СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. В ЕДИНЕНИИ СИЛА.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Общество любителей древности

Улица из прошлого в настоящее

Исследовательская работа учащихся 8 "г" класса муниципальной общеобразовательной средней школы № 8 г. Старая Русса Екатерины Сергеевой, Оксаны Фёдоровой, Ольги Юрочко.

Руководитель: М. Н. Тихонова. 2000 г.

Мы “новь с тобой знакомой улицей идем

И осень стелет под ноги ковром.

Там, где с Полистью обнялась Порусья.

Тебе, мой милый город, поклонюсь я.

За боль и радость, и вечный непокой

Тебя мы любим, город наш родной.

Е. Князева.

Слово улица появилось на Руси очень давно (уже в Х – XI веках). В Старой Руссе много улиц, которые сейчас переименовываются. Мы вспоминаем прежние их названия. Нужно сберечь имена улиц, в которых отражена история страны, как советского времени, так и дореволюционного. Названия улиц – своего рода памятники истории. Они несут информацию о прошлом, учитывают природные и градостроительные особенности.

Мы хотим узнать историю улицы, на которой стоит наша школа. Узнать о церквях, находившихся на этой улице. Какие из этих церквей сохранились до наших дней, если не сохранились, то почему; когда и кем были разрушены, что эти церкви из себя представляли? Очень хотим узнать о людях, которые жили на этой улице. В каких домах они жили, чем занимались? Хотим узнать о культурных ценностях людей, их традициях, для того чтобы сравнить быт людей, отношения их к окружающему миру, жизни, вере и сохранить этнокультурные ценности нашего народа.

Исследовательской работой по улице Крестецкой-Успенской отдельно никто не занимался. Мы – первые. Материалы и сведения мы собираем по крупицам. Авторы многих книг о Старой Руссе связывают историю нашего города с этой улицей. Например, Макарий, В. Пылаев и М. Полянский много в своих книгах пишут о церквях, стоявших на этой улице. Вязинин связал улицу с восстанием 1831 года. Но, исходя из этих материалов, полной картины истории улицы мы не смогли создать. Обратились в архивы Краеведческого музея и Дома-музея Ф. М. Достоевского. Работали с "Описью городского имущества на 1901 год". Кроме этого, мы проводили беседы с людьми, которые каким-либо образом связаны с этой улицей. Это жители нашего города: А. И. Лобанов, А. Д. Соловьёва, И. С. Сергеева, В. И. Богданова; использовали воспоминания А. В. Смирнова и А. Северовой. Эти источники помогают нам более ярко воссоздать историю улицы К. Маркса (бывшей Крестецкой-Успенской), но это очень сложная, кропотливая и длительная работа. Начали мы её в феврале 2000 года. Сейчас мы расскажем лишь о промежуточных результатах наших исследований. План нашей работы:

1. История названия улицы.

2. Архитектура ХIХ-ХХ веков:

а. Храмовая архитектура.

б. Гражданская архитектура.

3. Социальный состав жителей (знаменитости):

а. XIX век.

б. XX век.

4. Духовные ценности рушан.

До перепланировки города во времена Екатерины II в Старой Руссе было 46 улиц. Улицы составляли город, а их названия представляли особенности города. Эти названия рождались в трудовой деятельности человека. В плане города среди улиц имелись очень яркие, самобытные названия, которые в XVIII веке потерялись в новой планировке города. Особенностью нового плана являлась параллельность и перпендикулярность улиц, разбивших город на жилые кварталы и прямоугольники. Появились также улицы с новыми названиями. Теперь развитие города происходит около стержневых улиц. Это главные улицы, создававшие облик города: Петербургская улица (потом Петроградская) – ворота города, улица Ленина, Крестецкая-Успенская улица. По имеющимся у нас материалам, мы пришли к выводу, что названия улиц Крестецкая и Успенская до XVIII века не существовали (анализ плана Старой Руссы XVII века). Они появились лишь благодаря новой планировке.

Улица Крестецкая-Успенская делилась на две части. Одна часть улицы называлась Крестецкой, т. к. здесь находилась Крсстецкая застава на ручье Войе при выходе из города по направлению к Крестцам. В начале XIX века в городе были созданы военные поселения. Жизнь в них была тяжелой, и в 1831 году в Старой Руссе вспыхнуло восстание поселян. Инициатором и руководителем стал 10-й рабочий батальон. Две колонны военных рабочих направились в центр по улицам Крестецкой и Александровской, к ним примкнула часть мещан. Это восстания было подавлено, а виновники жестоко наказаны. Па этой же улице находилась церковь Успения Божьей Матери. Именно эта церковь дала второе название улице – Успенская.

Природа дарила человеку моменты, ощущения единения с миром. Город, обособившийся от неё, возникший как противопоставление деревне, всё же веками существовал рядом с естественной, неокультуренной средой. Рушанина в равной мере формировали и окрестности, особенно ближайшие. Строители и зодчие учитывали, что пространство учитывается во всей полноте и, прежде всего, в движении. Всё это соединилось и сочеталось в церквях на улице Крестецкой-Успенской. В XIX веке на этой улице стояло 5 церквей: Знаменская, Александро-Невская церкви; церкви Успения Божьей Матери, Жён Мироносиц, Животворящего Креста и Ильинская часовня. На углу улиц Крестецкой и Троицкой, рядом со Знаменской церковью стояла Троицкая.

Почти при самом въезде в город по Крестецкому тракту красиво возвышались две церкви с колокольнею. Это храмы Успения Божьей Матери и Жён Мироносиц. Церковь Успения Божьей Матери располагалась на возвышенном месте. Она первоначально находилась в бывшем Богородицком женском монастыре, когда же именно построена неизвестно, как неизвестно когда и монастырь основан. Из грамоты Великого князя Иоанна Васильевича, жалованной горожанам, он подтвердил грамоты отца, деда и прадеда своего, Великого князя Дмитрия Ивановича Донского, давшего уже существовавшей в его время церкви во имя Пресвятой Богородицы, пожню, называемую Богородицкую. Отсюда очевидно, что женский монастырь и Успенская церковь в нём во второй половине XIV века уже существовали. Успенская церковь была разорена литовцами в 1609 году, шведами в 1614 году, но уцелела. В 1727 она сгорела и перереставрированна только в 1753 году собственным иждивением старорусских посадских людей: Даниила Бычатина, Трофима Панова и Фомы Герасимова. 20 сентября 1878 года с благословения преосвященного Варсонофия, указом новгородской духовной консистории разрешено строить новый каменный храм (т. к. старый сгорел). Этому новому храму по изяществу его архитектуры и внутренней отделки принадлежало, бесспорно, первое место между церквями в городе в конце XIX – начале XX вв. Но во время Великой Отечественной войны этот каменный храм был разрушен и не восстановлен.

В XX веке, в первые месяцы существования советская власть лишила церковные организации прав юридического лица, запретила им иметь собственность и объявила всё принадлежащее им имущество "народным достоянием". Государство упрощало ходить в церковь, учить детей верить в Бога, крестить. Закрывались многие храмы. Церкви использовались не по назначению. В конце 1923 года Исполком Старой Руссы отбирает у верующих храмы. Мотивы: "Как более всех безопасное и пожарном отношении, а также... как имеющая крепкие запоры и оконные решетки". Троицкую церковь было решено "использовать для размещения государственного хлебною фонда. В Знаменской церкви расположился кинотеатр "Атеист". Таким образом, человек показал своё неуважение к святыне. После Великой Отечественной войны многие разрушенные храмы не восстанавливали. На улице Карла Маркса (бывшей Креетецкой-Успенской) осталась лишь одна Троицкая церковь. Много лет спустя на месте, где стояла Успенская церковь, построили школу № 8. А там, где когда-то стояла часовенка с чудодейственным крестом сейчас находится жилой дом (бывшая "Домовая кухня"), На месте церкви Александра Невского расположен парк. И следствием всего этого явилось то, что когда-то одна из главных улиц города стала ничем не примечательна.

Архитектурные традиции церковного зодчества почти полностью исчезли. Нам бы хотелось возродить исчезнувшие страницы прекрасного былого.

На улице Крсстецкой-Успенской были не только культурные здания, но и гражданские. XIX и начало XX века славились своим разнообразием форм строений. В это время строили в основном из дерева. В XIX веке дома стали возводить несколько сдержаннее по архитектурному убранству. Но светские постройки сохранили романтические черты; например, дом Герасимовой или дом Беляева. Последняя треть XIX века "выдала" здания, отвечающие развитию промышленности. Разнообразие достигалось выделением главного входи, возвышающимся фронтоном, как в доме Петрова на Крестецкой.

В начале XX века назначение и масштабы строительства привели к модерну – более свободной трактовке форм. Стёрлись последние черты местных архитектурных особенностей. Здание, строящееся как реальное училище (1911-1914 гг.), отличают увеличенные размеры окон с неоготическим завершением по третьему этажу. Фронтон в центральной части корпуса, разнообразные по формам и размерам окна. Полностью строительство здания было закончено после 1917 года. Само Старорусское Алсксеевское реальное училище действовало до 1918 года. В 1919 году известный художник Сварог B. C. организовал в этом здании Народный дом, где создает картинную галерею. В 1955 году здесь был организован Старорусский вечерний лесотехнический техникум. А в 1958 году он был переименован в Старорусский вечерний механический техникум. В марте 1994 года техникум стал Старорусским политехническим колледжем НовГУ имени Ярослава Мудрого.

Итак, в течение XIX и XX веков стили строительства зданий постоянно менялись. И уже в конце XX столетия появились кирпичные многоэтажки, но тогда их было очень мало, в основном улица состояла из двухэтажных деревянных домов.

Немногие строили из кирпича, но кирпичные здания были; например, на перекрестке Троицкой и Крестецкой улиц стоял в XIX веке (да и сейчас стоит) дом купца, выстроенный из камня, а решетки балкона в этом доме сохранились в первозданном виде и в наше время.

К сожалению, до наших дней дошло немного зданий гражданской архитектуры XIX века. Но стоит улица, умудрённая жизнью, знающая себе цену, скромная и традиционно гостеприимная.

Проанализировав материалы различных источников, мы составили схему улицы, разместив на неё жилые кварталы. Нам удалось выяснить, что основную часть населения Крестецко-Успенской улицы в начале XX века составляли мещане. Жили здесь и военные. Мы предполагаем, что многие из них являлись потомками военных поселян, т. к. в прошлом в Старой Руссе были военные поселения. Это предположение мы хотим проверить, работая с более ранними источниками. На Крестецкой улице стояли дома купцов, священнослужителей, чиновников местных органов управления. Многие почётные граждане города жили также на этой улице. Это: Дьячкова Елизавета Ивановна – вдова городского головы Дьячкова И. И.; А. Северова – кандидат биологических наук (её дом стоял на Успенской, 13); Соловьева Калитолина Петровна; Балахонцев Пётр Васильевич; Василевский Станислав Станиславович – дворянин.

Дома на улице Успенской стояли как деревянные, так и каменные (большие – в несколько этажей). Кроме частной застройки, были здания общественного назначения: аптекарский пункт, здание Городского Общества, Александровское реальное училище.

Селились на ней люди, в основном, имеющие большой достаток. Очевидно рушанину в XIX – начале XX в. было престижно поселиться здесь. Из этого мы сделали вывод, что эта улица играла важную роль в жизни города, занимая центральное место.

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ