[] [ ]
[ ]
[ ]
[ССЫЛКИ]
] [ |
|||||||||
[СТАТЬИ
И ОЧЕРКИ] [ ] [ ] ]
[ ]
[КОНФЕРЕНЦИИ]
|
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛА: КАКОЙ ОНА БУДЕТ? Еще не так давно российское образование считалось - да так оно и было - одним из самых качественных в мире. В постперестроечные годы планка его престижности начала падать, снизилась и доступность вузовского образования. Каким оно будет через пять, через десять лет? Как и что можно улучшить в российском образовании, как сделать его глубоким, качественным и доступным не только для молодежи крупных городов? Об этом недавно и шла речь на семинаре-совещании председателей комитетов и комиссий законодательных органов и руководителей подразделений исполнительных органов власти субъектов федерации. Проходило оно в Государственной Думе. Новгородскую область представляла на нем директор Старорусского агролицея № 25 Нина Митрофановна КОЛЧИНА, депутат областной Думы. О том, как проходило совещание и какие вопросы на нем поднимались, она рассказывает читателям "СР". Взгляд на три года вперед Руководители комиссии по науке и образованию Госдумы Министерства образования отчитались перед участниками совещания о своей работе, назвали вопросы, которые они выносили на рассмотрение Госдумы, и познакомили с решениями Думы по ним. Председатель комитета по образованию Госдумы А.В. Шишлов доложил о приоритетах госбюджета на предстоящие три года. Они же склоняются в сторону более полного финансирования науки, образования, правоохранительных органов и обороны. Решается вопрос о повышении зарплаты учителям в пределах 33 - 50 процентов уже с 1 октября текущего года, предусматриваются финансовые прибавки на приобретение учебного оборудования, укрепление информационной базы, на строительство, реконструкцию и ремонт студенческих общежитии. Шла речь о том, чтобы восстановить налоговые льготы для образовательных учреждений, занимающихся внебюджетной деятельностью. И в самом деле, почему, скажем, наш агролицей должен платить 24-процентный налог на прибыль? Тем более, что финансируется государством только 5 процентов его материальных затрат. Вопрос ставился так. Все, что заработано образовательным учреждением, по сути детьми, должно оставаться в его руках и использоваться на его нужды: приобретение учебного оборудования, учебников, ремонт и развитие. Впереди России всей Приятно было слышать, что в условиях жесточайшего финансового дефицита в дотационной Новгородской области ее образование обогнало, и далеко, другие субъекты Федерации, даже самые благополучные. В Орловской области, например, 24 школы за счет федерации оснащены всем необходимым оборудованием "от и до", в Новгородской же - ни одной. Тем не менее все инновационные проекты Министерства образования воплощаются у нас. Качество образования в школах Новгородчины высокое, учителя трудятся творчески, совершенствуя свои навыки. В условиях, когда на самое необходимое денег не хватает, все это можно расценивать как серьезную заслугу образовательной сферы перед Отечеством. Оказалось, что мы "впереди" еще в одном вопросе. На семинаре прозвучала информация, что все лицеи и профтехучилища вскоре будут переводиться с федерального финансирования на обеспечение субъектов федерации. А мы по этой системе работаем уже пять лет. Конечно, многое потеряли, поскольку государственный бюджет, более объемный, чем областной, финансировал "свои" объекты более щедро. Но много - может быть, даже больше - обрели. Мы наладили тесную связь с работодателями, стараемся готовить тех специалистов, которые нужны рынку, совместно определяя спрос на них. Денежный дефицит научил нас искать пути дополнительных заработков, развивать внебюджетную деятельность. Мы рассчитывали только на себя. Вот я и спросила: "Нельзя ли нам получить за все эти пять недооплаченных лет хоть одну разовую дотацию?". Жаль, что вразумительного ответа не получила. Вопросы к министру От встречи с министром образования В. М. Филипповым у участников семинара
впечатления остались самые хорошие. Вопросов на встрече ему было задано
очень много. Вот несколько, на мой взгляд, самых важных. Что за закон об управлении школами готовится в Минобразовании?
Обязательно ли создавать в школах детские объединения?
Будут ли закрываться маленькие сельские школы?
У ребят из малообеспеченных и среднеобеспеченных семей с каждым годом
все меньше возможностей поступить в вузы: там все больше и больше платных
групп, а плата за обучение растет. Будет ли продолжаться эта тенденция?
Сохранятся в школах единые госэкзамены или будут отменены?
Будет ли вводиться в школьную программу преподавание православия? Уже создаются учебники по этому предмету. Но изучаться в школе будет
не Закон Божий, а то, что связано с православием: история культуры, зодчества,
живописи, музыки и только по желанию ребят на факультативах. Будет ли повышаться стипендия?
Записала Татьяна ВЕТРОВА. |