[] [ ]
[ ]
[ ]
[ССЫЛКИ]
] [ |
|||||||||
[СТАТЬИ
И ОЧЕРКИ] [ ] [ ] ]
[ ]
[КОНФЕРЕНЦИИ]
|
“Доброта спасет мир”, — считают старорусские школьники У каждого времени — свои герои, свои идеалы. Мы грезим ими в юности, разочаровываемся с годами, снова ищем этот идеал. В чем он, в какой ипостаси является нам? Что он для нас - предмет подражания, обожания, поклонения? Что думают сегодня об этом те, кому через несколько лет придет пора вступать в активную взрослую жизнь? На кого они хотели бы походить, что для них само понятие идеала? Обратилась я с этим вопросом к учащимся Старорусской гимназии. Ответы их оказались весьма интересными, порой неожиданными. Отвечали учащиеся 7, 10 и 11 классов. СЕМИКЛАССНИКИ Как написал Александр Панов, у каждого поколения свои идеалы, но есть вечные ценности — любовь к Родине, доброта к людям. "Сейчас это может показаться не очень модным, но примером для меня являются герои Великой Отечественной войны - Зоя Космодемьянская, Марите Мельникайте, Галя Сорокина и другие. Мне запомнился рассказ о советских солдатах, накормивших своим обедом немецких детей. Я надеюсь, что через несколько лет смогу принимать участие в экспедициях "Долины", чтобы как можно меньше было неизвестных, не захороненных солдат. Это очень нужное и благородное дело". Защитник Отечества является идеалом и для Игоря Маркелова. "Человек должен быть сильным, мужественным, как Илья Муромец, который защищал Русь. Я очень хочу быть похожим на него" Почти во всех ответах — мысли о доброте, как самом нужном и прекрасном человеческом качестве. Той доброте, которой нам сегодня так не хватает в общении, отношениях между людьми. И дети это очень четко подмечают. Так, Катя Холопова написала о Сергии Радонежском, основателе и игумене Троице-Сергиева монастыря, активно поддерживавшего национально-освободительную политику Дмитрия Донского. "Он сделал столько добрых дел, — пишет Катя. — Он был выносливым, упорным человеком, всю жизнь трудился, помогал бедным, лечил больных. Если бы такие люди рождались чаще, то на земле было бы больше добра, чем зла". Обратилась к древности и Люба Исаева, для которой идеал — греческая богиня плодородия и земледелия Деметра, которая была сильна духом, она достойна стать идеалом матери. А вот для Кристины Григорьевой идеал — принцесса Диана, "потому что она помогала бедным, нищим и обездоленным, была против войны. Она делала все для всех, а не для себя. За это ее все любили. И ее гибель стала всемирной болью. Я очень хочу быть похожей на нее, помогать бедным, чтобы они были счастливыми". Несколько неожиданным оказался ответ Эли Железняковой. "Среди видных людей России меня привлекает Ирина Хакамада. Она занимается благотворительной деятельностью, причем, вместо шумных проектов и заявлений предпочитает помогать конкретным людям. Она уверенно чувствует себя в политике, находит время заниматься аэробикой, читать. Ирина служит примером целеустремленности, силы характера". "А я ценю в людях смелость, умение дерзать, поэтому моим кумиром является герой романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" Дик Сэнд. В свои пятнадцать лет он смог управлять кораблем, и трудная работа моряка подготовила его к житейским битвам" — делится своими мыслями Дмитрий Иванов. Смелость, ловкость, умение находить выход из любого положения импонируют многим семиклассникам, И здесь есть свои кумиры. И один из них — китайский актер Джеки Чан. Его назвали Вячеслав Веселов, Володя Щербаков и Павел Кашицин. Им нравится его сила, жизнерадостность, ловкость, стремление защитить слабого и быть на стороне добра. Он борется за правду. "Конечно, таким быть сложно, но надо добиваться этого. Он хороший актер и добрый человек, на которого хочется походить". Целая группа семиклассников выбрала себе кумиров среди самых близких людей. "Я хочу быть похожей на маму, мудрую, добрую к людям", — пишет Яна Колодницкая. "Она мой друг, я хочу помогать людям, как она, — пишет о своей маме Аня Гринева. — Голос ее — будто музыка, глаза — словно фиалки". Вика Козина считает идеалом свою бабушку, которая 38 лет проработала в школе. Ее ученики стали профессорами, врачами, строителями. "Многих замечательных людей воспитала она, идеальный для меня человек" О добром, умном своем дедушке написал Евгений Детков. "Он восстанавливал Старую Руссу, строил школу, в которой я сейчас учусь. У него золотые руки, и он учит меня всему, что умеет сам. Я хочу быть таким же добрым, отзывчивым и умелым". ДЕСЯТИКЛАССНИКИ "Юность — возраст, когда человек открывает самого себя. Моему возрасту присуща вера в идеальное, романтическое. От рождения до последних дней человек решает множество задач, которые ставит перед ним жизнь. Решая их, он учится управлять своей жизнью. Образ полезного и хорошего не появляется из ничего, он рождается из жизненного опыта, наблюдений. Поэтому в юности и появляется собирательный образ человека, которому стремится следовать. Таким для меня является Анатолий Мерзлов, который оставил глубокий след в моей душе и памяти. Он погиб, спасая от огня урожай. Мгновение на раздумье. Миг на поступок, но за ними восемнадцать лет жизни. Он рос ответственным и самостоятельным человеком — помогал матери, был хозяином в доме. Я хочу быть такой же мужественной, смелой, волевой", — такими словами завершила свое письмо Евгения И. У десятиклассников уже несколько другие и мысли, и представления о кумирах. Они их "пропускают через себя", более трезво оценивают человеческие поступки, более связаны с жизнью, не всегда простой, думают о будущем, о себе, о своем месте во взрослом мире. "Уровень культуры в нашем обществе стремительно падает. Демократизация общества неизбежно предлагает и демократизацию культуры, которая приводит к духовному обнищанию. Массовое искусство навязывает нам стереотипы поведения, чуждые нашему национальному характеру, укладу жизни. Хочется верить, что это явление временное и, как в старые добрые времена, в людях будет цениться прежде всего культура, доброта. Как говорят, доброта — язык, на котором немые могут говорить, а глухие — слышать. Мой идеал - коммуникабельные, справедливые люди, после общения с которыми хочется жить и делать добро". (Татьяна С.). Как бы там ни говорили о подрастающем поколении, но для большинства главными жизненными ценностями является умение приносить людям добро. И это не может не радовать, не внушать оптимизма в будущее России. "Говорят, абсолютно идеальных людей не существует. Я с этим не согласна. Есть такой человек — учитель истории Александр Кузьмич Сиротинин, яркая и незаурядная личность, человек высочайшей нравственности и принципиальности. Он был родным и близким человеком для каждого ученика. Его уроки истории были самыми увлекательными и интересными. Мы общались на равных, он уважал наше мнение" (Галина Т.). Богат и разнообразен мир, в котором мы живем, в котором предстоит жить сегодняшним школьникам. У одних впереди еще годы учебы, у других — совсем мало, полгода и, да здравствует жизнь, совсем не похожая на школьные годы. ОДИННАДЦАТИ-КЛАССНИКИ "1989 год ЮНЕСКО объявило годом Ахматовой в честь столетия со дня ее рождения. Все в ней — и внешний облик, и внутренний мир — было значительным. В сегодняшней оценке ее творчества, к сожалению, имеется перекос в сторону гражданской темы, которая порой заслоняет ее любовную лирику, без которой не было бы Ахматовой. Ее жизнь, "точно под крылом у гибели", была жизнью, достойной высокого признания и удивления. Это и есть мой кумир". (Ольга М.). "Ни один из героев не воплощает в полной мере моего идеала. Наиболее близка к нему Екатерина Великая, поистине умная женщина". (Татьяна Л.). "Я думаю, что моим кумиром является кинорежиссер и актер Сергей Бодров, он прост и сердечен, отзывчив. Главная его цель — показ развития человека как личности. Это тип мужчины и борца за справедливость и правду. Любовь к родине у него неразрывно связана с борьбой за ее свободу". (А. Б.). "Я не буду утверждать, что Высоцкий лучше и талантливее других поэтов, но он нравится мне больше всех. Он интересен мне как смелый, раскованный человек. Его творчество — биография нашей страны. Лучшие песни Высоцкого — для жизни, в них есть память". (Виталика И.). "Каждый человек — это, прежде всего, личность. Я не хочу быть ни на кого похожей, а остаться собой. Если в будущем я для кого-то стану идеалом, мне будет приятно". (Наталья К.). "Образ" моего кумира не сводится к тому, чтобы у меня был большой красивый дом, дорогая машина, пятиэтажная дача. Но, конечно, жизнь в трущобах и велосипед в качестве средства передвижения меня бы не устроили. Мой кумир — это не какой-то определенный человек, это "образ" в моем сознании. И в будущем я хотел бы максимально приблизиться к этому образу". (Владимир Ч.). Такой вот разброс мнений сегодняшних школьников. Их предшественники писали об "обязательных героях", общепринятых кумирах. У каждого времени они свои. Первые космонавты, юные герои Великой Отечественной, литературные персонажи. Сейчас ребята более свободны в выборе кумиров. И, слава Богу. Им выбирать, им жить. Не со всеми их выводами можно согласиться, но уже то хорошо, что они мыслят по-своему, имеют свою жизненную позицию.
Зоя СОГРИНА г. Старая Русса
|