ПАМЯТЬ И БОЛЬ ХОЛОКОСТА
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Эхо войны

ПАМЯТЬ И БОЛЬ ХОЛОКОСТА

"Новгородские ведомости" первыми рассказали о массовом истреблении евреев в Старой Руссе

На статью, опубликованную в газете "Новгородские ведомости" от 14 августа 1999 года "Фрау Дагмар, что родом с Полисти", где рассказывалось о судьбе двенадцатилетней еврейской девочки Оли Цивзель, чудом спасшейся в дни жесточайшей оккупации в 1941-43 годах в Старой Руссе, я получила около 200 откликов. Отклики можно разделить по трем темам. Первая - это жалобы инвалидов и участников Великой Отечественной войны на свою горькую участь. Вторая - это невыплаты причитавшихся марок узникам концентрационных лагерей. И, наконец, третья - большая часть писем от людей, пострадавших в дни немецкой оккупации. Очевидцы тех далеких и страшных событий с сердечностью откликнулись на просьбу поведать о тяжелых оккупационных днях. Это печальные рассказы о том, как рушились города, горели села, погибали тысячи безвинных людей. И в каждом письме запечатлена человеческая судьба безвременно оборвавшихся или же переломленных войной жизней.

МИРОВОЙ РЕЗОНАНС

Послания, полные горечи, боли, воспоминаний об увиденном и пережитом, пришли не только с Новгородчины, но из Пскова, Порхова, Невеля, Санкт-Петербурга, Кисловодска. Откликнулись из Польши, Англии и Израиля. Этим можно подтвердить, что читательская аудитория "НВ" обширна. Правда, помог и тот факт, что статью перепечатывали многие городские и районные газеты не только Новгородской, но и соседних областей. Владимир Розман, новгородский врач, бывший председатель еврейского общества "Хэсед-Яков" увез ее в Израиль, где она была помещена на сайте "Холокост" и в еврейских изданиях.

Среди первых позвонивших я хочу выделить и поблагодарить новгородцев. Это дочь бывшего председателя Чрезвычайной комиссии, легендарного комиссара старорусской партизанской бригады Якова Ицкевича Белла. В прошлом известный врач, ныне пенсионерка. Волнуясь, она сообщила очень ценные сведения. Ее отец после освобождения Старой Руссы сразу был назначен председателем Чрезвычайной комиссии по выявлению нацистских преступлений в Старой Руссе и по району. Под руководством Ицкевича государственная комиссия провела обследование захоронений в годы войны, эксгумацию могил и установила факты кровавых расправ над мирным населением, военнопленными, партизанами.

Николай Костров, старший научный сотрудник одного из архивов Орла, на станции Чудово купил газету "НВ" со статьей. Она его сильно затронула. Николай Данилович сообщает, что в архивах Орла хранится масса документов о нацистских злодеяниях, до сих пор не обнародованных... И в каждом факте - своя трагедия. Например, в 1942 году в Орел прибыли фашистские новобранцы. И здесь выяснилось, что эти солдаты из Венгрии - еврейские парни. Была проведена операция "Будапешт" с приказом об уничтожении 900 венгерских евреев. Молодые солдаты были расстреляны на стадионе прямо в центре города.

Статья дошла до Англии. Откликнулся Менахем Мендол Каценеленбоген - он раввин в Лондоне. А его брат Нахум тоже раввин, только в Нью-Йорке. Братья - потомки бывшего рушанина Михаила Генделевича, родившегося в 1887 году в Старой Руссе. У него было шестеро сыновей и одна дочь Цива. До войны за границу сумел выехать только один из братьев и этим спасся от гибели. А вот вся многочисленная родня осталась в Старой Руссе... Братья-раввины приезжали на Новгородчину в марте. По приглашению председателя городского еврейского общества Эдуарда Алексеева они побывали в Боровичах. Оказалось, что для братьев стало полной неожиданностью известие в газете о том, что Холокост своей свинцовой метелью коснулся и маленькой уютной Старой Руссы. Они горячо просили разведать хоть какую-либо весточку о судьбе своей многочисленной родни.

Я выяснила, что в Старой Руссе проживал большой клан Каценеленбогенов. Один из них, по архивной справке Управления по Новгородской области ФСБ России, "Микаэль Гамшевич, еврей по национальности, проживавший по улице Правосудия, дом 10, работавший в артели "Громобой", был арестован 3 октября 1937 года органами НКВД. 15 ноября 1937 года он был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 19 ноября 1937 года в городе Ленинграде. По постановлению Президиума Новгородского областного суда от 27 октября 1956 года Каценеленбоген Микаэль Гамшевич посмертно реабилитирован". Он приходился братьям-раввинам двоюродным дядей.

Судьба же остальных родственников такова: 9 человек (и стар и млад) по фамилии Каценеленбоген были расстреляны в октябре 1941 года в Старой Руссе. В документах Старорусской городской полиции зафиксированы эти люди, подлежащие уничтожению по причине их еврейской национальности.

Кстати, надо уточнить, что статья в "НВ" явилась первой публикацией о массовом истреблении евреев в Старой Руссе, а также на оккупированной территории бывшей Ленинградской области. Это сообщение полностью опровергло утверждение в литературе о Холокосте, имеющееся у нас в России, и на Западе, что его восточные границы заканчиваются Витебском. В действительности же Холокост продолжился в Невеле, Пскове, Старой Руссе, Порхове, Сольцах, на Фарносовом Болоте, что под Лугой, в Колмове в Новгороде...

ЕЩЕ ЖИВЫ СВИДЕТЕЛИ!

Старейший журналист Василий Олисов откликнулся из Старой Руссы. Он дал импульс моей поисковой работе: исследованием этой темы надо заниматься вплотную. Очень велика трагедия народов, что свершилась на берегах Полисти и Шелони. Еще живы свидетели! Он сообщил, что Русса до войны была разнообразна своим национальным составом. Среди русских жили евреи, цыгане, поляки, немцы, латыши и эстонцы. Война разметала всех по свету. А две народности - еврейскую и цыганскую - полностью уничтожила. Особенно была богата и зажиточна еврейская диаспора.

Василий Иванович вспомнил, как в 1944 году, вернувшись в родной город с фронта, узнал о случившейся трагедии. Он застал то время, когда среди разрушенных зданий проходила эксгумация погребенных в войну. Это были убитые фашистами. Был свидетелем того, как в одежде одного из умерших были обнаружены карманные серебряные часы с гравировкой "Цивзель", которые принадлежали известному старорусскому часовщику. Его часовая мастерская находилась у рынка. А вот в центре, в районе улицы Карла Маркса, была часовая мастерская Захара Берковского. Он единственный из Берковских остался в живых. В войну прятался по подвалам у друзей. Уцелел и его дом, который стоял на месте нынешней гостиницы "Полисть". По словам Олисова, он не мог вынести боль от гибели своего народа. И в послевоенные годы долго в Руссе оставался единственным носителем языка идиш. До середины пятидесятых годов работал в своей часовой мастерской, разговаривал сам с собой на родном языке. Возвращая починенные часы, прощался на родном языке, просил его послушать. И благодарные заказчики выполняли его просьбу - слушали, здоровались всегда с ним: "Шалом". Ему повезло - сын вернулся с фронта.

В Старой Руссе до войны проживала большая еврейская диаспора, она занимала одну четвертую часть от всего населения города. Здесь еще в прошлом веке были построены две синагоги по улицам Георгиевская и Силина. Существовали еврейская школа и еврейский духовой оркестр. Кстати, в городском оркестре треть музыкантов были евреями. На улицах была слышна еврейская речь, люди пели еврейские песни. Процветало еврейское древо жизни. В 1941 году оно под корень было срублено.

Бывший директор старорусского краеведческого музея Олимпиада Симаженкова, прочитав статью, позвонила и пригласила к себе. Оказалось, что она приехала в Старую Руссу в начале 50-х годов. И тогда же ей стали известны факты уничтожения еврейского и цыганского населения в 1941 году. В особый блокнот заносила рассказы очевидцев о тех страшных днях, записывала имена, фамилии погибших. Свои бесценные записи передала мне.

Вот один из актов Чрезвычайной государственной комиссии, составленный в 1944 году. Он обнаружен нами в Новгородском архиве: "В первых числах августа 1941 года немецкие власти объявили регистрацию всего еврейского населения, проживающего в Старой Руссе. Спустя неделю после регистрации немцы арестовали всех евреев и посадили часть в монастырь, часть в тюрьму... По ночам оттуда доносились крики истязаемых палачами ни в чем не повинных женщин, детей и стариков. Немцы уничтожали их только за то, что они были евреями. На площади после длительных прилюдных издевательств были расстреляны Григорий Борушкин и его сын Иосиф, Илья Зелекман, Софья Бронштейн, восьмидесятилетняя старушка, Ада Филинштейн с двумя малолетними детьми и сотни других. Также масса евреев после пыток вывозилась на автомашинах, и дальнейшая судьба их неизвестна. Из арестованных никто не вернулся. Проведенной специальной операцией только по улице Бетховена было истреблено две тысячи мирного еврейского населения. Правильность указанных фактов подтверждается личными заявлениями, а также протоколами опроса жителей города Старая Русса"...

ХОЛОКОСТ - АНГЛИЙСКОЕ СЛОВО

Звучит жестко и переводится хлестко, как всесожжение, гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев немецкими нацистами в период с 1933 по 1945 годы.
Истоки Холокоста идут от событий 1938 года, названных в документах Третьего рейха "годом окончательного решения еврейского вопроса". Именно они и положили основу нацистской политики по отношению к евреям. Евреи и цыгане были объявлены вне закона. Их можно было убивать где угодно, когда угодно и кому угодно. Как раз этим решением они подготавливали обширную военную акцию по полной стерилизации людей низкой расы - евреев и цыган.

В Германии есть красивое озеро Ванзея. В честь него была названа Ванзейская конференция, состоявшаяся 20 января 1942 года. На ней-то и прошло совещание ряда руководителей нацистской партии и правительственного аппарата Германии. Здесь был разработан план тотального истребления еврейской и цыганской наций. Участники конференции обсудили различные методы физического уничтожения. Наряду с представителями этих нечистых рас истреблению подлежали гомосексуалисты, баптисты, умалишенные и "свидетели Иеговы". А затем по ранжиру стояли "коммунисты, партизаны, лжецы-поляки, гнусы-французы, свиньи-русские...".

Многочисленные документы и свидетельские показания из следственных материалов дают возможность утверждать, что к 1 января 1942 года, еще до Ванзейской конференции, уже почти все еврейское население на оккупированной территории Ленинградской области было истреблено.

Например, штаб 820-й немецкой комендатуры и жандармерии, дислоцировавшийся в Старой Руссе в начале декабря 41-го, подготовил и отправил во Псков для своего начальства короткий, но конкретный отчет: "В Старой Руссе в результате подготовленных и проведенных в наикратчайшие сроки погромных операций были уничтожены более трех с половиной тысяч евреев, 1700 цыган, 260 душевнобольных согласно декрету об экстаназии". Прилагается карта-схема оперативной группы "А" полиции безопасности, где южнее озера Ильмень черным жирным шрифтом выведено: "Staraja Russa Juden Frei", что в переводе означает - свободная от евреев.

Предполагалось истребить одиннадцать миллионов евреев в Европе. Уничтожили шесть миллионов. Только на бывшей территории СССР - два миллиона евреев, из них на оккупированной территории Ленинградской области - около 10 тысяч.

Как это осуществлялось? Помимо расстрела из автоматов и пулеметов происходило умерщвление людей в специально оборудованных газовых камерах, убийство электрическим током, массовое сожжение. В лагерях для военнопленных (в Старой Руссе их насчитывалось до 30 тысяч) выходит приказ, в котором говорится, что военнопленный, выявивший еврея или цыгана, особо "поощряется" и переводится на работу в городскую службу для выполнения тяжелых подсобных работ. Организуется тотальное истребление еврейских и цыганских детей.

ОТСТОЙНЫЕ В МОНАСТЫРЕ

С момента оккупации Старой Руссы на евреев обрушился целый ряд жесточайших приказов: ношение на рукаве белой повязки с желтой звездой Давида, конфискация имущества, лишение евреев источников заработка, размещение их в специальных отстойниках. Таким отстойником в Руссе являлся монастырь. Когда людей накапливалось около полусотни, их выстраивали в шеренгу и расстреливали.

Массовые убийства осуществлялись по определенному плану: в условленном месте выкапывали ров, часто этим занимались сами обреченные на смерть. На краю того рва выстраивали евреев, заставляли аккуратно раздеваться и пулеметной очередью расстреливали. Так было в Старой Руссе, по улице Бетховена надо рвом у реки Полисть, у Воскресенского собора, в Сольцах в Молочковском бору.

Механизм уничтожения евреев был запущен во всех городах Ленинградской области. Места проживания евреев были взяты под строгий учет местной полицией. А для расправы ей на помощь бросались части СС, СД, а также карательные отряды и батальоны. Просматривая следственные дела по карательным батальонам "Шелонь-667", Восточно-егерского 668, 607, 608, 448, отрядов ГФП-520, ягд-команд 38, в них всех присутствуют сведения о том, что уничтожение еврейского и цыганского населения вменялось в обязанности карателя.

"В Старой Руссе большая скученность евреев и цыган" - именно такая характеристика была дана в свое время городским военным комендантом Мосбахом.

Представим Старую Руссу в августе 1941 года. Город оккупирован. Немецкие войска во-всю хозяйничают в прекрасном курортном городе. Создается новая власть. Устанавливаются новые порядки. Идет набор пособников из местного населения. Из их числа создается городская полиция во главе с Василием Быковым. Надо сказать, что основное уничтожение евреев и цыган велось руками самих же староруссцев, перешедших на сторону врага. Нацисты и эсэсовцы отнюдь не были той единственной карательной силой. Надо уточнить при этом, что изменники были именно только пособниками, ведь сама программа "окончательного решения еврейского вопроса" и возможность участия в ней, система поощрения были привнесены и претворены именно немецкой армией. И когда в 1947 году в Новгороде состоялся военный суд над высокопоставленными немецкими офицерами, то им не могли вменить в вину массовое уничтожение евреев и цыган, потому что бывшие немецкие офицеры "держали глухую оборону". По документам значилось, что арестовывались евреи и цыгане именно пособниками, их руками выдавались полиции и жандармерии. Иными словами, без Третьего рейха, его масштабных планов в отношении второсортных людей может быть случился бы бытовой погром, но никак не произошла бы тотальная чистка города от евреев и цыган. А обе народности здесь вели оседлый образ жизни. Они являлись хозяевами домов с садами, огородами, конюшнями, мастерскими, частными артелями, работали на предприятиях, курорте, играли в театре и в оркестрах. То есть были составной частью города.

Среди пособников немецкой армии были не только русские, но украинцы, латыши, немцы и даже сами евреи. Например, работник элеватора Ванштейн и бухгалтер Гольдт сами вызвались в полицию выявлять людей еврейской национальности. Дальнейшая их судьба неизвестна. Фамилии их среди осужденных предателей и пособников немецкой власти не значатся.
И еще один отклик, пришедший из Санкт-Петербурга, на статью, опубликованную в "Новгородских ведомостях".
"Я, Зайцев Владимир Иванович, родился в г. Старая Русса в 1927 году. В 1941 году, когда началась война, я находился в пионерлагере, нас должны были эвакуировать в Ярославль, но не смогли, видимо помешали обстоятельства. И мы, дети, остались в лагере одни. Мы бежали через весь лес в Старую Руссу. В окопах видели убитых наших солдат, повсюду стоял сладковатый запах дыма. Когда пришли в город, я увидел, что мой дом горит. Пошел к своей школе. Во дворе лежало много трупов. Женщины укрывали их простынями. Я приподнял простыню и увидел девочку Лену Борух еврейской национальности, с которой я сидел за одной партой. Их дом находился рядом со школой N 1. Мне сказали, что все евреи в городе уже уничтожены. А здесь, во дворе, расстреляны семьи Лены Борух, Ильи Каца, Фани Занчковской... Прошли годы, я снова побывал в Старой Руссе. Школа моя, вся израненная осколками, работает. Я положил цветы на землю, где погибла незабвенная Леночка.

Может, отзовутся оставшиеся в живых мои бывшие одноклассники?

Мой адрес есть в музее курорта "Старая Русса".

Галия НАСУРДИНОВА.

(газета "Новгородские ведомости",
№45, 27 сентября 2003 г.)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ