[] [ ]
[ ]
[ ]
[ССЫЛКИ]
] [ |
|||||||||
[СТАТЬИ
И ОЧЕРКИ] [ ] [ ] ]
[ ]
[КОНФЕРЕНЦИИ]
|
Есть у каждого свое Бородино"! ИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К ПРЕМИИ "ПОДВИЖНИК-2001" Леонид Иванович Кириллов – директор старорусского муниципального Детского дома "Надежда" – живет по велению сердца. Задумавшись о несправедливостях жизни, пошел молодой учитель добровольцем в угрозыск, стал оперуполномоченным, чтобы бороться с нечистью и временщиками. И даже стал старшим "опером" и получил звание "лучшего по профессии". Но именно здесь осознал, что борется со следствиями, а не с причинами и что жизнь смогут изменить в лучшую сторону только дети - будущие хозяева окружающего мира, если будут точно знать откуда и куда идут. Вот тогда и вернулся он к детям, в интернат. Уже навсегда. А вообще-то он из репрессированной в свое время семьи (прадед был в Латвии землевладельцем), посему родился в Красноярском крае в маленьком селении Бородино. По этому поводу он впоследствии напишет символическими стихами: "Есть у каждого свое Бородино…" Вот и по сей день 47-летний директор, отстаивая истоки и моральные принципы, идет в жизнь как в бой. Потом были Латвия, Украина, Забайкалье… После армии бывший командир отделения танковой дивизии поехал в Новгород, где окончил Пединститут, учительствовал в сельских школах Старорусского района. Здесь, к земле "старой России" и прикипел он всем своим сердцем. Есть в осанке Леонида Кириллова какая-то основательность, устойчивость – те качества, которые столь необходимы в наше распадающееся время. А за работу всегда берется со всей энергией, вдохновенно. Сразу намечая высокую цель, к которой стремится без устали, объединяя и зажигая сердца многочисленных единомышленников своими грандиозными планами. Так, когда возглавил детский дом, сразу решил сделать его идеальным, "на уровне мировых стандартов", а может и выше. С учетом, конечно, нашего, российского менталитета. И сделал, создав огромный план ремонта и переустройства, выбивая средства у местных чиновников (известна его акция по выводу в международный День защиты детей всего коллектива своих воспитанников с плакатами "Дайте крышу над головой", в результате чего была отремонтирована крыша здания), находя специалистов, подключая энтузиастов, используя дружественные связи с иностранцами. Вот и немецкая делегация из города Целле, посетившая однажды Детский дом "Надежда", восхитилась условиями жизни воспитанников: разнообразием и просторностью функциональных помещений ("Нам неизвестно какое либо подобное учреждение в Германии, которое могло бы сравниться с этим", - заявили они в своем отчете), квалифицированным персоналом, самой концепцией воспитания и обучения. Действительно, у Кириллова медики используют в работе компьютеры, детский музыкальный коллектив завоевывает дипломы и призы на всероссийских конкурсах, воспитанники имеют свою базу отдыха у озера Ильмень, а по прямым связям с курортом "Старая Русса" многие дети из глубинки лечатся, проживая этот период в детском доме. Традицией стали и поездки делегаций воспитанников за рубеж по программам обмена. Кажется, остается почивать на лаврах. Однако Кириллов проводит опросы детей и выясняет, что прекрасные условия, добросердечный и квалифицированный персонал и даже оригинальная система разбивки дома на отдельные квартиры с "семейным укладом жизни" небольших коллективов детей, НЕ ПОМОГАЮТ. Дети признаются, что все равно хотели бы жить в настоящей семье, с папой и мамой. И Леонид Иванович круто меняет концепцию своего учреждения. Надо поддерживать не детские дома, а реальные семьи. Надо защищать семью с ребенком, надо помочь семье с малым чадом, надо, в конце концов, найти семью для несчастного ребенка. Если не своя, родная семья, то пусть будет хотя бы опека, попечительство, патронат, усыновление… И именно в этом должны помогать многочисленные муниципальные детские учреждения, борясь против сегодняшнего межведомственного положения семьи, когда милиционер, учитель, медик, представитель власти тянут по лоскутам конкретную семью, не видя ее отдельную значимость во благо всей страны. Должна быть объединяющая политика! А другого пути попросту нет! Фактически, Кириллов стал работать против налаженной было жизни своего же детского дома. И в этом весь Кириллов! Он не может изменить своей высокой цели: растить полноценных хозяев будущей счастливой жизни России. Кириллов создает концепцию "Реабилитационного центра по охране прав и защиты детства", которую начинает активно реализовывать. Принцип центра прост: каждая семья в округе должна иметь индивидуальный план сопровождения, суть которого – разнообразная помощь семье и ребенку. В центре создаются квалифицированные службы помощи: социально-психологическая, правовая, медицинская… Фактически, центр, готовя социальные паспорта территорий, будет заниматься профилактикой сиротства, являясь одновременно убежищем детей от насилия и бесправия. Кто же из детей будет тогда постоянно жить в Центре? "Скорее всего, проблемные дети с нарушенной психикой, с тяжелыми диагнозами, физические и умственные инвалиды, - говорит Кириллов, - но и они могут быть востребованы при правильной постановке дела". Он считает, что, поучившись в реабилитационном центре, любая женщина сможет взять на свое попечение инвалида детства. При доброй воле, конечно. Кириллов инициирует изменения в областной закон (№199-ОЗ от 10 мая 2001 года) по семейной политике. Теперь в нем есть понятия "патронатной семьи" и "патронатного воспитателя" и указаны принципы построения взаимоотношений между ними и властными структурами. Но, главное, "органы местного самоуправления… вправе поручать учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" целый ряд функций по подбору и подготовке приемных семей, оказанию любой помощи для адаптации в них ребенка, а также функций контроля, консультаций и подготовки необходимых для этого кадров. Теперь для приемных родителей предусмотрены финансовые средства в защищенных статьях бюджета. Старорусский реабилитационный центр будет официально открыт в сентябре 2002 года. Но уже сейчас Кириллов определил в семьи большинство своих детей, доведя их количество, проживающих в детском доме до 20 человек (когда он пришел работать в интернат их было 270). Он начинает переоборудовать и ремонтировать помещения, приглашает на работу новых специалистов под созданную концепцию. Свои усилия он объединяет с единомышленниками, в частности, с такой известной правозащитной организацией, как "Право ребенка", чтобы совместно выйти с законодательными инициативами в Госдуму. "Россия должна обратиться лицом к семье", - говорит Кириллов. Портрет Леонида Кириллова был бы половинчатым, если не сказать о другой стороне его мировоззрения, и связанным с ним иного подвижничества. Старая Русса может сыграть важную роль в единении России, потому что именно здесь находятся истоки и концы русской истории, считает рушанин Кириллов. Чтобы знать, куда идти, нужно знать откуда идем, посему следует восстанавливать историю и природу в умах и сердцах людей! И это не пустое рассуждение. Прекрасно знаю историю края, директор детского дома объединяет взрослых и детей (даже иностранцев!), чтобы срубить часовню на чудотворном святом Живоносном источнике, что находится на въезде в старинную Старую Руссу. Ту часовню, которая была утрачена в российском лихолетье. Он организует и проводит трехдневный турнир российских детских исторических клубов, во время которых были штурмы крепостей и преград, выстроенных вместе с Кирилловым. А сколько фольклорных вечеров прямо на природе, на берегу исторического озера Ильмень было проведено им! В 2000 году он инициировал программу возрождения лесов под названием "Дубрава", когда совместно с экологическими организациями дети подготовили саженцы дубов и заложили рощи в Южном Приильменье (именно там, где по указанию Петра I заготавливались дубы для галерного флота России). В 2001 году в "Дубраве-2001" уже участвовали не только дети, но взрослые. К нему, как к подвижнику, обращаются немецкие организации по поводу по поводу возвращения в Старую Руссу в местную церковь огромного золотого креста, украденного во время войны. А еще у него родилась идея воздвижения трех 6-метровых дубовых креста, объединяющих в единое пространство Старую Руссу, Санкт-Петербург и Москву. Они должны быть на месте Шелонской битвы в Велебицах (там, где Москва боролась против Новгорода), в устье реки Перехода и в самой Старой Руссе. Это примирительное крестовоздвижение, направленное на две российские столицы, имеет под собой глубокую историческую и символическую подоплеку, о которой обязательно расскажет автор, когда воздвигнет кресты вместе с единомышленниками. Ждать недолго: один крест уже готов, а место установки в Велебицах уже освящено церковью. Цельность натуры Леонида Ивановича Кириллова особенно хорошо раскрывается в самобытном литературном творчестве. Он пишет свою стихотворную версию о былинном Садко так, что московское Общество любителей российской словесности выпустило в свет его книгу, как "произведение современного устного народного поэтического творчества". В предисловии профессор Михаил Горбаневский отметил, что в поэме удачно соединились с опытом предков духовные искания и знания энтузиаста-краеведа, активного члена Старорусского землячества. Вот уже готова и своя версия поэмы о Василии Буслае, а также роман-обращение к бездуховному поколению "Ненависть и любовь", основанный на фактах жизни. И параллельно обговаривается передача и воздвижение поклонного креста и иконы Старорусской Божьей Матери в часовне Института федеральной службы погранвойск в Москве. А еще обговаривается сотрудничество с известным детским правозащитником Борисом Альтшуллером с целью законодательных инициатив в пользу детей России. А еще заключается договор с представителями немецкого города Целле об обменах детскими делегациями во время каникул. А еще разрабатывается новый туристский маршрут по родному краю. А еще ведется переписка по поводу передачb в местный музей самодельного посоха раненного во время войны немца, на котором вырезано по-немецки место ранения: Ильмень… Вот таков учитель, оперуполномоченный, писатель и краевед, неуемный и боевитый подвижник Леонид Кириллов. Можно, конечно, сидеть на печи и мечтать. Можно сделать дело, как требуется, и отдыхать. А можно так жить и работать, что не только окружающие люди, но и вся Земля закружится в хороводе. Потому, что "Есть у каждого свое Бородино"!
Владимир Исаков, |