Беседа с о.Николаем Епишевым, настоятелем Покровской
церкви (с.Борисово) и Успенской церкви (с.Коростынь)
- Отец Николай, давайте наш с Вами разговор начнем
с того, что Вы немного расскажете о себе, ведь Вы у нас в районе недавно,
и о церкви, где Вы служите. - По образованию я филолог, закончил Московскую духовную семинарию. Священником
служу уже 13 лет в д.Борисово Старорусского района. В настоящее время настоятель
Успенской церкви с. Коростынь. Женат, имею 2 детей. Вот коротко о себе и все.
Что касается церкви с. Коростынь, то считаю, что она очень уникальная, как
и само с. Коростынь. В летописи Коростынь упоминается в 1471 году, а церковь
построена примерно в 1720 году. Она уникальна по своей архитектуре, не имеет
аналогов в новгородском зодчестве 18 века и сравнима только со столичными
образцами. Сильно вытянута с востока на запад. Композиция ее напоминает итальянскую
архитектуру, и это вполне понятно, так как архитектором церкви был Гоэтано
Киавери.
- Отец Николай, я знаю, что Вы увлекаетесь историей
Новгородчины, в том числе и Шимской земли. Давайте поговорим на эту тему,
надеюсь, что Вам есть что сказать!
- Действительно, я хотел поговорить на эту тему. Дело в том, что приближается
очень знаменательная дата и она значима не только для шимчан, но и для всей
Новгородчины, всей нашей России. В 2001 году состоится празднование 530-летней
годовщины подписания Коростынского Договора 1471 г. - даты создания Единого
централизованного русского государства, открывшего возможность всем народам
необъятного нашего Отечества объединиться в одно целое. Договор этот был подписан
11 августа 1471 года и именно в поселении Коростынь. А поводом подписания
послужила Шелонская битва, которая произошла 14 июля 1471 года. Здесь на Шимской
земле произошли очень важные события для России - были разбиты в сражении
Новгородские полки от рук Московских бояр и тем самым был положен конец старой
политической системе удельной Руси. Победа на Шелони - это победа нового над
старым, будущего над прошлым, это единство над раздробленностью, победа Русской
земли над ее врагами - внутренними и внешними. Это был триумф победителей
и трагедия побежденных. Для наших новгородских потомков была трагедия - сотни,
тысячи наших прадедов полегло, защищая свою землю, но уже тогда более умные
люди понимали, что сила Руси - в ее единстве и именно на берегу нашего озера
Ильмень был подписан договор об единении, Эта дата очень актуальна для сегодняшнего
дня, когда в России идет раздрай, и многие удельные "князьки", почувствовав
слабину в общественном устройстве страны, пытаются оторвать для себя кусок
пожирней, не заботясь в целом о России.
- С Вами, отец Николай, трудно не согласиться, действительно
Вы рассказали об интересной дате, ее многие, конечно, знают, но в повседневных
делах и заботах забывают. - Вот именно, в своих повседневных хлопотах мы порой забываем
главное. И к сказанному я хочу добавить, что 29 августа уже этого года у нас
в с. Коростынь пройдет очень интересное и важное мероприятие. Соберутся самые
видные историки городов Старая Русса, Новгорода, Санкт-Петербурга и пройдет
обсуждение знаменательной даты 530-летия подписания договора, то есть начала
единства России.
- Отец Николай, Вы больше рассуждали, рассказывали,
как историк, а как на эти события Вы смотрите, как священник! - Многовековая история России учит главному закону духовной
жизни нашего государства - необходимости солидарности и взаимопомощи. Апостол
Павел в послании к Коринфянам пишет: "Дары различны, но дух один и тот
же, и служения различны, а Господь один и тот же, и действия различны, а Бог
один и тот же, производящий все во всех". Это относится и к нашему огромному
государству, щедро одаренному просторами и земными богатствами. Все это -
источник национального достояния, но при непременном условии - единении народа.
"Каждому, -.говорит апостол, - дается проявление духа на пользу. Одному
дается духом слово мудрости, другому слово знания, тем же духом; иному вера…
Иному дары исцеления. Иному чудотворения, иному пророчество, иному различие
духов, иному разные языки, иному истолкование языков, все же сие производит
один и тот же дух, разделяя каждому особо, как ему угодно, ибо, как тело одно,
но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют
одно тело, - так и Христос… Страдает ли один член, страдают с ним все члены,
славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь
- члены".
Большие территории разделяют наши города и селения, необъятные
пространства, но для духовного единства эти пространства ничто. Во многих
местах "оборвана. нить этого единства", иссякли соки, текущие в
духовных артериях нации, испуганы люди, растерявшие свои главные ориентиры,
позабывшие о нравственности, солидарности и взаимопомощи. Нависла над страной
темная туча неверия. Проникает ее холодный, смрадный тлен в души детей наших.
Закрыла она собой и правду, и веру. Расплодила тьму лживых бесов посредством
отравленной прессы и телевидения. И, кажется, нет на нее управы, но это не
так. Единство духа всегда одержит верх.
Беседу вёл Н. ЗОРИН
(газета "Шимские вести" 22 августа 2000 г., № 68)