Соборная Сторона
[ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ] [РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА] [ПОПЕЧИТЕЛИ] [СХЕМЫ СТ. РУССЫ] [БЛОКНОТ ГЛ. РЕДАКТОРА] [ССЫЛКИ]
[СТАТЬИ И ОЧЕРКИ] [МОЛИТВА ЗА СВЯТУЮ РУСЬ] [СТАРОРУССКИЙ КРАЙ] [ФОТООБЪЕКТИВ] [СПРАВОЧНОЕ БЮРО] [КОНФЕРЕНЦИИ]
 

СТРАНА ДЕТЕЙ

(статьи и заметки о талантливых детях края и их успехах в изучении культуры, истории, краеведения, очерки и фотографии, посвященные Старорусской школе искусств, Дому творчества, заметки о возрождении старинных видов спорта)


БЕЗ ХАРИЗМЫ ДЕЛО ПЛОХО

Что для русского хорошо, то для немца — смерть. Наверное, нечто подобное (в переводе на русский язык) подумал Энтони Бертрам, руководитель Центра раннего развития в Бирмингеме (Британия), когда вступил на территорию старорусского детсада “Золотая рыбка”. Вывалившие поутру на прогулку ребятишки играли здесь в снежки. “Если бы эту сцену увидели, к примеру, итальянцы, у которых я недавно был в гостях, — делился потом своими впечатлениями Энтони, — они бы решили, что воспитатели тут просто звери. Для них отправить детей на прогулку в снег абсолютно немыслимо”.

А принимала “Золотая рыбка” в один из последних дней февраля жутко авторитетных профессионалов по части детской педагогики — президента европейского сообщества специалистов дошкольного образования Э. Бертрама и Кристину Паскаль — профессора Вустерского университета (США), а по совместительству советника палаты общин английского парламента. Оба ученых являются авторами многих фундаментальных академических исследований.

Именитых визитеров, до того посетивших несколько лучших детсадов Великого Новгорода, старорусцы поначалу принимали с некоторой робостью, но мало-помалу напряженность в отношениях растаяла благодаря исключительной благожелательности приезжих и тонкому английскому юмору, которым особенно блеснул Энтони.

Тем более скоро выяснилось, что даже несмотря на разные представления о том, что и как надо делать, дабы ребенок рос счастливым, россияне и подданные Ее Величества говорят об одних и тех же ценностях и ориентирах в воспитательном процессе. Опираясь на собственные исторические и национальные традиции, педагоги идут к одной цели — привить малышам уважение и доверие к окружающему миру, помочь им адаптироваться в нем и реализовать себя как личность.

А помочь в этой совместной работе должны 16 партнерских российско-британских проектов модернизации образовательной системы, принятых к реализации в различных регионах Российской Федерации и Великобритании. В Новгородской области, в частности, имеет все шансы прижиться один из таких проектов под девизом “Равенство и доступность в образовании”. Его главная цель — поиск и внедрение наиболее эффективных моделей работы с детьми разных “стартовых” возможностей. Ведь не секрет, что порой низкий социальный статус семьи, отклонения в физическом или психическом развитии ребенка могут помешать ему получить полноценное образование и воспитание. Гости “Золотой рыбки” выразили готовность пригласить новых старорусских друзей на стажировку в Англию, направить в Новгородскую область своих специалистов, чтобы через некоторое время хотя бы несколько тружеников наших детсадов достигли уровня тренера-мультипликатора, то есть могли уже самостоятельно распространять полученные знания и опыт.

Такая дружеская поддержка будет, по общему мнению, полезна для обеих сторон — участников проекта, поскольку работа с малыми чадами намного сложнее и многограннее, чем со школьниками. В детском саду воспитателям и педагогам мало иметь формальный статус лидера, закрепленный штатным расписанием, и даже соответствующее профессиональное образование. Полное доверие ребенка может вызвать лишь такое нематериальное качество воспитателя, как харизма — некие притягательные душевные свойства, которые невозможно вычислить и измерить, но которые маленький человечек обязательно почувствует при общении со взрослым.

 

С. КИРИЛЛОВ
(газета “Старая Русса”, 5 марта 2002 г., № 29)