Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(А. С. ПУШКИН).
Одной из достопримечательностей Соборной стороны и всей
Старой Руссы, несомненно, является городское кладбище (б. Симоновское), часть
историко-культурного наследия нашего древнего града.
М.С.Дроздов
Раньше в Руссе, помимо названного, было еще старообрядческое
кладбище (на месте нынешней "перевалки") и монастырское при Спасо-Преображенском
монастыре XII века. Последнее заслуживало бы особенно подробного изучения
и описания в силу своей "старости" и тех исторических лиц, что были
захоронены на нем. В тихой обители покоились игумены и простые чернецы, состоятельные
жертвователи на местные храмы и такие известные во всей России люди, как первая
женщина - дипломированный врач В.А. Кашеверова-Руднева (1843-1899). Но, к
сожалению, война все сравняла с землей. Сейчас Старорусский некрополь представлен
одной Симоновщиной.
Кладбище города Старая Русса.
Май 2001 г.
Почему носит такое название эта часть города? Существуют
две версии. По М. Полянскому, на этом месте была когда-то соляная варница,
принадлежавшая московскому Симоновскому монастырю. По трактовке другого историка
Старой Руссы - В. Пылаева, здешняя земля принадлежала богатому солепромышленнику,
московскому же купцу Симонову. Но как бы то ни было, во второй половине XVIII
столетия солеварение в Руссе значительно сократилось, и симоновская земля
перешла во владение казны.
В 1771 году, в связи с очередной эпидемией чумы, Правительствующий
Сенат запретил захоронения непосредственно в городах при приходских храмах,
как это делали испокон веков. Тогда-то и было решено на "пустопорожней"
территории вместо многих кладбищ основать одно большое городское. Незадолго
до этого воевода Колобов своей властью уже распорядился хоронить тут безвестных
странников, нищих и т. п. (любопытно, что подобный участок сохранялся на западной
окраине Симоновщины и в XX веке).
Старинные надгробия XIX - начала
XX вв.
В 1773 году усердием старорусских купцов Абрама Махаева
и Панфила Сушецкого, по случаю отвода места кладбищу, построен деревянный
храм Иоанна Богослова, существовавший до 1820 года, когда он был заменен каменным.
Еще через 78 лет купец Ложкин построил новую колокольню.
Может и достояли бы церковь с колокольней до нашего времени,
если бы не война. Развалины их на памяти у сторожилов. В начале 50-х годов
пришли минеры и взорвали остатки храма. Его былое присутствие выдает небольшой
холм слева от главного входа, там, где могилы известного хирурга Тяпкова и
родственников упомянутого выше, трагически погибшего священника Пылаева.
Старинные надгробия XIX - начала
XX вв.
Итак, почти двести тридцать лет назад начали хоронить здесь
староруссцев. В 1838 году к православному кладбищу добавилось "немецкое"
(по левую сторону - при входе с Калининой улицы), где погребали католиков
и протестантов - поляков и немцев в основном. Участок через дорожку назывался
"братским" кладбищем, там хоронили военных. Небольшая территория
была отведена для мусульман. В 1860 году на месте, известном под названием
Шибанов Крест (когда-то, говорят, разбойники убили здесь и ограбили некоего
Шибанова), разрешено было устроить еврейское кладбище для разраставшейся еврейской
общины города. После революции появилось несколько могил погибших в первые
годы Советской власти - в западной части и новое "братское кладбище"
павших в Великую Отечественную войну - на севере Симоновского массива.
Старинные надгробия XIX - начала
XX вв.
***
Ныне ничего не осталось от первых захоронений. И если сравнивать
наше многострадальное кладбище с древней летописью (а оно в известной мере
таковой и является - о чем у нас и речь!), то в нем, как и в любом стародавнем
списке, существуют обширные лакуны (пропуски) - свидетельства исторических
обстоятельств, человеческого невежества или варварства.
Самым старым памятником нашего кладбища можно считать, видимо,
остатки надгробия семейства Пономаревых в конце главной аллеи (от центрального
входа к югу). На грубообработанной каменной плите, прислоненной в настоящее
время к ограде, можно различить надпись: "На сем месте погребено тело
раба божия... Панамарева..." (орфография оригинала). Далее следует год
смерти и изображение адамова яблока.
Старинные надгробия XIX - начала
XX вв.
Надо отметить здесь, что вплоть до первых десятилетий XIX
века основным видом надгробий на провинциальных кладбищах были не кресты,
стеллы и т.п., а именно горизонтальные каменные плиты. Часто практиковались
семейные склепы. Мальчишки послевоенной поры помнят еще эти страшные "последние
квартиры", многочисленные ограды с острыми "пиками" и заросшие
сени - некие подобия перекрытий над могилами. На описываемом, самом высоком,
месте старорусского кладбища в земле до сих пор еще немало неизученных надгробий
типа Пономаревского…
Каждая эпоха оставляла свой след на Симоновщине. Наверняка
были похоронены здесь участники Отечественной войны 1812 года и старорусского
ополчения, в частности. По возрасту мог в ней участвовать генерал Мевес (см.
ниже). И совсем уж удивительно в наше время вдруг наткнуться на сравнительно
недавнюю могилу и прочесть всем известную фамилию: Голенищева-Кутузова Нина
Александровна...
От знаменитого восстания военных поселян 1831 года в городе
практически не сохранилось никаких свидетельств. На кладбище не в очень хорошем
состоянии, но стоит памятник на могиле "артиллерии генерал-майора и кавалера",
председателя Экономического комитета Николая Ивановича Мевеса. По отзывам
современников, человек добрый и приветливый, он был убит случайно в самом
начале восстания. Может быть, именно поэтому так долго сохранялась его могила.
Крест на могиле протоиерея
Космы Прошкина, настоятеля церкви св.Георгия.
На старорусском кладбище погребено еще трое, по крайней
мере, генералов: генерал-майор Н. В. Степовой (1837- 1893), генерал-лейтенанты
И. М. Тхоржевский (1843- 1910) и А. Я. Иваницкий (умер в 1903 году). Последний
похоронен на уже упоминавшемся старом "братском" кладбище. Весьма
любопытная надпись в стихах, приглашающая "остановиться и отдохнуть",
имеется на могильном кресте "зауряд-прапорщика" 86-го пехотного
Вильманстрандского полка В. Ф. Пилюшенко.
Эпоха Достоевского представлена захоронением ближайшего
друга писателя - И. И. Румянцева. В своей статье 15 лет назад я писал: "Перебитый
в войну осколком железный крест сохранился, а вот сама могила, можно сказать,
исчезла, как и скромная табличка с именем. И уж совсем неуместны рядом с местом
погребения всероссийски известного деятеля емкости для мусора. Видимо, долг
староруссцев, уважающих свой город и его историю, общества охраны памятников
- в первую очередь привести в порядок эту могилу". Что ж, тогда власти
(не знаю уж как ВООПИК) побеспокоились и с тех пор в оградке о. Иоанна порядок.
Не так далеко от нее находится захоронение преемника И.М. Румянцева по руководству
училищем им. Ф.И. Достоевского - священника Горского, но надгробие там не
сохранилось.
Справедливо, что по соседству с о. Иоанном завещал похоронить
себя основатель музея Достоевского Г. И. Смирнов, личность яркая и своеобразная.
По праву здесь рядом и урна с прахом краеведа из Ленинграда Г.Н. Архипова,
многочисленные материалы которого имеются в Краеведческом музее и Доме Достоевского.
Говорят, были на кладбище и могилы Грушеньки Меньшовой, и соседки Достоевских,
жены журналиста и редактора П. Гайдебурова. Были, но...
Могила протоиерея Иоанна
Румянцева, настоятеля церкви св.Георгия,
друга Ф.М.Достоевского..
Но не только исчезают старые захоронения. Бывает, и появляются
как бы вновь. В десяти метрах от места погребения Румянцева в начале 80-х
гг. В. Голиков откопал каменное основание креста с надписью, из которой стало
ясно, что это могила родного брата еще одного великого русского писателя -
Всеволода Гаршина - Георгия Михайловича Гаршина (1848-1895). До сих пор мы
еще не знаем, каким ветром судьбы занесло его, известного следователя, в Старую
Руссу.
Больше всего осталось на кладбище купеческих памятников.
Эти солидные сооружения черного мрамора, надо признать, украшают аллеи нашего
некрополя. Русса была купеческим городом. И на Симоновском кладбище это наглядно
видно. Мелькают фамилии Вознесенских, Долгополовых, Дьячковых, Голиковых,
Ванюковых, Сомровых, Тесловых, Шеляпиных. Да, эти имена из истории не выбросишь
(хотя и пытались). На их фоне разворачивалась и жизнь Достоевского в Старой
Руссе и другие исторические и культурные события, да и сами они частенько
не только торговлей занимались. Много лет были городскими головами Дьячков
и Ванюков, некоторые потомки их живут и работают вместе с нами.
Имя Сомровых, когда-то самой знаменитой старорусской фамилии
(Воскресенский собор построен по заказу одного из них), осталось в городской
топонимике.
Сохранились кое-где дворянские и чиновничьи памятники каменные
документы своего времени. Порой встречаются громкие имена: надворный советник
- Н. А. Оболенский, коллежский советник Савицкий и т. д. Есть даже одна титулованная
особа - Эльза Ворман, урожденная баронесса Крюденер.
Мало осталось захоронений старорусской интеллигенции дореволюционной
поры. Недалеко от того места, где была церковь, на одном из простых, но изящных
надгробий читаем фамилию Паренаго. Мы не знаем, где нашел последнее свое пристанище
многолетний директор старорусского курорта, краевед, член Общества любителей
древности С. Н. Паренаго, но напоминанием о нем служит могила его супруги
Клавдии Васильевны. Ну, а врача Михаила Павловича Глинку, отца известного
историка, искусствоведа и писателя, еще в 80-90-е годы помнили в городе и
отзывались о нем очень тепло. Скромнейшая его могила тут же рядом.
Первая мировая война тоже оставила свои следы на старорусской
земле. Хоронили здесь умерших от ран солдат и офицеров, лежавших в старорусских
госпиталях. К сожалению, снесен и валяется недалеко от ограды (в сторону улицы
Чайковского) памятник безвестному труженику войны капитану Александрову, "павшему
в боях с германцами" в 1915 г.
Первые годы Советской власти отмечены небольшим революционным
некрополем на западной оконечности кладбища. Здесь похоронены П.А. Миронов,
в честь которого названа соседняя улица, бойцы продотрядов, П.К. Кириллов
- "первый редактор рабоче-крестьянской газеты". К этой группе можно
было бы отнести и могилу В. И. Янковского - первого начальника милиции в городе.
Вообще же от довоенных десятилетий - в силу разных причин дошло очень немногое.
Трогательно, что через много лет после смерти (1931 г.) первого директора
Старорусского педтехникума П.Е. Лебедева его ученики и друзья и поставили
памятник "любимому учителю".
Великие и трагические события Великой Отечественной войны,
глубокой раной остались на лице нашего города и района. В память о павших
при обороне и освобождении Старой Руссы сооружен мемориал. Может быть, он
и скромноват, но дорог староруссцам (вот только не стало памятника воину-освободителю!).
Каждый год 9 мая, без преувеличения можно сказать, весь город бывает здесь.
Имена Героев Советского Союза Г. Е. Бойко, Я. М. Устюжанина, тысяч офицеров
сержантов и рядовых, мирных горожан, расстрелянных оккупантами, высечены в
камне и металле. И пятьдесят лет спустя приезжают сюда люди со всей страны...
Чем ближе к нашим дням, тем больше знакомых фамилий на обелисках,
тем меньше дистанция от того, что уже стало историей: это они прошли войну
и победили, подняли город из руин, растили хлеб, учили детей. Директора заводов
и простые рабочие, женщины, вынесшие невыносимое, врачи и партийные деятели,
старые партизаны и минеры, спасшие сотни жизней, но не спасшие себя, родные
и по-лузнакомые. Еще придет время рассказать о них.
Могила основателя музея Ф.М.Достоевского,
старорусского краеведа Г.И.Смирнова.
***
В этом очерке сделана попытка показать, что наше кладбище
- место святое не только для каждого из нас в отдельности, но и представляет
собой исторический памятник, по крайней мере, местного значения, книгу, которую
можно читать и которая непрочитана еще до конца.
Наше кладбище - это, кроме всего прочего, еще и траурный
мемориальный парк. Почти все старые надгробные памятники имеют для Руссы художественную
ценность, отражают свою эпоху, создают ту неповторимую обстановку, которая
характерна для такого места, но не всегда, к сожалению, поддерживаются здесь.
Сейчас кладбище фактически исчерпало свои возможности, вот-вот откроется новое,
за городом. На старом производятся, в основном, как говорят профессионалы,
подзахоронения. Задача состоит том, чтобы сохранить при этом старые памятники,
часто в комплексе с прекрасными оградами.
Некоторые из надгробий (например, А. И. Зеремского вблизи
места бывшего храма) уникальны по своей форме, служат еще и памятником русским
мастерам-каменотесам, создавшим эти замечательные образцы архитектуры и скульптуры
малых форм. То же самое относится к старым оградам, в решетках которых можно
проследить архитектурные признаки от классицизма до модерна включительно (очень
интересная решетка на могиле Ф. А. Свинкина) и которые также несут нам напоминание
о замечательном мастерстве наших предков - кузнецов.
О многом может поведать кладбище. Надо только всем беречь
его.
М.Дроздов,
краевед
Послесловие
Это статья - несколько расширенный вариант той, что появилась
в "Старорусской правде" 19 октября 1985 года. За это время многое
изменилось в нашей жизни. Прошлое проклинали и превозносили.
Процитированное четверостишие Пушкина кто только ни брал себе на вооружение. Только ленивый
не трактовал историю и не извращал ее. Они же - свидетели и делатели этой
самой истории - давно лежат в своих могилах по все России и за ее рубежами.
Они не могут уже ничего сказать в свою защиту…
Мы не раз еще вернемся в нашем альманахе к этой печальной,
деликатной, но и трогательной теме. С помощью старорусских краеведов мы надеемся
рассказать о многих их тех, кто нашел свое упокоение на Симоновском кладбище
Старой Руссы. Конечно, это будут рассказы о людях, в основном, уже послевоенного
времени. Но и не только…