СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Город Достоевского

ДРЕВНИЙ РОД Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Фото Шапиро Ф. М. Достоевского с автографом.

Нынешний год - юбилейный для Ф. М. Достоевского. 11 ноября исполняется 180 лет со дня его рождения.

Род Достоевских довольно древний – известен по разного рода документам с XVI века. Фамилия “Достоевский” произошла от названия села Достоево, находящегося к северо-востоку от Пинска (Белоруссия). Село это было пожаловано за верную службу князем Федором Ивановичем предку писателя Даниле Ивановичу Ртищеву, который и стал первым носить фамилию Достоевский. Были в их роду служилые люди, воины, судьи, землевладельцы, духовные лица. Многие из них достигли высоких чинов и званий, причем исключительно благодаря своим личным заслугам и достоинствам. Однако к XVIII веку этот своенравный род обеднел и захирел, так как не принял католичество, которое к этому времени все глубже проникало на исконно православные земли. Так преданность Вере отцов стоила Достоевским положения в обществе и состояния. Уже дед писателя, Андрей Михайлович Достоевский, служил простым священником в захолустном городке Брацлав Подольской губернии. Отец же Федора Михайловича, Михаил Андреевич Достоевский, одним ударом обрубает нить, связующую его с отчим домом и через него – с более отдаленными поколениями. В 1809 году, в возрасте 20 лет, он покидает Западную Украину, прибывает в “первопрестольную” и поступает в Московское отделение Императорской Медико-хирургической академии. Никаких контактов со своими украино-белорусско-литовскими родственниками с этого времени и до конца дней своих он не имел. Таким образом, детство и отрочество будущего автора “Братьев Карамазовых” проходит в окружении московских, довольно многочисленных бабушек и дедушек, дядюшек и тетушек со стороны нежно любимой, рано покинувшей этот мир маменьки Марии Федоровны, урожденной Нечаевой. Среда эта была исконно православная, со своими обычаями и традициями, включающими в себя обязательное ежевоскресное посещение церкви, балаганы и катания на лошадях на масляной недели, поездки в праздники в гости к многочисленным родственникам и, особенно памятные, посещения Троице-Сергиевой Лавры. Именно здесь, в Лавре, суждено было юному Достоевскому пережить первое потрясение детской души. Этим потрясением стал полет белого голубя, перелетевшего из одного окна в другое в высоком церковном куполе во время Божественной Литургии – как будто свет пронзил тьму… К этому детскому впечатлению писатель неоднократно вернется и в своих размышлениях по поводу семейного воспитания, ответственности родителей за то, какими впечатлениями насыщают они пытливую детскую душу – ведь “без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в путь из детства”! и в целом ряде своих художественных произведений, на тех страницах, где речь пойдет о судьбе детей в наступающем капиталистическом обществе, жестоком и чуждом, по убеждению Достоевского, русской душе. Об этом же читаем и в самом старорусском романе Достоевского: “Ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть”.

Однако и интерес к судьбе своих западных предков со стороны отца не был совсем чужд Достоевскому. Представление о своем месте в истории, чувство общности со своими предками во многом определяют миропонимание человека. Достоевский не исключение, он тоже пытался найти свое место на родословном древе. Он полагал, что его предки – русско-литовские шляхтичи, отрекшиеся от “нечестивой западной” веры (своего рода Савлы, превратившиеся в Павлов!), то есть, что их вера тоже прошла через “горнило сомнений и страданий”. Вероятно, отсюда его страстная позиция неприятия критики православной церкви, вдохновленная защита вселенской миссии русского народа как хранителя православия, глубокое недоверие к намерениям римско-католической церкви.

Путь Достоевского к Вере – это неустанные искания Истины, страшные падения и Божественные откровения, прозрения и заблуждения. Этим путем писатель прошел бесчисленное множество раз, проходя его вместе с каждым из своих героев. Возможно, поэтому, так убедительно звучат его слова, произнесенные в самом конце жизни: “Русский народ весь в Православии и в идее его. Больше у него ничего нет, да и не надо. Вершина Православия – Церковь. Кто не знает и не понимает Православия, тот никогда и ничего не поймет в русском народе”.

Может быть, кому-то из нас, сегодняшних, эти выстраданные слова великого русского писателя помогут найти свое место в современных событиях, понять, что с нами всеми происходит.

В. И. Богданова, директор Дома-Музея Достоевского.

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ

 

Click Here!
Get Sponsored by Russian Story