|
Общество любителей древности ЛЯХОВИЧИ: СТАРОРУССКАЯ ДЕРЕВНЯ – СТАРШЕ МОСКВЫ! "Среди лугов, дубрав и пашен Стоит родимое село. Здесь знаю каждую тропинку, Здесь мне родиться повезло". ЛЯХОВИЧИ - по времени документального упоминания в источниках - один из самых почтенных населённых пунктов области, которому исполнилось 865 лет. Эта деревня старше Москвы и ещё целого ряда русских городов. Название её, всего вероятнее, происходит от имени-прозвища "Лях - Лех" - поляк. Ляховичи - наследники первого устойчивого поселенца и владельца этих мест Ляха. А сам он появился здесь в 1134 году. В грамоте князя Всеволода о передаче земель Юрьеву монастырю сказано, что князь дал "Святому Георгию" - обители - "Терпужьскый погост Ляховичи с землёю, и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ловища на Ловати на низ под конец Водоса". Центром погоста была дер. Теребыни. Здесь до наших дней сохранилась группа сопок, подтверждающих устойчивое заселение этих мест примерно с VIII века. Не обошли Ляховичи и набеги литовцев, которые разоряли деревни всей округи. Вот как об этом пишет одна из летописей: "1210 год. Литовцы опустошили всё междуречье от реки Редьи до деревни Ходыни, не дойдя всего 30 вёрст до Руссы". Наряду с Ляховичами ближними к Пинаевым Горкам деревнями являются Тарасино, Дроздино, Ходыни, Шотово, Зуевы Горки, далее Будомицы, Подолжино, Рахлицы, Старая Пересса, Погостище. Последняя всем своим названием подчёркивает особую древность этих мест. Около 1495 года описание волости Юрьева монастыря в Черенчицком погосте Курского присуда начиналось с деревни Горка. Затем перечислялись деревни Птицыно, Речица, Моклоково, Козлово, Бобошино, Усть-Робьи (Заробья?). И только за ними - Ляховичи. Места в округе богатейшие – кругом лес, где водилась дичь, река, полная рыбы, пойменные земли Ловати позволяли эффективно заниматься земледелием. Всё это привлекало сюда на жительство людей. В Старорусском краеведческом музее первое упоминание о деревне Ляховичи относят к 1831-1859 годам, когда на территории Старорусского уезда создавались военные поселения. Но свою историю военные поселения начинают с 1810 года, когда в деревни Климовичского уезда Могилёвской губернии был водворён на жительство мушкетёрский батальон. Однако, они были созданы ещё в 1649 г. в Сумерской волости, приписанной к Старорусскому уезду. Но широкое распространение поселения получили лишь после Отечественной войны 1812 года. Создавались они в целях увеличения военных сил без затраты снабжения в мирное время, избавляя от рекрутских наборов. 16 февраля 1824 года царь Александр I подписал указ о введении в Руссе военных поселений, и всё перешло в руки военных. Думу Старорусскую распустили, Земство ликвидировали, остался городничий Морковников, он же агент Аракчеева. Три десятилетия существовали военные поселения в здешних местах. Обычным явлением становились каменные церкви и часовни. В Ляховичах, к примеру, квартировал 13-й артиллерийский полк. В это же время в деревне была образована ямщицкая станция. Отсюда и название одного из мест - Постойна, значит постоялый двор. Кстати, на этом месте наш житель Александр Павлович Крыжановский собрал прекрасную коллекцию старинных монет 1728-1731 годов, есть в ней и екатерининские монеты. Им также было найдено пушечное ядро и очень красивый медный подсвечник, переданы они в школьный музей. В Ляховичах было 6 улиц. Интересны их названия: Финляндия, Кукуй, Передняя, Задняя, Поповка. ХОРОША БЫЛА ДЕРЕВНЯ! Задолго до революции насчитывалось 150 домов, почитай в каждом по 6 человек. Вот сколько народу жило. Дома стояли большие, богатые. Самыми маленькими считались те, у которых на улицу выходило 4 окна. У каждого дома имелся сад, яблонь этак по 60. Яблок каждый год рождалось вдоволь. И сушили, и тяпку делали по такому рецепту: "Яблоки и клюкву варили в глиняных квашнях и заливали свекольным рассолом". Ели без сахара. Лишние яблоки продавали или обменивали на одежду, другие товары. Особенно бойко шла торговля с Демянском. В Демянск везли яблоки, а назад - горшки. Были в Ляховичах и двухэтажные дома, две школы: средняя и начальная, льно-, зерно- и картофелепункты, молокозавод. Помимо этого - два магазина и своя чайная. В 1906 году была открыта бесплатная народная БИБЛИОТЕКА. 27 июня 1996 года ей исполнилось 90 лет. Первоначально фонд составлял 716 томов и распределялся следующим образом: духовного содержания - 60, словесности - 327, истории и биографии - 102, географии - 84, естественные науки и медицина - 36. Выписывался экземпляр местной газеты. Общее число посетителей составляло 55 человек. Среди них: духовенство - 2, учителя - 5, учащиеся - 17, крестьяне - 27, мещане - 3. За 1908 год приобретено 77 экземпляров книг на общую сумму 36 руб. 53 коп. Грамотных людей в деревне было много. Кто хотел, отправлял своих детей учиться в Старую Руссу, в Санкт-Петербург. На территории деревни было 2 погоста - старый и новый. А как известно, где был погост, там была церковь или часовенка. Деревянная часовня не сохранилась. Её, как вспоминают старожилы, разобрали на постройку дома. А вот следы от старого кладбища остались. Кресты, могилы, которые в 1995 году кому-то понадобилось раскапывать. Река Ловать весной разливалась, топила луку и, по-видимому, кладбище. И поэтому, на высоком месте сделали новое кладбище. В конце прошлого века в Ляховичах была построена прекрасная каменная церковь на деньги местного купца. Стояла она в центре деревни на самом высоком месте, окружённая садом. Издалека виднелась на много вёрст кругом. Но пережить войну ей не удалось. Единственное, что от церкви осталось – это старинная арка, вся израненная снарядами. Приход церковный был большой. Ляховичскую церковь посещали жители деревень Маклаково, Медведово, Пинаевы Горки, Кузьмино, Тарасино, Гряда. Коренная уроженка деревни Ляховичи Вера Сергеевна Смирнова помнит священников, которые служили в церкви. Это Новорусский отец Василий, который около неё и похоронен. В Памятной книжке по Новгородской губернии зафиксировано, что церковь в Ляховичах Старорусского уезда построена в 1880 году, посвящена пророку Илии, называлась Ильинской. Долгие годы в ней служил священник Василий Васильевич Новорусский. Его фамилия значится в метрических книгах церкви с 1904 года, он же проходит и в Памятной книге за 1916 год. В 1904-1907 годах в церкви служили дьякон Иоанн Шотовский и псаломщик Алексей Мудров. Климовский отец Константин репрессирован в 1938 году. Когда церковь прекратила службы, в ней открыли клуб. Молодёжь сначала боялась посещать его, но потом привыкла, да и собираться вместе негде было. Вера Сергеевна Смирнова прожила в деревне Ляховичи почти 90 лет. Работала на молокозаводе, сейчас на пенсии. Сама из зажиточного рода Бармаковых. Семья была настолько состоятельной, что в своё время её отца Сергея Ивановича родители отправили в Санкт-Петербург учиться на портного. Потом всю жизнь он портняжничал в Ляховичах и вовсей округе. Имел свой красивый дом, хозяйство, состоящее из коров, 3-х лошадей, овец, свиней. Украшением усадьбы, как и у всех, был прекраснейший сад. После революции семью раскулачили. Такая же участь постигла и две другие семьи - Меншутиных и Зиньковых. Из последней в деревне никого не осталось, но потомков, вероятно, можно отыскать в Санкт-Петербурге. А вот род Меншутиных прекратился. Первым председателем совхоза "Кузьмино" был Орлов Виктор Иванович. Это был смелый и решительный человек, умело организовавший новую жизнь в деревне, хотя и нелегко она давалась. Люди в деревне жили богато, много было зажиточных семей. Но жизнь не стояла на месте. Война нарушила все планы и привычную жизнь деревни. Фашисты не пощадили Ляховичи. Поэтому, возвращались после войны жители в разрушенную и сожжённую немцами деревню. Героическим трудом они её восстанавливали, строили дома, копали землю. Сейчас в Ляховичах сохранились улицы: Задняя, Передняя, Большая. Дома, в основном, рубленые, обшитые тёсом. Есть в деревне магазин, библиотека, клуб. Жители занимаются выращиванием картофеля, держат коров, овец, поросят. А вот садов почти не осталось. Суровая зима 1978 года сделала своё чёрное дело, деревья погибли. Коренные жители современных Ляховичей: семьи Сынковах, Чагиных, Орловых, Смирновых, Александровых, Матузовых. Всего сейчас в деревне проживает 172 человека. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Вязинин И. Н. Старая Русса в истории России. - Новгород, 1994. 2. Границы, население, города Новгородской губернии. - Л.: Лениздат, 1972. 3. Даты городов и сёл Новгородской области. - Новгород, 1994. 4. Сто новгородских сёл. Памятники-символы Родины. Вып. 2.- Новгород, 1991. 5. Кондратьев А. "Держи меня, соломенка, держи".- Старая Русса. - 1997.- 10 июня. 6. Ольгина Е. Здесь моя сторонка, здесь мой дом родной. - Старая Русса. - 1996.- 4 апр. 7. Сергеева Н. С. По долгу памяти и сердца. - Старая Русса. - 1997.- 15 июля.
Старорусская ЦБС Методико-библиографический отдел ИЗ ИСТОРИИ СТАРОРУССКИХ
ДЕРЕВЕНЬ Составитель: ШЕДОВА Е. А.,
вед. методист ЦБС. Старая Русса, 2000 г. |
|