|
Поклонитесь своим предкам …И в Старой Руссе нашел свой последний приют Любители отечественного кинематографа, конечно же, хорошо помнят этого актера. Названия фильмов "Освобождение", "Стрелы Робин Гуда", "Игра без козырей", "Правда лейтенанта Климова" и многих других картин," которых снимался этот талантливый ленинградский актер, у "киноманов" на слуху до сих пор, хотя уже 23 года, как его нет в живых. Но немногие старорусцы знают, что кумир кинолюбительниц 70-х, заслуженный артист РСФСР Юрий Каморный похоронен в нашем городе. К сожалению, актер прожил недолгую, но яркую творческую жизнь. БРЕМЯ СЛАВЫ После окончания в 1967 году Ленинградского государственного
института театра музыки и кинематографа молодой артист Ю. Каморный несколько
лет работал в питерсокм ТЮЗе им. Брянцева, где сыграл немало удачных,
запомнившихся театралам ролей. Но настоящую популярность и славу актеру
принес кинематограф: еще студентом он снялся в главной мужской роли в
советско-польском фильме "Зося" и на следующий день, как говорится,
проснулся знаменитым. Его стали приглашать сниматься самые известные режиссеры.
Пришли популярность и признание, а вместе с ними и многое негативное,
что порою им сопутствует... К сожалению, личная жизнь у актера не сложилась:
ранний брак оказался неудачным и недолгим. МАМА И была в Старой Руссе мама - Галина Федоровна, всю жизнь
мечтавшая о том, что ее Юра будет замечательным артистом. Она, как и любая
мать, от души радовалась кинематографическим успехам сына и сердечно переживала
его семейные и творческие неудачи. Галина Федоровна искренне считала,
что "богема" губит ее сына, всячески старалась оградить его
от "пагубного" влияния артистического мира, порою вмешиваясь
в творческую, а иногда и личную жизнь Юрия. Материнское сердце отказывалось
делить сына с кем бы то ни было: с актерами, режиссерами, женщинами, друзьями... ПРЕДАТЕЛЬСТВА И КРИЗИСЫ В середине семидесятых он много снимался, но была у актера заветная мечта: поставить и сыграть на сцене спектакль по произведениям Шекспира. Этот проект он намеревался осуществить вместе с актером Ленинградского БДТ Владимиром Рецептером. Но однажды Ю. Каморный узнает, что его партнер, не поставив Юрия в известность, начал репетировать будущий спектакль с другим артистом. Подобных случаев было несколько. Такие предательства со стороны коллег-актеров, сложности в личной жизни приводили к продолжительным депрессиям. Юрий чувствовал свою нереализованность, а стрессы и депрессии, как водится на Руси, снимал с помощью спиртного... ГИБЕЛЬ Трагедия случилась 27 ноября 1981 года. Существует много
версий гибели актера. Вот одна из них, которая представляется наиболее
достоверной. Ю. Каморный коллекционировал старинное холодное оружие, и
в коммуналке, где он жил, в его комнате на стене висело много экспонатов
домашней коллекции. Однажды, в один из кризисных периодов в жизни актера,
соседи по коммунальной квартире услышали громкие крики, которые доносились
из комнаты, где жил Ю. Каморный. Соседи вызвали милицию. Когда наряд приехал
и милиционеры ворвались в комнату, то их глазам предстала такая картина:
на кровати с перекошенным лицом стоял актер и в руках держал два старинных
кинжала из своей коллекции. А на полу, с глазами полными ужаса, сидела
девушка. Один из милиционеров, как велит инструкция, выстрелил из табельного
оружия в ногу и по роковой случайности попал в паховую артерию. Ю. Каморный
умер через несколько минут от практически полной потери крови. ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ Страшным, непереносимым ударом для мамы стала весть о
трагической гибели Юрия. Солнце для нее погасло... Она считала, что жестокий
артистический мир отнял у нее сына. Галина Федоровна решила похоронить
его в Старой Руссе, чтобы хоть после смерти сын принадлежал только ей
и никто не смог бы его потревожить. По рассказам очевидцев, похороны проходили
очень тихо, почти тайно. Присутствовали только самые близкие. После недолгого
прощания гроб опустили в могилу и предали земле. По желанию мамы на могиле
не было установлено ни креста, ни памятника, ни надгробия. Неизвестно,
чем было вызвано такое решение. Поистине, трудно понять сердце матери,
потерявшей единственного сына... Первые годы после смерти Ю. Каморного
на его могилу приезжали друзья-актеры: Ольга Волкова, Александр Хочинский,
Антонина Шуранова. Интересовались могилой и ленинградцы, отдыхающие на
курорте. Но прошло уже больше двадцати лет, имя некогда известного актера
стало забываться, и теперь за могилой ухаживают и приходят почтить память
только родственники, живущие в Старой Руссе, да немногочисленные рушане,
те, кто знает, где похоронены талантливый актер Юрий Каморный и его мама,
пережившая сына почти на пятнадцать лет. Р. ДОДУКАЛОВ, аккомпаниатор
КДЦ.
Окончив в 1967 году Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, стал актером Ленинградского ТЮЗа, с 1973 - актер киностудии "Ленфильм". Заслуженный артист РСФСР (1980). Еще во время обучения в институте молодого, симпатичного актера заметил режиссер Юлиан Панич и в 1965 году пригласил сниматься в своей картине "Проводы белых ночей", где он сыграл журналиста Валерия, в меру циничного, в меру совестливого плейбоя. Уже через год Юрий снялся у режиссера Михаила Богина в одной из главных ролей в советско-польском фильме "Зося". Его партнершей по фильму была польская актриса Пола Ракса, известная советскому зрителю по роли Маруси в сериале "Четыре танкиста и собака". Еще будучи студентом Каморный женился на молодой актрисе Ирине Петровской, а в 1967 году у них родилась дочь Полина. Закончив ЛГИТМиК, Юрий был принят в Ленинградский театр
юного зрителя (ТЮЗ) им. А.С.Пушкина и продолжал активно сниматься в кино.
Свою творческую деятельность он совмещал с частыми пьянками и гулянками.
В результате этого в начале 70-х его брак распался. Уйдя из театра, Каморный устроился в штат Театра-студии киноактера при "Ленфильме" и вскоре получил новую жилплощадь: ему дали 12-метровую комнату в коммуналке в доме на улице Салтыкова-Щедрина. Рядом располагался знаменитый в те годы пивной бар "Прибой", и Юрий стал его завсегдатаем. Пивная тусовка любила Каморного за его веселый нрав и сочные байки из киношной жизни. Даже местная милиция почти вся ходила у него в друзьях. Частенько в пьяном виде он избивал свою новую жену и ей приходилось прятаться у знакомых. Тем временем, несмотря на свои периодические загулы, Каморный продолжал весьма активно сниматься, и почти ежегодно на экраны страны выходили фильмы с его участием: "Птицы наших надежд" (1977), "Посейдон" спешит на помощь" (1978), "Голубые молнии", телефильм "Звон уходящего лета" (оба - 1979). К началу 80-х годов как творческая, так и личная жизнь Каморного складывалась вполне благополучно. Во всяком случае, внешне все выглядело именно так. В 1980 году он наконец получил звание заслуженного артиста РСФСР. Несмотря на то что близкие отношения со студенткой ЛГУ прекратились в 1979 году, она продолжала поддерживать с ним деловые отношения и вела его финансовые дела. Мытарства в коммуналке подходили к концу: ему твердо обещали выделить отдельную квартиру (ордер на нее появится 15 ноября 1981 года). Количество режиссеров, желающих снимать его, не переводилось. В 1980-1981 годах он снялся сразу в двух главных ролях: в художественном фильме "Правда лейтенанта Климова" и телефильме "Игра без козырей". Роли были прекрасные: в первом он сыграл морского офицера, во втором - главаря банды. Последняя роль ему особенно удалась: в ней он выглядел настоящим суперменом со всем набором необходимых атрибутов: владение карате, везение в картах, любовь женщин и т. д. Я знаю две версии последнего дня жизни Юрия Каморного. Одну описал в своей книге "Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели" Федор Раззаков, другую Михаил Веллер в книге "Легенды Невского проспекта". Но как бы там ни было, а началось все с женских криков, услышанных соседями Юрия. Зная воинственный нрав своего соседа, жильцы квартиры стали барабанить Каморному в дверь, но истошные крики продолжались. Далее идут разночтения. Ф.Раззаков пишет, что соседи вызвали врача-нарколога, который прихватил с собой двух милиционеров из РУВД Дзержинского района. Когда они прибыли к месту происшествия, Каморный продолжал буйствовать и, размахивая кинжалами, никого к себе не подпускал. После двух предупредительных выстрелов, один из которых рикошетом ранил в руку женщину, милиционеры выстрелили Юрию в ногу, но попали в бедренную артерию и через несколько секунд актер скончался. Как установила затем экспертиза, в крови у погибшего не было ни грамма алкоголя. Не нашли у него и никаких изменений в мозгу. М.Веллер пишет, что актер был сильно пьян, а соседи пригласили, проходившего мимо милиционера, который, увидев Каморного, приставившего к горлу женщины нож, произвел выстрел, ранивший ее в бедро. Второй выстрел попал актеру в лоб. После этого, немного подумав, милиционер произвел третий выстрел в потолок. Спасли же милиционера на суде только показания соседей Юрия, которые были рады избавлению от шумного соседа. Так или иначе, но актер был убит. Его смерть, по распоряжению властей, не офишировалась. Его тело было передано матери, которая похоронила его в Старой Руссе. Актерские работы: 1. Проводы белых ночей - 1966 (Мелодрама) |
|