|
Народные промыслы и ремесла ПОЮЩЕЕ, ЗВЕНЯЩЕЕ ЧУДО Изделия русских гончаров... Горшки, кринки, расписные блюда. Сколько веков они служат людям, кто сосчитает? Глина - природный материал, который выносит жар печи, становясь от этого только крепче. В летний день глиняная кринка сохранит прохладу содержимого, будь то молоко или квас. Масло, хранящееся в глиняном горшочке, долго не портится. Глина не только сохра-няет, но и облагораживает природный вкус продуктов, это знают давно. Известная на весь мир фирма "Цептор", изготавливающая уникальную посуду, нового ничего не придумала - просто при ее создании использовали принцип пористости и многослойное, а как раз такой структурой обладает в природе глина! Жаль только, что об этом мало кто знает, и в быту глиняной посуде часто предпочитают алюминиевую, для здоровья небезопасную. В Центре художественных народных промыслов, что уютно разместился по адресу: ул. Энгельса, 6, уже второй год работает своя мастерская. Ее возглавляет опытный специалист, энтузиаст своего дела Нина Сергеевна ГУЛЯЕВА. За это время кружок гончарного дела, в котором обучаются дети и взрослые, стал одним из самых популярных у рушан. Любо-дорого глядеть, как под руками мастера из бесформенного куска глины появляется готовое изделие. Крутобедрая кринка, изящный кувшин - это зависит от замысла автора. Ни одна хозяйка, наверное не отказалась бы иметь такие на кухне. Итог работы кружка - добрый десяток специалистов такого уровня, что хоть сейчас открывай небольшое производство. Благо залежи глины в нашей местности не ограниченны. А люди приходят учиться гончарному ремеслу необыкновенные. Выразить себя через глину - это не каждый сможет. Но пока нет необходимых условий, чтобы поставить дело на широкую ногу. Два гончарных круга, которые, спасибо, подарил центру предприниматель Виктор СЕМЕНОВ, глина да желание энтузиастов - вот и все, что составляет производство. Обжиг изделий учеников, по договоренности с директором "Старорусхиммаша" ФИЛЬЧЕНКОВЫМ Владимиром Павловичем производится в муфельной печи одного из цехов предприятия. Но технологический режим ориентирован на закалку металла - и чуть не половина изделий начинающих мастеров превращается в черепки. Да и сам процесс изготовления керамики многоэтапный, снова и снова требует обжига после росписи, нанесения глазури. Так что без своей печи мастерской не обойтись, а ее отсутствие - фактор, тормозящий дальнейшее развитие такого нужного дела. В нашем городе, который ежегодно посещают десятки тысяч гостей, и каждый старается увезти с собой что-то, что живо бы напоминало о месте отдыха, изделия гончаров могли бы пользоваться спросом. Как вам в качестве сувенира изящная расписная солонка со старорусской солью, которой когда-то и славна была древняя столица Руси? Или другая посуда, хранящая в себе тепло родной земли, тепло рук мастера. Поистине поющее, звенящее чудо, которым по праву мог бы гордится наш город. Л. ИВАНОВА "ЖИВОЙ МОСТ" № 34 01.11.2000 г. |
|