СОЛЬ ЗЕМЛИ
В Старой Руссе открылся Дом Карамазовых
Старая Русса начинается с памятника Ленину, суровые контуры
которого смягчены первым снежком. Вождь, как всегда, ничтоже сумняшеся указывает
дорогу и на этот раз не ошибается: следуя его "совету", нахожу то,
что ищу, - Дом-музей Ф.М. Достоевского.
Деревянный особнячок в вечно сонном переулке, название
которому дала одна из древнейших построек города - церковь Святого Мины (ныне
совершенно обветшавшая), вполне вписывающаяся в провинциальный ландшафт. Несуетность
этого переулка была так любезна писателю.
Федор Михайлович считал старорусскую дачу местом "физического
и нравственного покоя". Здесь рождались "Братья Карамазовы".
Сначала знакомыми вам окажутся названия: историческая топонимика
Старой Руссы (вновь вернувшаяся в город после 1991 года) [этоутверждение автора,
к сожалению, не соответствует действительности - ред. альманаха "Соборная
сторона"] использована Достоевским в "Братьях Карамазовых".
И вот вы вместе с Дмитрием Карамазовым идете к дому Грушеньки Меньшовой, жившей
"в самом бойком месте, близ Соборной площади". "Дом Грушеньки",
расположенный напротив нынешнего музея Достоевского, сохранился доныне. Гостиный
двор, "соборные часы", трактир близ Скотопригонного рынка. (Вы помните,
как назывался город, где жило семейство Карамазовых? Скотопригоньевск.) Именно
от дома Грушеньки, как помним, пройдет Дмитрий через Соборный мост, далее
- по набережной речки Перерытицы на Дмитриевскую улицу к дому Карамазовых.
Сам дом находится неподалеку от Музея Достоевского. Ко
дню рождения великого писателя, отмечавшемуся на днях, город приготовил замечательный
подарок. Здесь открылся Дом Карамазовых - второй в России (после Домика станционного
смотрителя в Выре) " музей литературных героев. [Это не совсем точно.
поскольку в селе Константиново под Рязанью, в есенинском мемориальном музейном
комплексе, в течение ряда лет успешно работает музей поэмы "Анна Снегина"
- ред. альманаха "Соборная сторона"] Реставрация особняка генерала
Фаворского завершена в срок, к вящей радости туристов, горожан и, конечно,
самих музейщиков, после августовского кризиса не чаявших закончить работы
в этом году. Главным кудесником оказался немногословный глава районной администрации
Евгений Рябов, сумевший "выцарапать" из, мягко говоря, небогатого
бюджета необходимые суммы. Дом горделиво сияет новенькой крышей, привлекая
глаз чистотой свежевыкрашенных стен и прихотливыми украшениями парадного подъезда.
Дом Беклемишевского в процессе
реставрации.
Если лет десять - пятнадцать назад "к Достоевскому"
приходило около 50 тысяч туристов в год, то теперь эта цифра уменьшилась в
пять раз. Однако, к моему удивлению, в Музее Достоевского об этом практически
не сожалеют. Дело в том, что в отличие от количества "качество"
посетителей существенно изменилось к лучшему. "Раньше, во времена "организованного"
туризма, все ходили к нам в музей в принудительном порядке. Большинству экскурсантов
было все равно, что смотреть - животноводческий комплекс или Дом Достоевского.
Ныне же приходят только те, кого по-настоящему интересует творчество великого
писателя", - так объясняют свой оптимистичный настрой сотрудницы музея.
Благополучие Старой Руссы, ведущей летоисчисление от одного
корня с Великим Новгородом (и постоянно спорящей с ним устами историков -
кто же древнее), испокон веков основывалось на солеварении. Соль являлась
источником дохода и промышленного развития, соль сохранила в культурном слое
дощатые мостовые одиннадцатого века и деревянный трубопровод. Соль земли,
насытив местные источники, превратила город в престижнейший курорт Северо-Запада.
Старорусский курорт, умиравший в последние годы, теперь
вновь оживает. Чистота парка и ухоженность зданий убеждают, что в скором времени
городок вновь наводнится желающими попить "целебной водички".
А неподалеку от "соцреалистических" помещений
курортного комплекса, в здании древнего Спасо-Преображенского монастыря, кажется,
вовсе не замечают сплошной лихорадки насквозь осовремененной жизни. В соборе,
где сохранились фрагменты фресок XI-XIX веков, расположился великолепный краеведческий
музей, сотрудницы которого хранят Вечность. Время здесь не бежит, куда-то
спеша. Оно течет медленно, как и вода спокойной до полудремы речки Порусья.
До недавнего времени краеведческий музей, как и весь музейный комплекс Старой
Руссы, находился в областном подчинении. С этого года он передан под эгиду
федеральной власти. Денег не стало вовсе. "Вы знаете, мы благодаря областной
администрации все-таки, как и все бюджетники, зарплату получаем. А вот на
восстановление музея, на пополнение его экспозиций денег практически нет",
- рассказывает научный сотрудник Нина Сергеева, автор интереснейших публикаций
по истории края. "На мой взгляд, главное в работе музейщика - это погружение
в стихию древности. Я наверняка покажусь вам идеалисткой, - улыбается она,
- но признаюсь, даже если не будут платить денег, я из музея, наверное, никуда
не уйду". Никуда не уйдут и ее сослуживцы, останутся на своих местах
и сотрудницы Музея Достоевского, практически бесплатно работающие в воскресной
школе, где преподают литературное краеведение, историю Церкви, старославянский
язык.
Провинция - слово женского рода. И возраст ее, как возраст
настоящей женщины, определить невозможно. Сколько лет тебе, новая Старая Русса?