СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛА И РЕМЕСЛА.
Герб Старой Руссы Читайте наши очерки, статьи, заметки, репортажи Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМА СТАРОЙ РУССЫ

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Народные промыслы и ремесла

Топорная работа, или Почему городской праздник ремесла и народной песни стал фестивалем самообслуживания

Весь предыдущий уик-энд с импровизированной эстрады, спрятавшейся между задворками городского стадиона и спасательной станции, доносились звонкие голоса солистов и хоровых коллективов. Голоса выводили народные напевы и частушки. Эхо сильно искажало звук, метавшийся меж пустынных берегов Полисти. Поэтому уже за колесом обозрения слов было не разобрать. Да и некому было прислушиваться. В субботу и воскресенье народ толпами валил на рынок. Перед эстрадой стояло порой 2-3 зрителя, иногда подивиться происходящему забредали курортники. Без них артистам было бы вообще тоскливо.

В некотором отдалении от певунов, в целях безопасности отгороженные от публики красной тесемкой, работали плотники: рубили бревна, пилили доски, тесали резные фигурки. Очевидцев этого чуда ремесленного искусства тоже было немного.

Так проходил в Старой Руссе 24-26 августа городской праздник ремесла и народной песни. Старорусцы, как выяснилось, этой акции не приняли и не восприняли. Как ни прискорбно и обидно, фактически праздник вылился в фестиваль самообслуживания — артисты пели и плясали сами для себя, плотники рубили и строгали в свое удовольствие.

Почему так случилось?

ДО ВОЛОГДЫ ДАЛЕКО

Идея праздника родилась в Старорусском центре народных промыслов и ремесел. И в принципе она не просто хороша, а гениальна. Еще бы, сделать практический шаг от надоевшей бубнежки о бездуховности массовых мероприятий, скудная содержательная часть которых компенсируется обильным возлиянием спиртного и привозными талантами, предложить здравую альтернативу с активным созидательным началом... Это дорогого стоит! Впрочем, как стало очевидно, стоит дорого и в буквальном смысле слова.

В Новгородской области на проведение таких праздников пока еще никто не посягнул. Уж слишком сложны они в осуществлении. Говорили, что нечто подобное сумели организовать вологодцы, но до них далече, так что в отсутствие наработанных методических схем пришлось старорусским активистам партитуру праздника писать самостоятельно.

МИНУС АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС

Так уж устроена русская национальная система подготовки любого мероприятия, что без административного ресурса ей не обойтись. В отсутствие постоянного понукания со стороны власти, без вызовов на совещания в высокие кабинеты сами чиновники (будь то от производства, будь то от культуры) лишний раз не пошевелятся. Этого административного нажима празднику ремесла не хватило. Как ни крутились две-три тетеньки из центра народных промыслов, пошатнуть инертную махину недоверия к новому для города событию им не удалось. Проигнорировали приглашение к спонсорству маститые местные меценаты, остались в стороне городские строительные организации, имеющие в своих штатах немало способных плотников и столяров. Коммерсанты, торгующие стройматериалами и сопутствующими аксессуарами, тоже не выставили ожидаемых рядов. Даже профессиональные училища, которым, кажется, сам Бог велел использовать праздник в корыстных воспитательных целях, закрыли глаза на такую возможность.

1300 ЭТО ВАМ НЕ 10000

Если кто-нибудь хоть раз покупал себе дрова, то может себе представить, сколько стоит деловая древесина. А если вы погрязли в новостройке или ремонте дома, то в курсе расценок на работу плотников. Дело это дорогое. А с виртуальной древесиной на праздник ремесла не выйдешь.

Организаторов сильно выручил Старорусский лесхоз, отпустив по льготной цене кучу бревен и пиломатериалов. Но и то пришлось выложить 13 тысяч рублей. По 15 тысяч скинулись курорт и детский дом “Надежда”, выкупая конечный продукт конкурса плотницкого мастерства — два комплекта детских игровых городков.

За несколько дней сумасшедшей работы каждый из десяти плотников, без устали махавших топорами, получил на руки по 1300 рублей. Для них это были просто смешные деньги. Обычно за такой объем работы мастера кладут в карман тысяч по десять.

К чести ремесленников, они на материальные жертвы пошли легко. Для них делом принципа было показать свою удаль и сноровку. Но даже с этой сноровкой, без перекуров и стопки водки они еле уложились в отведенные сроки. Если уж говорить всю правду, то только во вторник, то есть спустя полтора дня после официального завершения праздника, они сумели до конца выполнить проектные работы.

В итоге Старая Русса получила два прекрасных места для отдыха детей. Один городок появится вскоре в курорте между 10 и 11 корпусами. Другой “Надежда” установит либо в Бурегах, на базе отдыха, либо в своих окрестностях. Если бы такие теремки покупать по рыночной цене, они обошлись бы хозяевам как минимум вдвое дороже.

А ПОДАТЬ СЮДА ПРОДЮСЕРА!

В будущем центр народных промыслов и ремесел полон желания провести праздник гончарного мастерства, вспомнить искусство льноткачества или даже солеварения. Но говорят здесь об этом теперь очень осторожно. И правильно делают. Справиться с осуществлением таких планов может только сильный организатор, своего рода продюсер, который сумеет мобилизовать и правильно направить финансовые потоки, всколыхнуть общественность и профессионалов. Кто станет таким продюсером, просчитывающим любую деталь праздника, — какая-то отдельная личность, наделенная организаторским талантом, либо мощный, неформальный оргкомитет, решать не журналистам. В культурной отрасли города и района хватает своих специалистов.

Или не хватает?

С. КИРИЛЛОВ

(газета “Старая Русса” от 30 августа 2001 г., № 109)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ