СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ!.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Блокнот Главного редактора

СИХ ВРАТА АДОВА НЕ ОДОЛЕЮТ

Давно пришел великий день Пасхи Христовой, минула Троица и Духов день, уже радостно встречен православными праздник Всех Святых, в Земле Российской Просиявших… Лето приблизилось к своей середке, но мыслями я возвращаюсь к тяжелой минувшей зиме.

Пасху я встретил далеко от Москвы и Старой Руссы - на Ставрополье, в Железноводске. Пасха Христова - праздник древнейший, праздник величайший и самый торжественный из всех праздников христианских! “Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля и преисподняя, да празднует убо вся тварь Востание Христово, в нем же утверждаемся”.
“Смерти празднуем умершвление, адово разрушение, иного жития вечного начало”;
“Христос Новая Пасха, Жертва Живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира”.
Воскресением Христовым человек избавляется от власти греха, проклятия и смерти, ибо Пасха Христова - это и есть переход от смерти к жизни, от греха к добродетели, от проклятия - к восприятию даров и благословений Божиих.

Пасха Христова - это полнота откровения о Боге и о Царстве Божием. Пасха Христова - это полнота бытия в Боге, ибо Воскресением Христовым раскрывается смысл всякого бытия. Пасхой Христовой дается нам образ единства: единства друг с другом, единства в Церкви Божией, единства во Христе и со Христом Воскресшим.

Святой Апостол Павел, обращаясь к Филиппийцам, в своем Послании в радостном душевном порыве восклицает: “Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа... чтобы познать Его, и силу Воскресения Его” (Флп. 3. 8,10).

Пасха Христова - это неисчерпаемая благодатная сокровищница, и ее дарами мы врачуем всякую человеческую немощь, восполняем всякое наше несовершенство! Это поистине неиссякаемый источник сил благотворных, сил творческих!

“Воскресение Христово есть для нас источник размышления, созерцания, удивления, радости, благодарности, надежды, источник всегда полный, всегда новый, сколь ни давно, сколь ни часто из него почерпаем; оно есть вечная новость”, - говорит святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, в одном из своих Слов в день Святой Пасхи. Досточудные дары Пасхи Христовой укрепляют нас на жизненном пути. Они помогают нам возрастать духовно - в святых храмах и домашней молитве, формировать христианское мировоззрение, религиозно осмыслять приобретаемые знания, они одухотворяют православную семью, облегчают наш труд во славу Божию и на благо земного Отечества.

Однако жизнь нашего народа продолжает оставаться весьма непростой. По-прежнему за порогом бедности находятся многие люди, честно и достойно трудящиеся на народное благо. Недостаточной остается забота властей и общества в целом о пожилых и немощных, многодетных семьях, детях-сиротах и других социально не защищенных людях. Не преодолены последствия кровопролитных межэтнических конфликтов. В первую очередь это касается положения беженцев и вынужденных переселенцев, многие из которых из-за равнодушия государства стали людьми без будущего. Преступность проникла во все области жизни. В обществе распространяются агрессивная безнравственность, оскверняющая души людские пороками, вражда, бесчестие, попираются подлинные моральные ценности. Некоторые средства массовой информации сочетают пропаганду безобидности греха с нападками на Церковь.

Как ни притворяется иногда мир добрым и любящим правду (2 Кор. 11,15), но не трудно видеть при свете Слова Божия, что он весь во зле лежит (1 Ин. 5,19). Нет беззакония, которого не совершал бы падший человек. Нет преступления, которым не запятнало бы себя человечество. Нет вида нечистоты и скверны, которым бы не осквернилась бы земля наша. Нет вида злобы и лукавства, от которых не страдал бы род человеческий. И чего только не предпринимала премудрость человеческая, чтобы остановить поток зла и развращения, чтобы ввести в жизнь человечества и осуществить в ней идеал правды и добродетели. Но все преграды эти падали одна за другой, а поток зла расширялся и усиливался.

И в наши дни он особенно возрос за счет наркомании, этой добровольной деградации личности и замедленного самоубийства, за счет садизма, разбоя и грабежа, пагубного самозабвения и бездушного пренебрежения духовными ценностями. Постыдно высмеивается супружеская верность и священное почитание родителей, материнская честь и девственная чистота. Разрушаются моральные устои семьи, и обесценивается честный труд. Все это приведет человечество к неизбежной роковой гибели, о которой предупреждает нас святой апостол Петр, говоря, что в таком случае “земля и все дела на ней сгорят” (2 Пет. 3,10).

Сам Господь предельно просто и ясно указал путь спасения человека - Церковь. Но, к сожалению, находятся люди, которые ищут поддержку в псевдорелигиозных сообществах, именующих себя по-разному: “Церковь Христа”, “Церковь полного Евангелия”, “Живая вода”, “Врачи за возрождение” и другие. Да, по-мирскому это звучит как Церковь, но для Епископов Иерусалимского, Александрийского, Московского это будет не Церковь Христова, а человечески самоорганизованные секты.

И таким самозванцам нет числа! Например, сейчас в Корее живет господин Мун. Ничего себе живет, миллиардами владеет. Так вот он объявил себя никем иным, как наместником Бога, новым Христом, и считает своей задачей завершить то, что, по его мнению, не успел сделать Спаситель. Но самое страшное то, что ему удалось создать свой фонд в России и Министерство просвещения издает учебники Муна, организует курсы подготовки педагогов, а наиболее способных из них отправляют на подготовку в Америку. И вот эти грамотно обработанные муновцы будут вербовать в свои ряды наших детей и внуков, если уже сегодня мы не осознаем, что этого нельзя допустить и не будем бороться за души наших потомков.

Ну ладно, Мун богат, и можно подумать, что люди соблазнились на его денежки. Но вот под Минусинском появился Виссарион, вчерашний милиционер, который объявляет себя Христом, набирает себе 12 “апостолов” и шарлатанствует, собирая вокруг себя людей, отдающих ему последние сбережения. Чем вызвано такое ослепление людей? Прежде всего, их безграмотностью, отходом от Церкви и, как следствие, отступничеством от Христа. Задумаемся над тем, сколько “заморских гостей” появилось у нас в России сегодня : и протестанты, и пятидесятники, и баптисты, и иеговисты. И каждый молодец на свой образец. Одним святые не нужны, другие Богородицу не признают, третьим иконы покоя не дают. А иеговисты вообще дошли до крайности. В основе их веры есть догма - нельзя помогать болящему, умирающему - пусть болеет, пусть умирает. Они считают, что грешно отдать свою кровь для спасения человека. Вы как медики понимаете противоестественность этих рассуждений, а мы, как священники, знающие, что Христос при Причащении оживляет нас Своею Кровью, тоже поддерживаем вас. Самое страшное то, что все эти секты прикрываются именем Христа и, активно утверждая себя, ловят в свои сети наивных людей, особенно им нужна молодежь. А вы не задумывались над тем, почему зарубежные дяди и тети жертвуют столько денег для этой духовной диверсии?! Ведь на территории США деятельность большинства сект запрещена. А у нас они растут как грибы и, мало того, решают свои проблемы через политических деятелей самого высокого уровня. Почему они летят к нам, как мухи на мед? Да им российские, человеческие души нужны!! Рушатся семьи, дети отрекаются от родителей, от всего святого, теряют свои корни и превращаются в “перекати-поле”.

Когда люди слышат об этом, то стараются отмахнуться: а, это где-то, это с кем-то произошло. Но представьте на минуту, что это горе постучало в ваш дом, что ваш ребенок, а не чужой уходит из дома в никуда и смотрит на вас пустыми глазами! Тогда уже будет не до рассуждений. Каждый из нас по мере своих сил должен спасать не только себя и своих детей, но и наших ближних от этой заразы.

Почему сегодня в России такое падение нравов? Очевидно, что это результат той разрушительной работы, которая началась в 1917 году, когда распяли Бога, разорили Церковь, растоптали все Святое. В том числе, в 1920 году был издан закон, позволяющий матери уничтожить ребенка во чреве. Только ироды могли разрешить убить Младенца Божьего. Такого закона не существует в природе, нет его и у Бога! Обесценивание человеческой жизни привело к тому, что все чаще мы слышим об убийствах, истязаниях, людоедстве, надругательствами над святынями. Самое страшное то, что многие в наше время стремятся равнодушно отмахнуться от этих вопросов, списать все на обстоятельства, оправдывают себя за счет кого-то и чего-то. Но, чтобы попытаться изменить жизнь, нужно начать с самих себя. Нужно себя спросить: “Добрый ли я, хороший, честный? Могу ли я назвать себя православным?”

Сегодня, как никогда, нужно понять, что единственным оплотом, вокруг которого 1000 лет объединялась, спасалась, жила и процветала наша русская Отчизна, является Православие. Наша сила, смысл жизни в том, чтобы сохранить наши корни, веру. Объединиться во имя спасения и служить во имя Бога. Тогда мы будем не только сыты и одеты, но и счастливы. Пока мы не покаемся, пока мы будем обходить Церковь стороною, ничего не изменится и наши заокеанские “друзья” будут довольно потирать руки.

 

 

Последние месяцы меня все чаще посещает ощущение приближающейся катастрофы: в экономике, в государственном устройстве, в душах людей. Жить стало еще сложнее, и, кажется, уже нет реальной надежды на то, что жизнь изменится к лучшему… Даже в тихой прежде Старой Руссе произошли убийства и самоубийства на религиозной почве: население города было просто потрясено трагедией, случившейся с двумя парнями, Дмитрием Наседкиным и Константином Палем, объявившими себя сатанистами: они посягнули на храм, взяли чужие жизни, а затем покончили с собой… 

Напомню фабулу событий в изложении новгородских СМИ, в первую очередь, по публикациям хорошо мне знакомого новгородского журналиста-расследователя Алексея Корякова: 

В погожий зимний день 18 января, как раз накануне православного праздника Крещения, в квартиру на улице Псковской, где жили потерпевшие, пришли двое парней: Наседкин и Паль. Не ворвались, не вломились, а именно пришли, предварительно объявив о своем визите по телефону. В том звонке Саша Петров не почувствовал никакой опасности или угрозы: с какой стати, если звонивший Дима Наседкин был его товарищем по учебной группе... О том, что именно произошло между товарищами в самой квартире, теперь можно только догадываться. После того, как Наседкин и Паль ушли из квартиры, в ней остались два трупа: самого Александра (15 колото-резаных ран в области шеи, 22 колото-резаные раны в области туловища) и его бабушки, которая, как установит следствие, в момент убийства находилась в горизонтальном положении, иными словами - лежала на диване, и в силу возраста и здоровья не могла оказать убийцам никакого сопротивления. На месте преступления осталось достаточно следов, и - главный: цифры "666", коряво выведенные кровью убитых на микроволновке хозяев и на одной из стен лестничной клетки. В тот же день Паль и Наседкин появились и у стен Воскресного собора в Старой Руссе. Они опоздали к службе, и, когда добрались до собора, двери были уже заперты, а в нем самом находился один-единственный священнослужитель. Странные парни принялись ломиться в церковь, требовали открыть дверь. Опасаясь за последствия, священник вызвал милицию. Когда она прибыла на место происшествия, парни, по всей видимости, уже собирались уходить. Милиционеры подошли к подозрительным людям и спросили, что они делают возле церкви в столь поздний час. Вместо ответа тот, что повыше, начал стрелять... Один из милиционеров был ранен и упал, а Паль и Наседкин обратились в бегство. Но этот спринт был совсем недолгим, буквально через несколько секунд прозвучали еще два выстрела. Милиции оставалось констатировать лишь то, что убегавшие покончили жизнь самоубийством. Все произошло столь стремительно и выглядело столь диким, что преобладающей реакцией было оцепенение. Ни родственники, ни товарищи по учебе просто не могли поначалу поверить, что люди, называвшие себя страшным, по далеким словом "сатанисты" - это Костя и Дима, слывшие доселе хорошими, в общем-то, парнями, пусть не похожими друг на друга (Паль - интраверт, Наседкин - экстраверт), но не похожими и на юных бандитов и грабителей, коими их рисует воображение обывателя. И все-таки никаких сомнений в причинах и мотивах не оставляла предсмертная записка, найденная в кармане у Константина Паля, уже упоминавшаяся средствами массовой информации. Маленькая выдержка: "Я совершил акт возмездия, потому что так хотел Сатана. Мы должны убить христиан, но война между добром и злом на этом не закончится. В Новгороде мы должны принести в жертву Клаву и убить Диминого врага. Потом в Руссе. Посетить церковь Святой Троицы, убить всех там находившихся и учинить разгром над их святынями. По той же схеме действовать в Воскресенском соборе. Дальше наш путь должен лежать к католикам, сжечь их желательно живьем... Там же покончить с собой и уйти в Ад". 

И мало кто тогда знал, что существовала и еще одна предсмертная записка, написанная рукой Дмитрия Наседкина. Чуть позднее следствие обнаружило её в квартире, где жил молодой человек, и до поры до времени не торопилось её обнародовать. Адресована она родным и начинается так, очень, надо сказать, официально: "Довожу до вашего сведения, что я покончил жизнь самоубийством. Это не шутка. Почему и зачем, я не могу вам объяснить, вы не поймете. Я скажу проще: я ненавижу этот христианский мир и не вижу себя в нем. Я постараюсь забрать в ад как можно больше христиан. Я задумал это давно, но не мог воплотить в жизнь, а точнее - в смерть. Как только у меня появились средства, я стал готовиться к своему Акту Возмездия. Мне удалось даже найти человека, который думает как я, и мы удвоим усилия. Вдвоем это будет даже легче. Я прошу у вас прощения за причиненное горе, но я все равно не мог жить в этом мире. Это нельзя объяснить, можно только чувствовать. Кстати, хочу сказать, что я - не наркоман и не алкоголик, и не был под влиянием какой-либо сатанинской секты. В этой смерти прошу винить лишь христианство. Прощайте!" На пороге смерти люди не врут. И вот эта-то записка позволила утверждать работникам прокуратуры еще на начальном этапе следствия, что парни, совершившие-таки свой чудовищный "Акт Возмездия", по своей сути - одиночки, не принадлежавшие ни к какой организованной секте. Позднее удалось установить точно, что в этой паре ведущим был Наседкин, и идеями сатанизма он увлекся еще до приезда в Новгород, - когда жил в Мурманске. В попытках найти след некоей секты были отправлены отдельные поручения и туда. И они были исполнены. Коллеги из Мурманска опросили множество подростков, знавших Наседкина, еще по тем временам. Но свидетельства были примерно те же, что и старорусских товарищей Константина Паля. И в Мурманске люди знали, что парня влечет нечто такое, что находится за рамками материального. Но никто не мог предположить, что это "влечение" зайдет столь далеко... Их обоих, казалось бы, знали, но о них, получается, не знали почти ничего. Знали, точнее, но, как будет повторяться из раза в раз, "не придавали значения". Из воспоминаний друзей и родственников: "В конце года мы шли дома вместе с Константином. Он задавал вопросы о жизни и моих планах. А о себе говорил, что чувствует приближение смерти. Этим высказываниям я значения не придавал". "В общении я иногда слышал от него высказывания про "зло", "сатанизм", "темные силы", но все эти разговоры не воспринимал всерьез и считал их шуткой". "Знал, что в своих тетрадях он часто рисовал малопонятные символы и сатану. На первом курсе слышал, как он исполнял песню собственного сочинения, посвященную сатанизму... К этим проявлениям и наклонностям никто в группе всерьез не относился". "Когда Дмитрий учился в 11 классе, увлекся "металлом". Примерно в это же время приобрел рюкзак, на котором сам изобразил пентаграмму - перевернутую звезду в круге. В декабре 2000 года я заметила в комнате изображения черта на обоях. Дмитрий объяснил, что его вера в Бога дала трещину..." "Свое увлечение сатанизмом Дмитрий не афишировал. К увлечению друга я относился спокойно, считал подростковой шалостью..." Таким свидетельствам несть числа. Чем живут эти люди, окружающие в общем-то знали, но... Всем было известно и увлечение обоих "тяжелым металлом". Известно было и то, что ранее Константин и его товарищи пытались организовать в Старой Руссе свою рок-группу. А во время следствия "всплыла" фотография, на которой Паль и другие участники рок-группы запечатлены на фоне кладбища с лицами, разрисованными теми самыми "малопонятными" знаками и символами. Найти в Старой Руссе участников той рок-группы не представляло никакой сложности. В большинстве своем музыкальные упражнения они уже прекратили... И о том, что было, рассказывали так: "Нас объединяло увлечение "блэк-металом". Мы пытались создать свою рок-группу и около 6 месяцев занимались в ДК. Но после того, как на репетиции было допущено распитие спиртных напитков, из дома культуры нас выгнали. После этого мы пытались найти помещение для занятий музыкой, но это не удалось... В Старой Руссе мы узнали о движении сатанистов от Наседкина, который рассказал, что в Мурманске он играл в рок-группе, и некоторые его члены проповедовали сатанизм..." Что же касается той фотографии... "В 1999 году мы посмотрели клип, где музыканты, играющие в стиле "блэк-метал" разрисованы определенной символикой. После этого мы пошли на кладбище, разрисовали себя похожей символикой и сфотографировались. Этот наш поступок не был сатанинским обрядом, таким образом мы просто хотели выразить свое увлечение любимым стилем музыки... Эта фотография хранилась у меня дома, но после смерти Константина и Дмитрия мать её сожгла..." Никто из четверых людей, что остались как воспоминание о той рок-группе, естественно, не признавал в качестве своего вероисповедания "сатанизм", пытаясь установить четкий водораздел между музыкой и религией. Никакой связи между этими людьми, их увлечением и преступлением, совершенным 18 января, следствие не обнаружило. Никто не смог сказать и о том, откуда шла "идеологическая подпитка" сатанизма, кто потчевал совсем еще молодых людей литературой, плакатами, кассетами, всевозможными вариантами "Бессмертного зла", обнаруженными в квартирах самоубийц. Да, собственно, по сегодняшним временам, если честно, найти какую угодно литературу, вплоть до "Майн Кампф", совсем не проблема. Плюс возможности сети Интернет. Идеология нынче уходит не то что не второе, а не двадцать второе место, уступая первенство "Ее величеству выгоде". Бизнес есть бизнес, спрос определяет предложение. А на литературу такого сорта спрос, увы, есть. Да, ладно литература, но ведь у погибших обнаружили еще и оружие, вполне пригодное для того, чтобы убивать людей не в метафорическом смысле. Из него был смертельно ранен сотрудник старорусской милиции, пытавшийся преградить путь сатанистам. Из него могли быть убиты десятки людей, если бы, - вот накладка! - "совершающие Акт Возмездия" не опоздали к службе службы в церквях Старой Руссы. Откуда это оружие? Как ни странно, но ответ на этот вопрос дала все та же предсмертная записка, обнаруженная в одежде Константина Паля. Там был назван конкретный человек, поэтому на начальном этапе следствия этот фрагмент записки огласке не придавался. Теперь уже можно привести его текст: "Сейчас я расскажу об одном человеке, который помог мне выполнить "Акт Возмездия". Я предаю его, потому что он обманул меня, как и все христиане, ищущие легкой добычи. Я бы мог его убить, но, думаю, тюремное заключение будет для него мучительнее, чем смерть. Вова (кличка "Мульт") продал мне двуствольный обрез. Также он предлагал мне гранатомет, пару стволов и много еще всяких инструментов для убийства человека... Обрез, он обещал, будет крутой, но вместо него подогнал дерьмовую одностволку. Я говорил, чтобы он забрал это фуфло, и, если нет нормального ствола, отдавал деньги. Он отказался..." Благодаря этой записке следствие установило человека, скрывавшегося за кличкой "Мульт". Материалы в отношении него были выделены в отдельное производство, а в мае 2001 года над Владимиром Ефимовым состоялся суд: за незаконный оборот оружия он приговорен к 2 годам реального лишения свободы… Так размышлял о загадочной и страшной истории, случившейся в Старой Руссе, корреспондент газеты “Новгородские ведомости” Алексей Коряков.

 

Сейчас газеты, журналы, теле- и радиоэфир переполнены материалами о духовности, о взаимопонимании Церкви и власти, об общечеловеческих ценностях, о гуманизме. Очень любят это слово явные и тайные правители страны - обитатели Кремля и пестуемые ими олигархи, нажившие миллиардные состояния на горе и нищете народа российского. А вот что говорил о гуманизме архимандрит Агафангел. Он служил в храме, прихожанином которого в Старой Руссе был Федор Достоевский, хорошо знал творчество писателя и высоко ценил его подвиг религиозного философа: "Многие сейчас в сомнениях и горестях начинают рассуждать о гуманизме, треплют и полощат это слово. Помните, что Федор Михайлович в противовес гуманизму безбожному, лишенному нравственно-религиозных корней, выдвигал идеи гуманизма христианского, - утверждавшего абсолютную ценность человеческой личности не самой по себе, а как образа и подобия Божия. Недаром в "Дневнике писателя", в статье "О том, каковой должна была бы быть молитва великого Гете", Достоевский вложил в уста Вертера такие проникновенные слова: "Боже благодарю Тебя за лик человеческий, Тобою данный мне".

 Хочу еще раз повторить, что мне близка точка зрения современных представителей просвещенного патриотизма, напоминающих, что из истории Отечества нашего хорошо известно: во все смутные времена оно спасалось православной верой, поддержкой Богородицы-заступницы, всех Святых, в Земле Российской просиявших, национальной религиозной соборностью, то есть стремлением всех соотечественников к сплочению на базе верности абсолютным ценностям православия, Родины, духовной свободы, неприятию междоусобной распри и вражды, инспирированной сатанинскими силами. 

В жизни я не единожды реально убеждался в том, что страшные удары зла можно не сгибаясь вынести только с Верой, только с молитвой, хотя, увы, пока не могу себя отнести к людям церковным…. Но все чаще и чаще снимаю с книжной полки не любимый роман или сборник стихов, а сочинения Святых Отцов и русских религиозных философов. Вот несколько страниц, которые я перелистывал в последние недели. С радостью хочу поделиться вновь обретенной поддержкой и с вами, уважаемые читатели “Соборной стороны”.

 “Пройдет более чем полвека, тогда злодеи поднимут высоко свою голову. Будут это непременно. Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь обратится на главу их… Земля Русская обагрится реками кровей, и много людей побиено будет за Великого Государя и целость Самодержавия Его; но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского…. У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна, и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие, - сих врата адова не одолеют”. (Преподобный Серафим Саровский)

“…Никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто не спасет Россию от нестроения и разрухи, пока Праведный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины”. (Святитель Тихон, Патриарх Московский).

“Люди, как безумцы, стали бегать вокруг престола, кричать, свистеть, в ладоши хлопать и ртом стали петь блудливые песни. Вдруг сверкнула молния, загремел ужасный гром, задрожала земля и храм рухнул, провалилась женщина, люди: и священник и все - в бездну ...Это вселенские люди, еретики, которые оставили святую Соборную Церковь... Старец успокаивал меня, сказал: ”Не скорби, а только молись!” (Иоанн Кронштадский)

"Русский народ бывает иногда ужасно неправдоподобен", - словцо это удалось мне услышать тоже нынешним летом и, опять-таки, конечно, потому, что и для произнесшего это словцо многое, случившееся нынешним летом, было делом неожиданным, а может быть, и в самом деле "неправдоподобным". Но что же, однако, случилось такого нового, и не лежало ли, напротив, все, что вышло наружу, давно уже и даже всегда в сердце народа русского? Поднялась, во-первых, народная идея и сказалось народное чувство: чувство - бескорыстной любви к несчастным и угнетенным братьям своим, а идея - "Православное дело". И действительно, уже в этом одном сказалось нечто как бы и неожиданное. Неожиданного (впрочем, далеко не для всех) было то, что народ не забыл свою великую идею, свое "Православное дело" - не забыл в течение двухвекового рабства, мрачного невежества, а в последнее время - гнусного разврата, матерьялизма, жидовства и сивухи. Во-вторых, неожиданным было то, что с народной идеей, с "Православным делом" - соединились вдруг почти все оттенки мнений самой высшей интеллигенции русского общества - вот тех самых людей, которых считали мы уже совсем оторвавшимися от народа. Заметьте при этом необычайное у нас одушевление и единодушие почти всей нашей печати... Старушка Божия подает свою копеечку на славян и прибавляет: "на Православное дело". Журналист подхватывает это словцо и передает его в газете с благоговением истинным, и вы видите, что он сам всем сердцем своим за то же самое "Православное дело": вы это чувствуете, читая статью. Даже, может быть, и ничему не верующие поняли теперь у нас наконец, что значит, в сущности, для русского народа его Православие и "Православное дело"? Они поняли, что это вовсе не какая-нибудь лишь обрядная церковность, а с другой стороны, вовсе не какой-нибудь fanatisme religieux /религиозный фанатизм/ (как уже и начинают выражаться об этом всеобщем теперешнем движении русском в Европе), а что это именно есть прогресс человеческий и всеочеловечение человеческое, так именно понимаемое русским народом, ведущим все от Христа, воплощающим все будущее свое во Христе и во Христовой истине и не могущим и представить себя без Христа. Либералы, отрицатели, скептики, равно как и проповедники социальных идей, - все вдруг оказываются горячими русскими патриотами, по крайней мере, в большинстве. Что ж, они, стало быть, ими и были; но можем ли мы утверждать, что доселе мы про это знали, и не раздавалось ли до сих пор, напротив, чрезвычайно много горьких взаимных упреков, оказавшихся теперь во многом напрасными? Русских, истинных русских, оказалось у нас вдруг несравненно более, чем полагали до сих пор многие, тоже истинные русские. Что же соединило этих людей воедино или, вернее, - что указало им, что они, во всем главном и существенном, и прежде не разъединялись? Но в том-то и дело, что Славянская идея, в высшем смысле ее, перестала быть лишь славянофильскою, а перешла вдруг, вследствие напора обстоятельств, в самое сердце русского общества, высказалась отчетливо в общем сознании, а в живом чувстве совпала с движением народным. (Федор Михайлович Достоевский).

Нелегкие времена мы переживаем. Думаю, что это – еще не самая бездна падения и страданий. Станет ли Россия лишь градом Китежем? Во многом это будет зависеть от того, сохранят ли под страшными ударами грядущих дней церковные врата свою чистоту и спасительность. Православная Церковь всегда была со своим народом в беде и радости. Нам не стыдно за нее. Она не зажигала костры инквизиции, в ней нет абсолютизма католичества. Гонимая, уничтожаемая, душимая тиранами, она верно служила России. Служит ей и сегодня. Вот почему она, как мать, ждет своих блудных детей, чтобы простить, обогреть и наставить на истинный путь. Ей одиноко и плохо без вас! Она не хватает вас за рукав, не обещает золотые горы, а просто ждет, что вы откликнитесь на ее призыв и найдете дорогу к Храму!

Боже, милостив буди нам, грешным!

М.Горбаневский,

июнь 2001 г.

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ

 

Click Here!
Get Sponsored by Russian Story