|
Город Достоевского ИСТОРИЯ
"БЕЗ ВСЯКИХ КОЛЕБАНИЙ" В 1883 году в Старой Руссе
открылась школа, которой
покровительствовали Великий князь
Владимир иобер-прокурор Святейшего
синода Победоносцев. Нижняя гостиная в
старорусском Доме-музее Федора
Достоевского, где обычно проходят
литературные вечера,международные
конференции, которая служит и
музыкальным салоном, и выставочным
залом, в эти дни превратилась ... в
школьный класс. Такого еще не бывало. Но
как по-другому отметить 115-ю годовщину
школы имени Достоевского? После смерти Достоевского по всей России шел сбор средств на памятник писателю, который и былустановлен 30 октября 1883 года в Александро-Невской лавре. В тот же день в Старой Руссе состоялосьоткрытие другого, "живого", памятника - народной школы имени Достоевского. Почему школа и почему в Старой
Руссе? Жена писателя Анна Григорьевна
таких вопросов себе не задавала. Аесли
спрашивали, отвечала, что Федор
Михайлович считал грамотность
первейшей ступенькой к деятельностии
мечтал об открытии народных школ. Это во-первых.
А во-вторых - "без всяких колабаний"
школу надоустраивать в Старой Руссе,
которую любил муж и где заботы о ее
устройстве на себя возьмет его друг и
кум священник Иоанн Румянцев. Неизвестно, удалось бы
Достоевской так быстро осуществить свой
замысел, если бы не поддержка... Великого
князя Владимира Александровича и
оберпрокурора Святейшего синода
Константина Победоносцева.Казалось бы,
какое дело царскому дому и синоду до
маленькой провинциальной Старой Руссы,
до памятиопального писателя, до
церковно-приходской школы? Но вот ведь
была причина у каждого из них. Когда-то в дни своей молодости
Великий князь Владимир с братом
Алексеем отдыхали в Старой Руссе,лечились
ее целительными водами и грязями (это
было время, когда правительство решило,
наконец, заняться развитием и рекламой
отечественных курортов, которые по
эффективности природных ресурсов
ничуть не уступали популярным иноземным,
и курортное заведение из военного
ведомства было передано в удельное,
которое ведало собственностью
императорской фамилии). Уже был благоустроен
Муравьевский источник, поставлена в
парке часовня Кирика и Иулиты,
построенокаменное здание курортной
гостиницы. Очевидно, великие князья
проводили время приятно, участвовали в
народных гуляньях, катались на лодках,
хаживали в гости, и Старая Русса
оставила по себе долгие и нежные
воспоминания. А сам государь, в конце
лета прислал старорусцам благодарность
"за усердие и преданность к детям"
его, и многие горожане получили от
императора в подарок золотые кольца с
бриллиантами и вензелями. Старорусцы грешным делом пользовались этим расположением и в случае нужды не раз прибегали к заступничеству самих Романовых. Так было, например, когда потребовалось возвратить из Тихвина в Старую Руссу ее чудотворную икону, которую тихвинцы "не отпускали" с 1570 года. Помог Великий князь. И в I888 году в город вернулась Старорусская икона Божией Матери. Приглашали старорусцы любезного князя к себе и на праздники. Он, правда, не приезжал, но поздравления высылал исправно. И мимо устройства школы пройти не мог - оказал полную поддержку. У чиновника высшей бюрократии самодержавной России Константина Победоносцева, которого со школьных лет мы помним как образец реакционера, были, как ни странно, свои, вполне душевные, отношения с Достоевским. Он читал все его произведения, думал над ними и в письмах очень откровенно делился с писателем своими мыслями. "У меня на душе нелегко, -
пишет Победоносцев Достоевскому в
Старую Руссу, прочитав в журнала
очередную главу "Братьев Карамазовых".
- Меня крепко гнетет и давит все то, что я
вижу и слышу в доступном мне кругу...
Притом, многое, что знаешь и чувствуешь,
приходится таить в себе и не поверять
людям, чтобы не нарушить в них верование
в правду... Мы сами иной раз не
подозреваем, какую силу отнимаем у людей,
легкомысленно предавая им свои
впечатления и сомнения". Он верил, что счастье в
неведении, а потому не поддержал идею
Анны Григорьевны о включении в
программу начальной школы произведений
Достоевского, а вот идею создания школы
для обучения девочек провинциального
города - поддержал. Работая над
созданием музейной экспозиции,
посвященной этой школе, сотрудницы
музея все время натыкались в документах
на имена Великого князя Владимира
Александровича и Константина
Победоносцева. Они не только
содействовали устройству школы, но даже...
вошли в состав ее попечительского
совета и оказывали ей "особое
покровительство". В школу, которую
поначалу открыли в наемном помещении,
набрали 50 девочек из Старой Руссы и
окрестных сел. Это было единственное
учебное заведение для "дам", но
крестьяне весьма неохотно отпускали
своих дочек на учебу. Даже
интересовались, не будут ли им платить
за то, что согласились учиться. И
частенько забирали из школы, не давая
закончить и курса. Тогда решили в школе,
кроме положенных дисциплин, изучать еще
и, как бы мы сейчас сказали, домоводство.
Девочек учили шить, вышивать, вести дом,
ухаживать за детьми и другим
практическим навыкам. Учителя церковно-приходской
школы имени Достоевского неплохо
зарабатывали. Архиерей
Анастасийвыразил Анне Григорьевне
сомнения по поводу целесообразности
такого положения, и, по словам жены
писателя, их разговор принял характер
поединка. "в котором собеседники,
прикрываясь любезными фразами.
наговорили друг другу много неприятных
вещей". - Вообще крайне желательно,
чтобы тяжелый труд преподавателя
вознаграждался достаточным образом, -
говорила Анна Григорьевна владыке. - Что
же касается зависти... Вот вы, ваше
высокопреосвященство, живете в этих
роскошных палатах, а между тем столько
существует в вашей епархии бедных
священников, живущих в маленьких хатках
и еле- еле сводящих концы с концами. Анна Григорьевна заказала
петербургскому архитектору проект
двухэтажного школьного здания, которое
в 1885 году и построили вблизи дома
Достоевских на Георгиевской улице.
Открытие его было весьма торжественным.
Газета "Новгородские епархиальные
ведомости" в N23 за 1886 год осветила это
событие и опубликовала речь смотрителя
и преподавателя старорусского
духовного училища Василия Смирнова на
открытии церковно-приходской школы в
Старой Руссе. Однако здание постигла
горькая участь - в 1890 году школа
неожиданно сгорела. Анну Григорьевну
срочно пригласили из Петербурга.
Приехала... На месте школы дымились руины.
Она присела на груду кирпича и залилась
слезами. Ей показалось, что она потеряла
близкое, дорогое существо, детище свое.
Но надо было найти в себе силы и начинать
что-то делать, надо было поднимать школу
заново, с нуля. И она укрепилась духом,
собралась мыслями и начала действовать.
Она, как никто, умела мобилизоваться и
превращаться в сгусток энергии. Это ее
качество не раз спасало Достоевского в
тяжелейшие минуты его жизни. Буквально
валясь с ног от усталости, она
переписывала его произведения. Часто не
спала ночами. Ибо Достоевский имел
обыкновение будить ее, чтобы прочесть
новую главу, а утром ее уже ждали
маленькие дети, дом, хозяйственные дела...
На ней лежало и чтение корректур, и
обязанности секретарши, и отношения с
кредиторами, типографиями, к тому ж она
взвалила на себя все хлопоты по изданию
и продаже сочинений мужа. "Ты редкая из женщин. Кроме
того, что ты лучше всех их, - писал Федор
Михайлович своей жене. - Ты и сама не
представляешь своих способностей...
Сделай тебя королевой и дай тебе целое
королевство, и, клянусь тебе, ты управишь
им как никто - столько у тебя ума,
здравого смысла, сердца и
распорядительности...". Здравый смысл подсказал Анне
Григорьевне в свое время застраховать
школу, теперь это как нельзя лучше
пригодилось. На полученные деньги под ее
неусыпным руководством школу быстро
восстановили, теперь уже не из дерева -
из кирпича, да еще построили здание
интерната для учениц из отдаленных
деревень и спортивную площадку с
гимнастическими снарядами. Анна
Григорьевна сама заботилась об
инвентаре, школьных пособиях и
пополнении библиотеки. А библиотека в
школе была хорошая. И самое ценное -
книгами дозволялось пользоваться всем
жителям города, причем бесплатно. За
жизнью школы, ее успехами постоянно
следил попечительский совет, вникая в ее
нужды и оказывая материальную помощь. Новое здание школы позволило увеличить и число учащихся, и программу обучения. Теперь это уже была не одноклассная двухгодичная, а второклассная женская школа, где девушки (числом до 350 человек) учились пять-шесть лет. В школе действовали и ремесленные классы: швейный, белошвейный, вышивальщиц. Последний год наиболее способные к науке нанимались в особом - учительском классе, после окончания которого сами могли работать
учительницами в народных "школах
грамоты". В школе интересно проходили
праздники, литературные вечера,
особенно посвященные памяти
Достоевского. Был в школе и хороший хор,
и ставились спектакли, украшающие эти
праздники. До самой своей смерти, то есть
до 1894 года, школой заведовал близкий
друг семьи Достоевских, настоятель
Георгиевской церкви отец Иоанн (Иван
Румянцев), память о котором до сих пор
чтится в Старой Руссе, и могила на
городском кладбище содержится в порядке
благодаря усердию сегодняшних прихожан
этой церкви. После Румянцева школой
имени Достоевского заведовал Дмитрий
Горский. Сохранившиеся документы
рассказывают о школьных программах,
порядках и правилах, касающихся учебы и
быта учащихся и их наставников.
Запрещались в школьных помещениях,
например, проводить "сборища". Но
молодость, но предреволюционное время! В мае 1907 года уездный
исправник доносил губернатору: "В
квартире учительниц... была собравшись
молодежь до 15-20 человек", среди
которой, кроме учительниц, были "приехавший
из Петербурга только на два дня под
именем Борис Алексеев, личность
которого не установлена, два брата
Порозовы, уволенные из учителей за
политическую неблагонадежность" и
другие. "Сборище продолжалось до 2-х
часов, и на нем читались брошюры на
политические темы". Скандал разгорелся. Начальство требовало увольнения учительниц, те обратилис за помощью к Анне Григорьевне. Она в свою очередь попросила директора школы дать ей разъяснения по инциденту. "Это опасная передовая политическая партия, - написал ей Горский. - Они все хотят переделать на свой социалистический лад". Не знаю, хлопотала ли за
преподавателей школы Анна Григорьевна,
но учителя Троицкая, Русанова, брат и
сестра Андриановы вскоре были уволены и
уехали из Старой Руссы. В 1918 году церковноприходская
женская школа была преобразована в
единую трудовую школу. Здания ее (их было
уже три) ветшали. И еще до войны здесь же,
возле дома Достоевского, была построена
большая новая школа (N 2), которой к 150-летию
Федора Достоевского присвоили имя
писателя. Те, кто зайдет в эти дни в
старорусский Дом-музей Достоевского,
увидят новую экспозицию, подготовленную
его сотрудниками в память о той славной
школе, которую устроила жена
Достоевского в честь великого писателя.
Здесь можно ознакомиться с предметами и
различными документами, отчетами,
письмами, касающимися школьной жизни.
Тщательно их собирала, изучала и
систематизировала старший научный
сотрудник музея Наталья Шмелева. А помог
ей оформить экспозицию старорусский
художник Анатолий Константинов. Людмила МИТРОФАНОВА (газета "Новгородские ведомости",
20 ноября 1998 года) |
|