внимание на немецкую газету, где на развороте увидел фотографии развалин родного города Старой Руссы. Это очень взволновало солдата и он забрал газету с собой. И с этого момента не расставался с нею и пронес через всю войну. Это была публикация Курта Мауха "Над Ильмень-озером звонил немецкий колокол". Звали офицера Николай Поликашев. До войны он работал на фанерном комбинате в Старой Руссе. После войны живет и работает в Москве.

В девяностые годы завод химического машиностроения города Старая Русса, созданный на основе фанерного комбината, стал создавать музей, и к Николаю Поликашеву отправилась изучать личный архив краевед из Старой Руссы Нина Богданова. Здесь она увидела старую фронтовую газету и обратила внимание на текст, который поведал старорусцам куда делся колокол из церкви Мины.

И начинается поиск колокола в Германии. Как же сложилась его дальнейшая судьба? Из немецкого Нового Архива известно: "...доставлен по железной дороге 3.12.1942 года старшине гарнизона в Любек для передачи городу". Первоначально колокол находился в госпитале Святого духа, а в течение последних нескольких десятилетий - на нижних хорах музейной церкви Святой Катарины.

Что же рассказывает сама история о мастере-литейщике? Альберт Беннингк был самым знаменитым литейщиком колоколов в Любеке, и его прекрасные произведения - колокола и орудия - и сегодня рассказывают о его славе и о славе литейного искусства Любека. Созданные им предметы роскоши служат сегодня украшением музеев в Берлине и Вене. Он уже в юном возрасте узнал признание. 3 октября 1665 года он был назначен на должность придворного литейщика. Слава его великого искусства позволяла поддерживать отношения с великим курфюрстом Брандербургским и королем Дании. Похоронен в городе Любеке.

Германия не только передала уникальный колокол Старой Руссе, но и, преодолев длинный путь по суше и по морю, доставила бронзового путешественника назад в древний русский город.

18 февраля 2001 года в торжественной обстановке в музее Северо-Западного фронта прошла церемония передачи колокола городу Старая Русса германской делегацией во главе с Генеральным консулом ФРГ в Санкт-Петербурге господином Шенингом. В этот день гости из Германии и старорусцы услышали голос единственного уцелевшего из всех колоколов знаменитого европейского литейщика Альберта Беннингка.

И сегодня наш бронзовый герой рассказывает посетителям музея о своей судьбе, о минувшей войне и путях народов к примирению.

Ася ИВАНОВА

Возвращение колокола вызвало большой интерес к этому событию. Серьёзно заговорили о восстановлении церкви св. Мины и водружении колокола на его рабочее место.

Город Любек предложил материальную помощь на реставрацию храма. Между городами возникла нить дружбы и сотрудничества. Художественные школы Старой Руссы организовали совместную выставку детских рисунков в г. Любеке, она была развёрнута в церкви Св. Катерины, где долгие годы хранился наш колокол. Под древними сводами храма звучал красочный рассказ детей о своём многострадальном, прекрасном городе, о войне, о судьбах людей и колокола. Это был эмоциональный рассказ юных художников, плохо представляющих войну, но хорошо понимающих, что всем нам надо дружить, а не воевать.
Школьники немецкого города Любек отреагировали на историю с колоколом сочинением и постановкой мюзикла с выразительным названием "Истсайдская история". Летом 2002 года жители Старой Руссы аплодировали юным артистам из Германии. Публика была восхищена до слёз этой наивной, но удивительно искренней и трогательной постановкой. В основе её лежит история любви русского юноши и немецкой девушки, которые познакомились в момент освящения восстановленной церкви Мины. Предубеждения, рожденные войной, не позволили им быть вместе до тех пор, пока не прозвучала песнь-покаяние в исполнении хора школьников из Любека от имени немецкого народа. Эта песнь вместе с русским "Вечерним звоном", великолепно исполненным на русском языке, стали апофеозом встречи.

(журнал "Введенская сторона", 2003 г., № 1)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ