(Отрывок из книги Б.Г. Пашкова "Русь. Россия.
Российская империя. Хроника правлений и событий 862 - 1917 гг." )
Письменные источники, свидетельствующие о древних славянах,
появились сравнительно поздно и датируются началом новой эры, если не считать
несколько отрывочных и неясных мест из произведений авторов, живших еще до
нашей эры. Самые ранние источники, содержащие сведения о русах, росах, относятся
ко времени не ранее IX в., хотя некоторые исследователи говорят о появлении
этого названия в более ранних источниках.
Однако отказаться от прочтения первых страниц истории славян из-за отсутствия
письменных источников и крайней трудности этнического определения памятников
материальной культуры было бы неправильным, так как имеются еще данные лингвистики.
Славянские языки ныне представлены русским, украинским, белорусским, польским,
чешским, словацким, болгарским, сербско-хорватским, словенским, македонским
и лужицким, которые входят в семью индоевропейских языков. К этой же семье
относятся германские (немецкий, английский, шведский, датский, голландский
и др.), романские (французский, итальянский, испанский, португальский, румынский
и др.), индийские (хинди, урду, непали, бенгали, сенгали и др.), иранские
(персидский, афганский, осетинский и др.), греческий, армянский, албанский
языки.
Кроме того, существовали ныне исчезнувшие индоевропейские языки: латинский,
положивший начало романским языкам, распространенным на территории бывшей
Римской империи, хеттский - в Малой Азии, тохарский - в Средней Азии и другие,
так называемые, мертвые языки.
В настоящее время народы, говорящие на индоевропейских языках, составляют
самую многочисленную группу.
В далеком прошлом люди, говорившие на индоевропейских родственных языках,
а возможно, на каком-то очень древнем индоевропейском
языке, расчленявшемся на диалекты, обитали на сравнительно ограниченной территории,
откуда расселялись сотни и тысячи лет. Среди них были
далекие предки славян, еще не выделившиеся из массы других племен с индоевропейским
языком. Это были не славяне, а лишь отдаленные
физические и языковые предки - протославяне.
Современные философы и историки считают, что какие-то элементы индоевропейских
языков существовали еще в эпоху мезолита (X - V
тысячелетия до н.э.). В эпоху раннего матриархата мелкие родовые группы охотников
и рыбаков продвигались с юга на север Средней и Восточной
Европы вслед за отступавшим ледником. Датируется это временем, отдаленным
от нас 10-12 тысячами лет. Период расселения вслед за отходившим
на север ледником мезолитических родовых групп охотников и рыбаков был временем
распространения в Средней и Восточной Европе древнего
европеидного расового типа.
В несколько более позднее время из Приуралья и Зауралья по северной таежной
полосе Восточной Европы проникают на запад вплоть до
Прибалтики и даже далее малочисленные группы охотников и рыбаков монголоидного
( урало-лапоноидного ) типа. На западе мезолитические
культуры восточного происхождения доходят до Прибалтики, где стоянка Кунда
датируется VII тысячелетием до н.э., восточнее распологаются другие
культуры явно зауральского происхождения.
Это продвижение монголоидных элементов с востока на запад, сопровождавшееся
и ассимиляцией более древнего европеидного населения,
представляет собой не что иное, как проникновение на запад племен финно-угро-самодийской
языковой семьи, древнейшей областью расселения
которых были лесные полосы и лесостепь Урала и Зауралья. При этом и европеидное
население, и лапоноидное продвигалось с юга на север, с
востока на запад не одновременно, а волнами.
На территории Восточной Европы создавались две основные языковые общности:
индоевропейская и финно-угорская. Контакты между их
носителями обусловили и метисацию, и древние языковые связи.
В период от XII-X и до VI-V тысячелетий до н.э., в эпоху холодного, субарктического
и позднее несколько более теплого и сухого бореального
климата, европеидный расовый тип, продвигавшийся на север, изменял свой облик.
Медленно и постепенно, на протяжении многих тысяч лет
европеоиды расселялись волнами на север и, попадая в новую среду, в условия
умеренного и холодного климата, меняли свой физический тип (
посветление кожного и волосяного покровов, а также радужной оболочки глаз,
уменьшение высоты лица ). Так создавались различные варианты
относительно поздно сложившейся малой северной европеидной расы, сформировавшейся
из различных расовых типов, подвергшихся общему для
всех процессу посветления в условиях прохладного и влажного климата. Так,
в балтийской зоне, в широком смысле слова ( Ботнический залив -
верхний Днепр - нижняя Висла ), начали складываться признаки балтийской расы,
оттеснившей и ассимилировавшей древний лапоноидный тип.
В более поздние, неополитические времена в Восточной Европе распространяются
содержащий монголоидные черты уральской ( на востоке )
и европеидный понтийский ( лесостепь и степь ) расовые типы.
Что касается центральных областей Восточной Европы, то здесь на древней европеидной
основе складывался расовый тип, получивший
наименование восточноевропейского.
Протославяне на разных этапах своей истории сближались то с одним, то с другим
народом ( Малая Азия, Персия и др. ). На морское
побережье славяне вышли позднее. Отсюда можно сделать вывод, что они в глубокой
древности не жили западнее современной линии
Калининград-Одесса. А точнее, речь идет об их жительстве в области Полесья,
междуречья Западного Буга и Днестра, верховьев Вислы.
В письменных источниках славяне выступают как венеды. О них еще знали в Древней
Греции в VII в. до н.э. Геродот, писавший в V в. до н.э.,
сообщает о том, что янтарь привозят с реки Эридана от энетов ( венетов ).
Об индах, из земли которых, лежащей у берегов северного океана, привозят
янтарь, добываемый где-то в реке, писал Софокл ( V в. до н.э. ). Сообщает
об энетах Скилах ( IV в. до н.э. ). Об индах, занесенных бурей к берегам
Западной Германии, упоминает в I в. до н.э. Корнелий Непот.
Немного подробнее говорят о венедах римские историки. В Певтингеровых таблицах
- дорожниках, составленных в самом начале новой эры
при императоре Августе, дважды упоминается племя венедов. Они являются соседями
бастарнов, обитавших в Карпатах, итов и даков, занимавших
низовья Дуная.
Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, можно сделать вывод, что венеды
обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского
моря ( Венедского залива ). Южная граница от северных склонов Карпат шла на
восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой
венеды были соседями даков, в юго-восточной - сарматов.
Земли, лежащие за Вислой и по побережью Варяжского ( Балтийского ) моря, славяне
заняли позже, около начала новой эры, постепенно
продвигаясь на запад. Этим объясняется то обстоятельство, что термин "венеды"
неславянского происхождения, и сами славяне так не называли
себя. Он встречается на территории обитания иллирийцев ( современная Венеция
), кельтов. По-видимому, такого же происхождения название
германского племени вандалов. Возможно, что название "венедов" восходит
к такой глубокой древности, которая исключает возможность точного
объяснения. Во всяком случае, термины "венеты", "инды",
"венеды" появились раньше, чем "славяне" в Повисленье
и на берегах Венедского
залива. Видимо, соседи славян, германцы и финны, когда заселяли эти края,
перенесли на славян название древнего его поселения.
Характерно, что уже Тацит говорит о набегах венедов на земли нынешней Прибалтики
и на степи, где проживали сарматы, что является
свидетельством подвижности венедов, обусловленной началом их расселения.
Если в древнейших письменных источниках о венедах имеются сообщения всего
лишь в виде нескольких не очень ясных строк, то в более
поздних источниках число их увеличивается, сведения о славянах становятся
все более богатыми и отчетливыми. И объясняется это тем, что
славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской
империи, сокрушили и прорвали ее
оборонительные линии, вторглись на территорию Византии, выйдя к берегам Русского
( Черного ), Адриатического, Эгейского морей, и поселились там,
смешиваясь с местным населением.
Византии пришлось сражаться и заключать союзы со славянами, приглашать к себе
на службу и поселять на своих землях, уступая им целые
области.
Славянские поселения появились в Пелопоннесе, проникли в северную часть Апеннинского
полуострова, в Малую Азию и побудили
византийского императора Константина Багрянородного ( X в. ) с грустью констатировать,
что вся страна ославянилась. В этом грандиозном процессе
приняли участие и славяне Восточной Европы.
Следует отметить, что на северо-западе Восточной Европы славяне, в отличие
от балтов и финно-угров, обладали более темным цветом волос
и радужной оболочкой глаз. Не случайно во времени Киевской Руси они называли
балтов и финно-угров "чудью белоглазой".
Археологические раскопки показывают, что славяне пришли в Поднестровье, Побужье,
Приднепровье поздно, не ранее VI в., и, вытесняя и
ассимилируя балтов и финно-угров, довольно быстро в VIII - IX вв. заселили
обширные пространства Восточной Европы до верховьев Оки, Дона,
Волги, Западной Двины, Волхова, озер Нево ( Ладожского ) и Ильменского, Белого
моря.
Почему народ стал называться славянами ( ранее - словенами )? Происхождение
этого этнонима уходит в даль веков, что исключает
возможность точного и однозначного ответа на этот вопрос. Существует много
различных предположений о происхождении наименования "славяне".
"Словен" или "славян" - от "слово", т.е. говорящий,
владеющий языком, в отличие от неумеющих говорить на языке; от "славы"
в значении
почетный, выдающийся; от местности, в названии которой имелся корень "слов"
или " слав" ( по аналогии с русскими волжанами, уральцами,
сибиряками ). Предполагают, что "слав" означало просто "народ",
"племя".
В IV - V вв. славяне переходят Карпаты, заселяют территории современных Чехии
и Словакии, Австрии, Баварии, Венгрии. В последние годы
труды отечественных археологов и их коллег из Польши, Чехии, Словакии, Болгарии,
Румынии значительно продвинули вперед изучение славянских
древностей. В результате этих исследований было установлено определенное единство
культуры славян VI - VII вв. на всей территории, занимаемой
славянами. Этой областью единства материальной культуры славян явилась обширная
территория, охватывающая Днепровское Право- и
Левобережье, Подесенье, Посемье, верховья Оки, Полесье, Поднестровье, Западный
Буг, Восточную Румынию ( Прут, Серет, нижний Дунай ),
Восточную и Южную Польшу, Придунайскую Болгарию, Чехию и Словакию ( так называемая
культура керамики пражского типа ).
Славяне продвигались с этой территории довольно быстро во всех направлениях:
на юг, где в VI - VII вв., форсировав Дунай, заселяют весь
Балканский полуостров, появляются на островах Эгейского архипелага и Ионического
моря, в Малой Азии; на запад, где в V - VI вв. переселяются на
Лабу ( Эльбу ), а к IX в. южнее Гамбурга, в Южной Дании, занимают Рану ( Рюген
), достигают низовьев Рейна, побережья Северного моря.
В "Повести временных лет" ( автор Нестор ) вспоминается о тех далеких
временах ( "по мнозех же временех" ), когда в процессе переселения
и расселения славян, придя откуда-то ( откуда - летописец не помнит ), "сели
по Дунаю, где есть ныне Угорьске земля и Болгарьска". "Угорьска
земля"
- это территория современной Венгрии, древняя Паннония. Кочевники угры ( венгры,
мадьяры ) пришли в Паннонию с востока, из Великой Венгрии,
расположенной где-то в Прикамье, проследовав через степи Восточной Европы
лишь в IX в. Здесь они застали славян. До славян в этих землях жили
кельты. Летописный рассказ свидетельствует о том, что Дунай не был прародиной
славян. Давным-давно славяне пришли откуда-то и обосновались
по Дунаю - таково содержание летописного предания.
К временам антов ( анты - этноним, применявшийся византийскими писателями
VI - VII вв. для обозначения части славян, заселявших
территорию от Среднего Дуная до Дона, что соответствует ареалу распространения
происко-пеньковской археологической культуры V - VII в. )
относится рассказ "Повести временных лет" о трех братьях Кие, Щеке
и Хориве и сестре их Лыбеди; согласно легенде, они основали город,
названный в честь старшего брата Киевом. Все три брата жили "на горах"
у берега Днепра. Это были те времена, когда вокруг еще стоял "лес и бор
велик", где охотились обитатели Киева. Кто же такой Кий? До летописцев
дошло несколько легенд о Кие. Одна, что Кий - простой перевозчик. Но если
бы Кий был простым перевозчиком, рассуждает летописец, то вряд ли он ездил
бы к византийскому императору ( "царк" ) в Царьград. А Кий ездил,
причем "велику честь принял от царя".
Итак, историки установили, что VI - VII вв. - время активного расселения славян
на обширных территориях Южной, Средней и Восточной
Европы.
Продвижение славян на территории Восточной Европы не встречало таких препятствий,
как на юге, где им приходилось преодолевать
сопротивление могущественной Византии. Славяне продвигались на восток и север,
используя не только и не столько силу. Они жили бок о бок с
балтами и финно-угроами, смешиваясь с ними и ассимилируя их. Но для той далекой
поры еще говорить о восточно-, южно- или западнославянских
языках рано. Их еще не было.
Уже в VI - VII вв. в языке славян Восточной Европы появились особенности,
характерные для древнерусского языка IX - XII вв. Как считают
историки и филологи, тогда существовал общеславянский язык с диалектными зонами.
Их было две - северная ( лесная ) и южная ( степная ).
В "Повести временных лет" автор вспоминает некоторые племена славян:
моравов, осевших по реке Морава, чехов и белых хорватов ( в
Прикарпатье ), сербов ( "серобь" ), хорутанов ( словене ), поляков
( или ляхов ), поморян - в Тюиснобалтийском Поморье, лютичей ( жили в низовьях
Одера и Эльбы ), мазовшан в Прикарпатье, болгар. Летописец повествует о том,
как славяне "сели" по Днепру и прозвались полянами, другие -
древлянами, получив свое название от того, что жили в лесах. Жившие между
Припятью и Днепром прозвались дреговичами, обитавшие по берегам
реки Полота - полочанами. Те же славяне, которые "сели" около озера
Ильмень, стали называться собственным именем - "словене" ( ильменские
славяне ), а обитатели земель по Десне, Сейму и Суле назвались северянами.
Кривичи жили в верховьях Волги, Западной Двины и Днепра.
Каковы же особенности отдельных восточнославянских племен тех времен, когда
"имяху бо обычаи свои и закон отець своих и преданья,
каждо свой нрав" и жили "особе"?
Прежде всего о полянах. Поляне, "яже ныне зовомые Русь", по свидетельству
"Повести временных лет", жили "особе по горам своим".
Летописец выделяет полян: они "мужи мудры и смыслени", "обычай
их кроток и тих". Земля полян простиралась от реки Рось на юге до устья
Припяти
на севере. Главный город - Киев.
Соседями полян на западе были древляне. Древнейшими городами древлян являлись
летописные Овруч, Искоростень и Малин. Западными
соседями древлян были волыняне. Название их произошло от города Волынь, оно
неоднократно менялось ( первоначально их называли дулебы,
затем бужане ). По соседству с волынянами, восточнее, поселились дреговичи
( дрягва - болото ).
На северо-западе Волыни жили ятвиги, племена балтийского происхождения, издавна
сильно славянизированные, а на западе соседом
являлось польское племя мазовшан. Еще дальше на юго-запад лежала земля белых
хорватов - в Прикарпатье и Закарпатье, в верховьях Днестра.
На юго-западе восточнославянского мира лежали земли уличей ( угличей ) и тиверцев,
которые тянулись по Днестру и доходили до Дуная и
Русского ( Черного ) моря. Городища тиверцев найдены в Молдавии.
Едва ли не самой крупной этнической группой восточных славян являлись кривичи.
Территория расселения их огромна. Земли кривичей
раскинулись от Верхнего Понеманья до Костромского Поволжья, от Псковского
озера до верховьев Сожа и Десны, от Нарвы до Березины. Восточную
часть этой территории кривичи заселили позднее, чем западную. Кривичи, конечно,
не были единым племенем. Выделяются смоленские, псковские,
полоцкие кривичи.
К северу и северо-востоку от кривичей обитали ильменские словене ( славяне
). Кривичи с их полоцкой ветвью и ильменские славяне
составляли мощный массив северо-западных, северных и северо-восточных славян
Восточной Европы.
Что представляла собой юго-восточная группа славян - радимичи, вятичи, северяне?
Летописец Нестор приводит легенду о происхождении вятичей и радимичей от двух
братьев Вятко и Радима, указывает, что они пришли с
запада от "ляхов", причем Радим со своим "родом" обосновался
на реке Сож, а Вятко - на Оке. Хотя летопись и говорит о происхождении радимичей
и
вятичей от "ляхов", но, по мнению некоторых отечественных ученых,
эта версия сомнительна, другие же, ссылаясь на данные археологии и
лингвистики, ее подтверждают. Южнее радимичей и вятичей на Левобережье Днепра,
по Десне, Сейму и Суле жили северяне ( севера, север ).
Отдельные группы восточных славян, не составляя компактных масс населения,
перед образованием Древнерусского государства и в
период его складывания и расцвета появились на юге, юго-востоке и юго-западе:
в Белой веже ( Саркел ) на Дону, в Тмутаракани ( Тамань ), Кориве (
Керчь ), на острове Березань ( при выходе в Днепровско-Бугский лиман ).
Общность культуры славян сохраняется и в средние века. У них единый языческий
культ - Перун, или Перунич, Сварог, Волос, или Велес,
русалки, или вил, и т.п. Не случайно летописец Нестор подчеркиват, что, несмотря
на племенное деление - чехи, ляхи, моравы, лютичи, кривичи,
словене, хорваты, хорутане ( или словенцы ), сербы и др., - "ба един
язык словенск".
В VI - X вв. началось обособление восточной ветви славянских языков. В этот
период зарождается древнерусский язык. Что касается
диалектов восточных славян, то обнаружить их чрезвычайно трудно. Можно говорить
о почти полном единстве восточных славян в VII - IX вв. ( по
некоторым источникам, в X - XI вв ), но сами восточные славяне еще не консолидировались
в единую древнерусскую народность, так как хотя язык и
является основой любого этнического образования, но стать единственным определяющим
признаком народности он не может.
Коротко осветим вопрос о неславянском населении Восточной Европы и его взаимоотношениях
с восточными славянами. Что же это были за
племена?
"Повесть временных лет" перечисляет народы, которые платили Руси
дань: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь (
емь ), литва, зимигола, корсь, нарома, либь ( ливы ). Вряд ли все эти племена
были подлинными данниками Руси уже во времена образования
Древнерусского государства. В частности, помещая среди данников Руси ямь и
либь, летописец Нестор имел в виду современную ему ситуацию, т. е.
конец XI - начало XII столетий.
Часть перечисленных племен не была так органически связана с Русью ( литва,
корель, зимигола, либь, ямь ), как другие ассимилированные
славянами ( меря, мурома, весь ). Некоторые из них впоследствии создали свою
государственность ( литва ) или стояли накануне ее создания ( чудь )
и сложились в народности литовскую и эстонскую. Поэтому в основном остановимся
на тех народностях, которые были наиболее тесно связаны с
Русью.
Племена балтийских народов с самой глубокой древности заселяли Понеманье,
Верхнее Поднепровье, Поочье, Верхнее Поволжье и большую
часть течения Западной Двины. На востоке балты доходили до нынешних Московской,
Тверской и Калужской областей, где они в глубокой древности
обитали чересполосно с финно-уграми, аборигенами края. Расселение славян по
землям балтоязычных племен обусловило славянизацию последних,
которая завершилась в период образования Древнерусского государства.
На обширном пространстве восточные славяне соседствовали с различными финно-угрскими
племенами, впоследствии обрусевшими. На
крайнем северо-западе соседями славян, по летописи, была чудь. Чудью в Древней
Руси называли прибалтийские финно-угрские племена. К ним
относятся волховская чудь ( выходцы из различных племен, привлеченные великим
водным путем "из варяг в греки" ), водь, ижора, весь ( кроме
белоозерской ), айсты ( эсты ). Во времена Нестора айстами называли балтов.
Лишь с течением времени это наименование перешло на финно-угров в
Эстонии. Во второй половине I тысячелетия н. э. восточные славяне пришли в
соприкосновение с эстонскими племенами.
Восточнее эстов, на южном побережье Финского залива, жила водь ( ваккья, ваддя
). Существенное значение в истории населения Восточной
Европы сыграла весь. Это племя, заселив межозерье Нево ( Ладоги ), Онеги и
Белоозера, вышло на Северную Двину.
Трудно проследить историю карел ( корел ) в период, предшествующий образованию
Древнерусского государства, и на начальных этапах его
истории. "Повесть временных лет" не говорит о карелах. Они обитали
в это время на побережье Финского залива ( у Выборга ) и озера Неро.
Основная масса карельского населения концентрировалась в северо-западном Приладожье.
В XI в. часть карел вышла к Неве. Это и была ижора,
инкери ( отсюда Ингрия, Ингерманландия ). В состав карелов вошла часть веси
и волховской чуди.
Карелы не упоминаются среди данников Руси, видимо, потому, что Карелия никогда
не была волостью Новгорода, а была лишь его составной
частью ( как водь и ижора ), его государственной территорией. И как таковая
она, подобно Обонежью, была поделена на части.
Меря, по словам летописцев, располагались в Верхнем Поволжье: "на Ростовском
озере меря, и на Клещине озере меря же". Но, по более
поздним источникам, народы меря заселяли также ярославские и костромские земли,
низовья рек Шексина и Молога. Как и меря, полностью обрусели
мещеры и мурома - обитатели приокских земель.
Обрусение мери, муромы, мещеры, веси являлось следствием не завоевания, а
мирного и постепенного расселения славян на восток,
многовекового соседства, взаимного обогащения культуры и языка, причем в результате
этого процесса распространялись русский язык и русская
культура.
Влияние восточных славян испытывала на себе и мордва, особенно эрзя. Видимо,
от мордовского племенного названия эрзя произошло
название Ердзянь, русская Рязань.
Что касается северо-востока ( перми, печоры, югры ), то появление здесь русских
следует отнести ко времени не позже X - начала XI вв., т.е.
славяне уже в X в. доходили до Печоры, Югры и гор у Лукоморья ( Урала ). Славянское
влияние ощущается и среди мари ( черемисов, цармисов ), и
камских, или волжских булгар, и в Хазарии. Обрусело булгаро-хазарское население
степей Подонья. Белой Вежей стала после взятия ее киевским
князем Святославом хазарская крепость Саркел, превратившаяся в ремесленный
и торговый центр, город.
В Поднепровье, на территории Днепровского Левобережья и в Посемье славяне
ассимилировали древнее ираноязычное население. Это были
аланы - "ясы" русских летописей, потомки сарматов. Несомненно влияние
славян на более позднее кочевое и полуоседлое население степей и
лесостепной полосы. В 30-е гг. IX в. в степях появляются кочевники венгры
( мадьяры ). Выходцы из прикамья, ближайшие родичи югров ( хантов и
манси ), венгры долгое время соседствовали с восточными славянами. Печенеги,
торки и берендеи обосновались в Поросье, под влиянием русских
переходя к оседлости.
К Руси, несомненно, тяготели так называемые половецкие города: Балин, Чешуев,
Сугров и Шарукань. В связи с тем, что эти города населяли
в основном христиане, то понятна их духовная близость к русскому народу. Славянское
влияние распространялось на Тамань, Северный Кавказ, где
кабардинцы усвоили русскую письменность. На самом юго-западе Руси, в междуречье
Днепра и Прута, восточные славяне смешивались с
романизированными потомками древнего гетодакийского населения края. Это были
далекие предки влахов.
Каковы же были славяне, наши далекие предки? По описаниям древних историков,
они были бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая
непогоду, свойственную северному климату, они сносили голод и всякую нужду:
питались самой грубой, сырой пищей. Славяне удивляли греков своей
неутомимостью и быстротой. Они мало пеклись о своей наружности, считая, что
главной красотой мужчин является крепость тела, сила в руках и
легкость в движениях. Греки хвалили славян за стройность, высокий рост и мужественное
приятное лицо. Это описание славян и антов оставили нам
византийские писатели-историки Прокопий Кесарийский и Маврикий, знавшие их
еще в VI веке.
Византийские авторы не упоминают ни об одном из славянских полководцев, хотя
наши предки громили легионы и крушили Римскую империю
с востока. Славяне сражались не стеной, не сомкнутыми рядами, а рассеянными
толпами и всегда пешими. Чрезвычайная храбрость славян была
известна всем. И не случайно, что в сражениях за другие страны и народы славян
ставили всегда впереди основного войска. Древнее славянское
оружие состояло из мечей, дротиков, стрел, пропитанных ядом, и больших, тяжелых
щитов.
Византийские сочинения VI в. оставили свидетельства о жестокости славян, но
эта жестокость была в духе того времени, так как к пленным
славянам более цивилизованные тогда народы ( римляне, греки и др. ) тоже относились
варварски. Но славяне, воинственные духом, всегда
оставались добродушными. Они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю
простоту нравов, неизвестную грекам того времени. С пленными
славяне обходились дружелюбно, всегда назначали им срок наказания, отпускали
их на волю за определенный выкуп или жили с ними "в свободе и
братстве". Столь же единогласно древние авторы свидетельствуют о гостеприимстве
славян.
Целомудрие не только славянских жен, но и мужей считалось нормой жизни. Славянки
ходили иногда на войну с отцами и супругами, не боясь
смерти. Так, при осаде Константинополя в 626 г. греки между убитыми нашли
много славянских женщин.
Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами обидчиков,
ибо славяне, подобно другим языческим народам,
стыдились забывать обиду. В случае убийства не только сам преступник, но и
весь его род беспрестанно ожидал своей гибели от детей убитого,
которые требовали крови за кровь.
Говоря о полянах, Нестор пишет об их кротости, стыдливости жен, образованности.
О древлянах же он говорит уже не так лестно, это и
понятно: Нестор сам был выходцем из племен полян. Он пишет, что древляне имели
дикие обычаи, что они не знали браков, основанных на взаимном
согласии родителей и супругов.
Славяне в основном занимались скотоводством и земледелием. Питались просом,
гречихой, молоком, любили мед.
Венеды ( славяне ), как повествует древнеримский историк Тацит, едва закрывали
свою наготу. Еще в VI в. славяне сражались без кафтанов,
некоторые даже без рубах, в одних портах. Шкуры лесных и домашних зверей согревали
их в холодное время. Женщины носили длинное платье,
украшения из бисера и металла, добытых на войне или выменянных у иностранных
купцов.
Славяне видели творения греков и римлян, но и сами они имели некоторое понятие
об искусстве. Он вырезали на дереве изображения
человека, птиц, зверей, раскрашивали их. Известна любовь славян к музыке (
музыкальные инструменты - гусли, волынки, гудки, дудки ). Народными
играми и потехами славян были борьба, кулачный бой, бег взапуски.
Еще не зная грамоты, славяне имели некоторые сведения об арифметике, хронологии.
Домоводство, война, торговля приучили их к
многосложному счислению. Наблюдая времена года, они, подобно римлянам, делили
его на 12 месяцев: просинец ( январь ) - от синевы неба; сечень (
февраль ); сухий ( март ); березол ( апрель ) - от березовой золы; травный
( май ); изок ( июнь ) - от какого-то древнего названия птички; червен ( июль
)
- не от красных ли плодов и ягод?; зарев ( август ) - от зари или от зарницы;
рюен, или ревун ( сентябрь ) - от рева зверей; листопад ( октябрь ); груден
(
ноябрь ) - от груд снега или мерзлой грязи; студеный ( декабрь ).
Сначала у славян, как сообщает Н.М. Карамзин, правление было народным, затем
превратилось в "аристократическое". Первыми правителями
были военные вожди. Затем власть перешла к боярам, князьям, панам, жупанам,
королям ( кралям ). Византийские летописи в 764 г. упоминают о
боярах, вельможах - главных болгарских чиновниках. Слово "князь",
очевидно, родилось от слова "конь", а возможно, и от "каган"
( восточное слово )
или от немецкого "кониг".
Но древние бояре, воеводы, князья, паны, жупаны и даже славянские короли зависели
от воли соплеменников. Эти почетные звания -
древние славянские. Еще в договоре с греками в 911 г. Олег упоминает о великих
русских боярах, да и само слово "князь", данное нашими предками
Рюрику, думается, не могло быть новым и означало знаменитый, воинский или
гражданский сан.
Известно, что славяне сначала поклонялись творцу молнии, а затем идолам. Истуканы
считались не образами, а телами богов. Между добрыми
богами более всего славился Святовид, который находился в городе Аркон, на
острове Рюген. Он предсказывал будущее и помогал на войне. Но
народ поклонялся еще трем идолам: Рюгевиту, или Ругевичу, - богу войны, Поревиту
( у него было пять голов, но он был без оружия ) и Поренуту ( с
четырьмя лицами и пятым - на груди ), он считался богом времен года. Главным
идолом в городе Ретр был Радегаст, бог странноприимства ( так как
славяне всегда были рады гостям ). Сива, а возможно Жива, считалась богиней
жизни. Главный храм ее находился в Рацебурге.
На Руси до введения христианской веры первое место занимал Перун - бог молнии.
Летописцы называли еще идолов Хорса, Дажебога,
Стрибога, Самаргла, Мокша, Волоса. Бог веселья, любви, согласия и благополучия
именовался на Руси Ладо. Восточные славяне охотно
присоединяли к сонму своих богов еще и богов соседей. Поклонялись наши предки
и Купале - богу земных плодов ( 23 июня ). Русские язычники 24
декабря славили Каляду - бога торжества и мира. Святочные игры и гадания,
оставшиеся от язычников, на многие века вошли в традицию славянских
народов.
Славяне любили знамена и почитали их в военное время святее всех идолов. Обычно
печальные обряды у славян завершались веселым
торжеством. Славяне на Руси - кривичи, северяне, вятичи, радимичи - над умершим
творили тризну: совершали поминальное пиршество, показывали
свою удаль в разных воинских играх. У славян преобладало трупосожжение с захоронением
в курганах.
Язык славян греки в VI в. находили весьма грубым. Древнейшим памятником письменности
является Библия, переведенная на славянский
язык Кириллом и Мефодием в IX в. Но уже в Библии имеется много заимствованных
у греков слов и выражений.
Язык восточных славян - предков русских, украинцев и белорусов - долгое время
( до XIII в. ) был единым. Но под влиянием внешних и
внутренних факторов он видоизменился. Уже в древнерусском языке имелись десятки
тысяч слов, но к древнему, общеславянскому языку восходит не
более двух тысяч. Новые слова либо образовались из общеславянских, либо являлись
переосмыслением старых, либо были заимствованы.
С незапятных времен русских людей интересовал вопрос о происхождении названия
их Родины - Русь, Россия и само название народа -
русский, русские. До сих пор ученые высказывают различные точки зрения, но
истину установить пока не удалось.
Искали ответ и за рубежом. Предполагали, что термин "Русь" пошел
от норманнов ( средневековое название народов Скандинавии ) или
финнов. Но отечественные исследователи М.Н. Тихомиров, С.В. Юшков, Б.Д. Греков,
А.Н. Насонов, Б.А. Рыбаков, А.С. Тивериадский, А.И. Попов, В.В.
Мавродин и другие представители антинорманнистского направления, опровергая
эту точку зрения, выдвинули свои предположения.
Слово "Русь", по-видимому, восходит к очень древним временам, и
если когда-то оно и не было именем собственным страны и народа, а имело
какое-то смысловое значение, то уже в эпоху образования Киевской Руси его
первоначальный смысл был забыт.
Нестор и другие летописцы, как известно, связывают происхождение Древнерусского
государства с норманнами-варягами. Возможно, в
Скандинавии, откуда пришли Рюрик, Синеус и Тревор, действительно, была страна
или область Русь и народ русы. Но, как считают
историки-антинорманнисты, термин "Русь" - не скандинавский. В рунических
надписях и в древнескандинавской литературе наша страна называется
Гардар, или Гардарик, т.е. страна ( царство ) городов. "Россия"
- термин сравнительно поздний, взятый не из живой, а из книжной речи и вошедший
в
обиход в скандинавских языках лишь в XIII - XIV вв. В этом случае не может
быть сомнений в том, что термин "Россия" пришел в Скандинавию из
Руси
славянской. Ни на какое племя или народ "русь" в Скандинавии ни
один источник средневековой Европы не указывает.
Есть мнение, что Русь - коренная земля восточных славян, область среднего
Приднепровья. Б.А. Рыбаков именует Русью небольшую область
в виде треугольника, основанием которой является Поросье, т.е. течение реки
Рось и ее притока Росава, вершиной - Киев, а одной из сторон - правый
берег Днепра.
Следует также иметь в виду, что встречаются оба термина "русы" и
"росы". Например, в восточных источниках господствуют термины "русы",
в византийских - "росы", в западноевропейских - "русы",
хотя встречаются и "рос", и "росы". Что касается русских
источников, господствует
наименование "русский", "Русь", хотя встречается и "росьский"
( "Правда Росьская" ).
Корень "рус" отложился в топонимике севера, в районе Старой Русы,
- Порусье, Околорусье, Старая Русса. Название "русы" - "росы"
в
основе могло иметь название реки, однако ряд историков связывает происхождение
Русь с севером. И у них есть свои веские доказательства. Первой
столицей Руси они считают Новгород.
Некотоорые ученые в наше время принимают высказанную относительно недавно
гипотезу русского ученого В.А. Брима о возможном
одновременном существовании термина "русь" ( Русь на севере ) и
термина "рось" ( рось на юге Восточной Европы ). При этом северное
"рус" отнюдь
не обязательно связывать с норманнами. Весьма возможно балтийское происхождение
ряда названий с корнем "рус" - "русс" в районе Мста -
Ильмень
- Волхов ( озеро Пруса, река Прусыня, озеро Врусское, река Русская ) и других,
имеющих много общего с топонимикой в районе устья Немана. Если
учесть балтославянские связи и широкое расселение балтов на территории Восточной
Европы, эти наблюдения заслуживают внимания.
Подводя некоторый итог до конца не решенному вопросу о происхождении и распространении
названий "рос" - "рус", мы приходим к выводу,
что уже в очень далекие времена, в период зарождения Русского государства
и составления древних летописей, этот термин в источниках
закрепляется за восточными славянами, русами, русичами, русскими.
В заключение этой главы остановимся на разделении Древней Руси ( по В.Н. Татищеву
). Деление, при современном уровне знаний, не
бесспорно, но интересно.
1. Великая Русь.
Границы: на севере - с Финляндией до Белого моря, на востоке - с юграми до
реки Двина, далее до Поясных ( Уральских ) гор, на юге - с
Белой Русью до реки Волга и устья реки Медведица, на западе - с Литвой и Пруссией
по Балтийскому морю до Мемеля.
Престол был в Гордорике, ныне Старая Ладога, затем в Новгороде Великом.
Герб Великой Руси. Изображен стоящий мужчина, подобно Геркулесу держащий перед
собой дубину, на заднем плане - ворота с тремя верхами,
а в каждых воротах - снова мужчмны с дубинами.
2. Малая Русь.
Прежде именовались Поляне, затем просто Русь. Границы Руси: на севере - по
реке Угра с Белой Русью, на востоке - по верховьям Донца и
Оки с половцами и печенегами, на юге - с Таврическим Херсоном, с хазарами,
на западе - по реке Горынь с Червонной Русью и по реке Береза, далее
с Черной Русью. Престольным городом был непременно Киев. Хотя Нестор говорит,
что первым владетелем столицы был Кий, но это, как утверждает
В.Н. Татищев, "...более почесть за вымысел для закрытия неведения древности,
которое отличается тем, что Киев был весьма давно. Другое, народ
словенский до Христа в сих местах обитал, то без князя быть не могли".
3. Белая Русь.
Именовалась по-разному: Поле, Меря, Мурома и Крев, или Верховье. Границы Белой
Руси: на севере - с Великой Русью по Волге, на востоке -
до югров, так как Вологда принадлежала Ростовскому, а затем Ярославскому княжеству
и простиралась по Волге до устья реки Ока, на юге - до Оки, с
Рязанским княжеством, мордвой, булгарами, далее по реке Воронеж. Престол был
в разных городах, включая Ростов, Суздаль, Владимир, Москву.
4. Червонная Русь.
Наименование от города Червени. Границы: на севере - по реке Припять с Черной
Русью, на востоке - по реке Горынь с Малой Русью, на юге
- до Дуная с болгарами и венграми, на западе - с Польшей.
5. Черная Русь.
В русских древних историях Черная Русь не упоминается. Впервые это название
встречается при царе Алексее Михайловиче. Границы: на
севере - с Литвой до реки Вилия, на востоке - до Днепра или Березы, на юге
- до Припяти с древлянами, на западе - до Буга.
(Из книги Б.Г. Пашкова "Русь. Россия. Российская
империя. Хроника правлений и событий 862 - 1917 гг." )