СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. В ЕДИНЕНИИ СИЛА.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Общество любителей древности

Рюрик - солевар из Pусы.  А “солевар” - то же самое, что русское слово “варяг”

От редакции интернет-альманаха "Соборная сторона":

Очерк Г.Анохина у ряда наших научных экспертов вызвал серьезные критические замечания, однако мы все же решили его опубликовать, чтобы читатели имели возможность познакомиться и с такой версией.

Нет в истории России вопроса, который не вызывал бы столь продолжительные, ожесточенные споры и который не волновал бы так каждого гражданина родного отечества, как вопрос о том, откуда есть пошла земля русская, кто такой Рюрик и его варяги?

Эти сражения на ниве науки начались более двух с половиной столетий назад, после того, как профессор Санкт-Петербургской Академии наук немец Теофил Зигфрид Байер (1694-1738), вовсе не знавший русского языка (тем более древнерусского), в 1735 году в трактате на латинском языке высказал мнение, что древнерусское слово из летописей - "варяги" - это название скандинавов, давших государственность Руси.

В поисках соответствующего термина в древнесеверных языках Байер нашел, однако, лишь единственное приближенно напоминающее "варяг" слово - "вэрингьяр" (именительный падеж множественного числа). Лингвисты до сих пор затрудняются смоделировать из него, хотя бы искусственно, именительный падеж единственного числа. Больше того, "вэрингьяр" упоминаются в древнесеверных источниках как "наемные телохранители византийских императоров", как правило, называвшие сами себя "русами" по происхождению, а не "норманнами" или "свеями".

Тем не менее, это не смутило Байера, заложившего основу так называемой "норманнской теории" происхождения государственности на Руси. Тогда и в последующие два с половиной столетия гипотеза Байера нашла поддержку как сведи германоязычных ученых (Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, И. Э. Тунман, Х. Ф. Хольманн, К. Х. Рафн, А. А. Куник, В. Томсен, Ф. А. Браун, Т. Я. Арне, Р. Экблом, М. Р. Фасмер, А. Стендер-Петерсен) в России и за рубежом, так и среди русскоязычных (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, М. Н. Погодин, А. Л. Погодин, А. А. Шахматов, В. А. Брим, А. А. Васильев, Н. Г. Беляев, В. А. Мошин, В. Кипарский). А исследовательский запал М. В. Ломоносова, С. П. Крашенинникова, как и нестандартные по форме сочинения Ю. Венелина, дали повод норманнистам обвинить этих и последующих антинорманнистов в том, что их сочинения - всего лишь плод патриотических настроений или хуже того - фантазия дилетантов.

В итоге продолжающихся все же дискуссий сложились мощные, живые и поныне "норманнская" и "антинорманнская" школы. И хотя большинство авторов утверждают, что эти школы-течения - понятия прошлого, в действительности же они - действующие и воинствующие, в том числе и в наши дни.

Нужно сказать, что и среди называющих себя антинорманнистами значительная часть соглашается с тезисом норманнистов о том, что варяги -скандинавы, однако, не принесшие государственность на Русь, а лишь игравшие некоторую политическую роль наемников при княжеских дворах и ассимилированные славянами.

Правильнее будет назвать антинорманнистами только тех, которые в объективных поисках фактов нашли и отстаивают свидетельства того, что варяги и тождественные им русы, - это на самом деле славяне. К таковым столетие назад относились C. A. Гедеонов и Д. И. Иловайский, а еще раньше - Александр Васильев. Последний опубликовал книгу "О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика и откуда пришел Рюрик и его варяги", но по иронии судьбы она так и осталась поныне незамеченной всеми.

А в наши дни к научно-обоснованным выводам пришли независимо друг от друга лингвист П. Я. Черных, историки В. Б. Вилинбахов и А. Г. Кузьмин. Причем последние двое выводили варягов из западных славян южной Прибалтики - от венедов Поморской Руси (Померании).

Экология варягов-русов

 

Мне представляется, что толковать древние тексты можно, лишь привлекая данные многих наук. Не только ономастики (науки об именах собственных) и не только через голые лингвистические выкладки, иногда пропуская их для "необходимой переплавки" через пласт иноязычных народов, как это делают многие филологи, а главным образом, путем выяснения происхождения (этимологии) этих имен собственных из языков местных, бывших современными изучаемой эпохе народов, и соответствия их экологии.

Важную контрольную задачу несет и археология. Советские археологи за полвека раскопок проделали гигантскую работу в Приднепровье и в Новгороде. С 1966 года много лет подряд экспедиция А. Ф. Медведева копала также в Южном Приильменье - в Старой Руссе.

Теперь мы знаем из сводных сопоставимых данных, что в IX (а, может быть, даже в VIII веке н. э.) сквозь пласт балтийских (пралитовско-пралатышских) и финно-угорских племен (первые из них занимали полосу от низовий рек Неман и Западная Двина, между верховьями рек Ловать и Днепр и до верховий реки Оки; вторые (все земли севернее, вплоть до берегов Северного Ледовитого океана, и восточнее, до границы Евразии) пробились и осели в верховьях бассейнов Днепра, Волги и вокруг Приильменья славянские племена. Археологи считают, что они прибыли с юга, из среднего Приднепровья. Некоторые лингвисты (А. А. Шахматов, например) видели в их языке следы южных диалектов восточных славян.

Нас сейчас интересует версия о призвании варягов, а призвали их в Новгород. Проследуем в Приильменье и посмотрим, какова экология новгородских земель.

Как и тысячу лет назад, это – озерно-болотистый край. По области разбросано около тысячи больших и малых озер, в которых водится 40 видов рыб, причем самое крупное озеро расположено на западе – Ильмень.

Название это общеславянское, хотя обычно относимое лингвистами к южнорусскому или польскому. Повсюду в России оно означает: “озеро, в которое впадает река и из него снова вытекает”. Правда, находятся норманнисты, которые утверждают, что в скандинавских языках "иллмэни" означает "злые люди, негодяи, истолковывая это так, будто местные обитатели были злобны в отношении плававших там скандинавов, и потому так назвали озеро. Не объяснили здесь эти норманнисты только самого главного: почему же местные племена, финно-угорские ли, славянские ли, приняли это оскорбительное или вовсе непонятное для них название, данное проезжими бродячими дружинами не столько купцов (ибо выбор предлагаемых тогда из Скандинавии товаров был предельно скуден), сколько грабителей. Почему не имели еще до появления здесь скандинавов своего, понятного им названия? Уж на это-то способны "самые последние" аборигены.

Заметим здесь же, что древнерусские тексты сохранили и другие названия Ильменя, также славянские - Мойское море и даже... Русское море! В это море впадает 50 рек, а вытекает лишь одна - Волхов, тот самый проток, который через Ладожское озеро, или Нево (финское - "болото"), в конечном счете соединяет Ильмень с Балтийским морем. Известно, что уровень воды в Ильмене прежде был, по письменным источникам, да и по оценке гидрогеологов, значительно выше. А нынешние речушки-ручейки (например, Саватейка, Псижа и Перехода) были столь полноводными, что мой этнографический информатор, уроженец деревни Веряжа, 82-летний (в 1972 году) профессор Ленинградского Текстильного института А. В. Морозов, вспомнил в беседе со мной о купаниях в весьма полноводной еще в конце XIX века реке Саватейке не только людей, но и лошадей. Нынешнее обмеление водоемов Новгородчины он относил на счет вырубки лесов и нарушения экологического гидрорежима.

Леса и сейчас покрывают подавляющую часть Новгородской области - кроме площади водоемов, крупных болотных прогалин и тех мест, на которых они вырублены человеком. Характерно, что самые оголенные от леса места расположены к юго-западу от "моря". Леса вырубили именно здесь на протяжении последнего тысячелетия, и мы объясним это ниже.

Новгород впервые упоминается в летописях под 859 годом, причем как город словенов. Если мы сравним экологию всего Приильменья, то должны заметить, что при всех прочих равных условиях с самого начала заселения словенами Приильменья неоспоримое преимущество перед Новгородом имело южное Приильменье. При тех же водных путях, одинаковых почвах, климате, заболоченности и составе флоры и фауны южное Приильменье имело два стратегически важных плюса.

Во-первых, речной путь с волоками соединял именно бассейн Ловати с Западной Двиной, Волгой и Днепром, открывая таким образом выход в Балтийское, Каспийское и Черное моря. А из Волхова, на берегах которого расположился Новгород, еще нужно преодолеть бурное "море", то есть озеро Ильмень.

Во-вторых, - и это главнейшее достоинство вообще перед всей северной Русью, а также перед финно-угорскими землями и всей Скандинавией раннего средневековья - в южном Приильменье били из-под земли естественные соляные источники. Они давали в руки туземцев "золото раннего средневековья" - соль, "валюту всех времен", значительно более необходимое средство для жизни, чем, например, янтарь в восточной Прибалтике.

Чтобы яснее была значимость этих преимуществ, напомним, что великий торговый речной путь, существовавший, по сведениям арабских источников, в IX-X веках н. э. из Каспия по Волге, пролегал далее в Балтику через Западную Двину или Днепр (из него опять же через Западную Двину), вовсе не нуждаясь для своего торгового обмена в бассейне Ильмень-озера. Если не считать одного из важнейших товаров - соли, качественнейшей соли, монополистом которой была Русь!

И если бы торговый путь из Скандинавии в Византию, будто называемый "путь из варяг в греки", действительно проходил по рекам Восточной Европы, то его маршрут был бы в два раза короче и каждый из двух вариантов всего с одним, а не с двумя волоками меж бассейнами рек. Вот эти варианты: по Висле-Бугу и Припяти-Днепру в Черное море или же по Западной Двине-Лучесе и Днепру в Черное море!

Летом 1972 года археологи открыли каменную крепость у впадения реки Волхов в Ладожское озеро. О ней Ипатьевская летопись под 1114 годом сообщала: "В этот год Мстислав заложил Новгород размерами более прежнего. В этот же год заложена была Павлом посадником Ладога камнем на присыпке из песка". Открытие этой крепости подтвердило наличие мощного славянского форпоста на севере на месте прежде деревянной крепости, по существу замыкавшего и делавшего безопаснее от пиратов "путь из варяг в греки". То есть торговый путь САМИХ славян по СВОИМ землям в Византию, а не скандинавов через пласты финно-угорских и славянских племен.

Да и традиционные товары, продаваемые русами в Византии, свидетельствуют в пользу славян: в Царьград доставлялись меха, мед и воск, а также рабы (пленники, захваченные в стычках со степными кочевниками). Неужели скандинавы доставляли рабов из Скандинавии или отправлялись на торговлю, еще не имея товара, - надеясь захватить живой товар в боях, пробиваясь через гущу народов?! В Царьграде тюрки-кочевники продавали в рабство славян, русы - тюрков-кочевников. Скандинавы в числе этих товаров не значились.

Теперь о соляных источниках и соли. В древности по всей Восточной Европе соль для питания населения поставлялась: для Галицкой и Киевской Руси - из Прикарпатья (Коломыя, Перемышль, Удеча, Бохни и Величка); для крайних северных финно-угорских племен - с берегов Белого моря (соль-морянка); для прибалтийских племен и кривичей - из местных незначительных источников, отчасти морская.

Особое положение с самого начала расселения славян в Приильменье заняла соль, добываемая из местных, бьющих из-под земли, рассолов. Не может быть и того, чтобы это богатство не было промышленно и торгово освоено местными финно-угорскими аборигенами еще до появления здесь славян. Совершенно очевидно, что пришедшие сюда в VIII или в первой половине IX века н. э. словене, не знавшие искусства солеварения, освоили его и стали развивать соляной промысел - руками ли местного населения, захватив в свои руки сбыт-продажу, или же взяв в свои руки у финно-угров и само солеварение.

У слияния рек Полисть и Порусья возник или развился на месте имевшегося финно-угорского поселения город солеваров Руса. Солеварение с тех пор именовалось "русское хозяйство" (то есть хозяйство рушан", как назывались жители этого города, согласно письменным свидетельствам разных народов, в течение всего прошедшего тысячелетия и называются ныне, в современном городе Старая Русса).

Тут в самый раз обратить внимание на этноним "рус". Часть историков (например, В. О. Ключевский, Е. А. Рыдзевская) склонны видеть в этом термине даже не столько этническую, сколько социально-экономическую характеристику более доходной, родовитой части общества Руси, то есть больше видеть в нем соционим, чем этноним. И они правы. Я полагаю, что богатство, дородность, а затем и более высокое социально-экономическое положение руса перед прочими социальными группами славян Восточной Европы, в том числе и перед словенами, к племенной группе которых они относились, давали им всегда высокие доходы от продажи добываемой на их земле соли.

Одни рубили лес на дрова для выпаривания природных рассолов. Другие равномерно поддерживали огонь под цренами (прямоугольными сковородами), каждый раз по пять суток, чтобы соль выпаривалась чисто белой. Третьи были владельцами самих цренов, а то и рассолов, и уже самой соли. Четвертые скупали ее тут же дешево, чтобы продать втридорога "за Варяжским морем" - в Новгороде и еще дальше, среди финно-угорских и других народов. Пятые были при этом - транспортировке и продаже - как дружинники для охраны товара. И кто-то в этом социальном кипении слоев солеваров-варягов оказывался наверху и самым богатым - если еще не князем, то влиятельнейшим из варягов-русов.

 

Ильмень-озеро — Варяжское море

 

Изучая писцовые книги Новгородской земли и позже опубликованные сводные списки селений и описаний их экологии и занятий в них населения, я увидел интересные уцелевшие, но оставшиеся вне внимания исследователей сведения о названиях больших частей Приильменья. Эти названия помогают, если опираться на диалекты народного русского языка прошлого, успешно продолжить дешифровку цитаты из Начальной летописи. Так, обширная болотная равнина к западу и юго-западу от Новгорода, тянущаяся от реки Веряжа до реки Пути (на границе с нынешней Ленинградской областью), издревле носила название Заверяжья. На юго-западной окраине Заверяжье заканчивалось селением Веряжа (в трех километрах северо-западнее села Буреги).

Но если норманнист Макс Фасмер выводит все варианты "варяжа" из "варяг", видя от них множественное число в древнескандинавском "вэрингьяp", то В. И. Даль, не подверженный никаким геополитическим пристрастиям, приводит как пример живого великорусского языка слово "варяжа" - заморская сторона". Именно это слово я далее в ряду моих рассуждений могу удовлетворительно привязать к объяснению всей гипотезы о варягах-русах как "береге солеваров" южного Приильменья. Для Новгорода вся сторона Заверяжья (за рекой Веряжа, начинающаяся западнее - юго-западнее современного города Новгорода, всего в пяти минутах езды на автобусе), как и весь западный и юго-западный берег "моря", была "заморской стороной"!

Я настойчиво утверждаю здесь также форму "веряжа" - "варяжа" и как имевшую отношение к понятию рабочей спецовки важнейшего, "русского хозяйства" всего Приильменья - солеварения. "Веряжа" - "варяжа" - "варега" - "варежка" из толстой крапивной, льняной или конопляной ткани (посконь) была обязательной принадлежностью солевара для работы с раскаленной жаровней варницы, на которой выпаривалась соль. А для льноводов Заверяжья эта спецовка была основным заказом солеваров. И само слово "веряжа" - "варяжа" - "варега" - "варежка" произошло именно из Приильменья в тесной привязке к древнему слову, означающему профессию солевара, - варяг!

В 1960-1980-х годах я промоделировал 17 маршрутов варягов-русов. Из них волоковые - из бассейна Ильмень-озера в бассейн Западной Двины (тому есть шесть подтверждений гранитными крестами, тысячу лет стоящими как раз на водоразделах); из бассейна Ильмень-озера в бассейн Волги (один гранитный крест); из бассейна Волги в бассейн Днепра; из бассейна Западной Двины непосредственно в Днепр.

Руса как район, насыщенный соляными источниками, имела немалые помехи своему разрастанию в качестве многолюдного города именно из-за местонахождения на "островах" - "холмах" - "веретиях". Выросшая на варке соли и на торговле ею, экономически сильная верхушка южноприильменских словен носила гордое самоназвание русов. Это нашло свое отражение также в топониме Руса, в топонимах окрестностей (Околорусье, Русье или Ручье), в гидронимах (Порусье, две реки Русская, Русское море - об Ильмень-озере и др.). В то же время за свое отличавшее их от всех окружающих словен хозяйственное занятие – солеварение - они получили от остальных словен название варяги. И разве не закономерен факт, что три четверти всех как топонимов, так и гидронимов Восточной Европы (и большинство их во всей Европе для обоих на одной площади) с основами "вер", "вар" и "рус", "рос" сконцентрировано именно в зоне традиционного солеварения Приильменья?!

Родственные единоплеменники жили, однако, по разные стороны озера Мойского, или Русского моря, которое с тем же правом мы можем называть Варяжским морем. Не Балтийское море было Варяжским, а Ильмень-озеро! Варяги вели торговлю солью среди единоплеменников-словен, в том числе и с новгородцами, а также с финно-уграми - далее на север, восток, юг и запад. И, конечно же, располагая хорошей дружиной для охраны своих торговых караванов - сухопутных ли, речных ли, - они, как и все прочие славяне, не отказывались получить дополнительный доход наложением дани на захваченных врасплох единоплеменников или иноплеменников.

В противоположность четкой социальной организации в Русе, в Новгороде, разросшемся и с сильным вече, избыточные свободы не дали возможности обществу нормально экономически и социально функционировать. Потому новгородцы, после периода смут и невозможности своими силами и общественными институтами навести порядок, вынуждены были призвать к себе править тех, которых ОНИ ХОРОШО ЗНАЛИ! Вряд ли они обратились бы, например, к венедам Поморской Руси в далекой южной Прибалтике, как вряд ли стали бы искать безвестного им князя за Балтийским морем, где толком еще и государства не было.

Образец порядка являли им соседи, бывавшие у них ежегодно помногу раз - и как торговцы солью, и как дружины со своим предводителем, жаждущие получить дань в дополнение к своим богатствам и дородности. Новгородцы обратились к предводителям соседей - варягов-русов, живущим за Варяжским морем, то есть Ильмень-озером. И этими предводителями оказались словене Рюрик с его братьями - вероятно, самые дородные, самые знатные из варягов-русов Заверяжья!

Рюрик - имя чисто славянское. Оно означает "сокол-ререг", то есть "сокол малой породы". Не случайно в родовом знаке Рюриковичей присутствует символ ререга-сокола. Тем более славянские - имена Синеус и Трувол (есть в некоторых списках и такое написание, помимо Трувор в других списках).

Но чтобы удержаться при вечевой вольнице в Новгороде у власти, Рюрик вынужден был привести с собой из солеваренной, варяжской Русы дружину солеваров-русов, то есть варягов. Впоследствии, уже при преемниках Рюрика, тот факт, что Рюрик и его дружина (русы) были варягами (солеварами), нанятыми для наведений порядка в Новгороде, политически трансформировал этимологию варяга из солевара также и в наемника, наемного дружинника. А так как и последующие князья-рюриковичи могли удержаться у власти в Новгороде и на других, подчиненных им землях Восточной Европы, лишь опираясь на наемников, которых они набирали уже не только в Русе, но и отовсюду, в том числе из ближних и дальних финно-угров, а также скандинавских бродяг-эмигрантов, то "варяг" политически означал уже "наемник".

Руса, как мы отмечали раньше, не могла расшириться по природным причинам и отставала в росте от Новгорода. Она утратила характер политически и экономически совершенно независимой единицы, превратившись в вотчину новгородских князей-рюриковичей. Новгород же в силу этого обстоятельства и укрепления феодальной верхушки в городе и в подчиненных ему землях (вероятно, стараниями выходцев-русов из социальной верхушки Русы) политически окреп и захватил главенствующее положение не только в Приильменье, но и далеко вокруг. Термин же вотчины Рюриковичей Руса и знати русов утвердился как основа государственного названия Новгородской, Карпатской и Киевской Руси.

А тот факт, что позже, столетие спустя, в составах посольств Киевской Руси преобладали люди со скандинавскими, а не славянскими именами и что, как мы знаем из сообщений византийского императора Константина Багрянородного, пороги на Днепре имели каждый по два названия - славянское и сканди-навоязычную кальку с него, - не отрицает, а, наоборот, подтверждает мои выводы о последующем, в Х веке, вытеснении славянских варяго-русов другими, иноязычными, в данном случае именно скандинавскими наемниками, приобретшими славанские соционимы, как "варяги", так и "русы". Так было выгоднее славянским князьям для укрепления единоличной власти!

Произошла и еще одна трансформация "варягов" - не политическая, а бытовая. После времен Рюрика варяги (солевары из Русы) вели по-прежнему торговлю солью вокруг и даже далеко от Приильменья. И там повсюду термин "варяг" употреблялся не как солевар, а практически - как торговец солью, как офеня, меняющий соль на другие товары. Споры норманнистов и антинорманнистов о роли "варягов-скандинавов" не дошли до простого народа севера Европейской России. И первичное, раннего средневековья понимание варягов там повсеместно уцелело до середины XIX века, когда В. И. Даль собирал материалы для своего "Толкового словаря живого великорусского языка". Там "варяг" остался в значении "офеня, коробейник, щепетильник, меняющий мелочный товар на шкуры, шерсть, щетину, масло, посконь и др."

Даль не указывает, какой товар предлагает "варяг". Но мы можем добавить здесь, что солеварение в Русе продолжалось в течение не менее тысячи лет, и на выпаривание соли были изведены все окрестные леса, превратив Околорусье и Варяжский берег в голую степь. Последний крупный солеваренный завод в Старой Руссе (так стала именоваться Руса с XVII века, когда возникли на Новгородчине две Новых Руссы, причем с XVII века все три с двумя "с") существовал здесь до 1871 года. Соль Камская оказалась в составе Руси лишь с конца XV века, и дешевая каменная пищевая соль продавалась в России лишь с XVI века.

Не мое дело советовать, но, наверное, рушанам, как и ныне зовутся жители этого города, правильнее иметь свое древнее историческое название Руса, - давшее имя родине восточных славян. Ведь не стала Москва именоваться Старой Москвой только потому, что в Западном полушарии появились столетие назад другие города с названием Москва!

 

Руса — прародина России

 

В завершение я истолкую с древнерусского языка цитат; из летописи в переводе на современный русский, чтобы ни одна строка нам не оставляла сомнений в сути моей гипотезы:

"В 859 году взимали дань варяги из заморья с чуди и с словен, с мери и с кривичей, а хазары брали с полян и с северян, и с вятичей, - брали по серебряной монете и по белке с дыма.

В 860, 861 и 862 годах изгнали варягов за море (озеро Ильмень), и не дали им дани, и начали сами по себе править; и не было у них порядку, и пошел род на род, и были у них усобицы, и воевать начали сами против себя. И решили они сами между собой: "Поищем себе князя, чтобы владел нами и судил по закону". И пошли за море (озеро Ильмень) к варягам, к руси, как зовут сами себя те варяги; Русь - это тоже дружеское самоназвание, как дружески зовут себя норманны, англичане, дружески же готы; так и эти. И сказали в (городе) Русе чудь, словене и кривичи: "Вся земля наша велика и обильна, а порядка на ней нет; пойдемте княжить и владеть нами". И собрались три брата с семьями своими, сами возглавили всю знать и пришли. Старейший Рюрик сел в Новгороде, другой - Синеус - в Белоозере, а третий - в Изборске - Трувол. От них и прозвалась новгородская земля Русская, люди-то новгородские тоже из рода варяжского, прежде именуемого словене. Через два года Синеус умер, затем и брат его Трувол, а Рюрик принял всю власть, и роздал дружинникам своим города: этому - Полоцк, тому - Ростов, другому - Белоозеро. И в тех городах стали находиться варяги; а первые насельники в Новгороде словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и теми всеми владеет Рюрик..."

Как видим из этого текста, Руса с полным правом может считать себя названной в Начальной летописи по собственному имени и принимающей с челобитной новгородских парламентеров в 862 году. Следовательно, Руса вправе считать себя ровесницей рождения Руси-России в том же 862 году, а не с 1167 года, как все считали до этого в соответствий с прежним пониманием летописи. Я предлагаю, таким образом, узаконить возраст Русы еще на 305 лет старше!..

Итак, первые варяги, они же русы, - это южноприильменьские словене. Став правящей верхушкой призвавшего их Новгорода, они вновь слились в родном племени словенов. Потомки Рюрика, желая надежно опереться на преданную только им силу, чтобы противостоять капризам сильного новгородского вече, продолжали содержать не новгородскую, но теперь уже и не русскую в смысле не рушанскую (то есть не только из Русы), а наемную дружину, собранную из разных бродяг, способных носить оружие, повиноваться хозяину и воевать. Так как и сами варяги-русы IX века во главе с Рюриком тоже были наемной силой, то термин "варяг" политически трансформировался, перейдя на любой наемный элемент, при понимании его в общегосударственном значении. А в племенах лесных глушей севера европейской Руси сохранилось исходное для них значение "варяг" - коробейник, меняющий соль на указанные у В. И. Даля товары.

Генрих АНОХИН,

действительный член Географического общества при PAН

и Фарерской Академии наук (Дания)

(“Экономическая газета” №№ 52-53, декабрь 1998 г.)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ