Культура каждой страны вырастает из той религии, которую
исповедут народ. Великая культура, созданная русским народом, всегда имела
в основе своей Православие - веру, которая питала творчество и Державина,
и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского. Все они были людьми верующими, воспитывались
в православной среде. Восприятие действительности, оценка человеческих взаимоотношений,
понятия добра и зла, - все это базировалось у наших писателей, которых в России
принято считать "выразителями совести народной", на православном
мировоззрении. Творчество каждого настоящего писателя несет в себе великую
тайну, разгадать которую простому смертному не дано. Для того, чтобы хотя
бы приблизиться к этой разгадке, необходимо попытаться встать на мировоззренческие
позиции, исповедуемые писателем.
В.А. Фаворский.
Портрет писателя Ф.М.Достоевского.
Ксилография.1931
г. Хранится в Государственной
Третьяковской галерее.
Одним из таких авторов был наш великий согражданин (избранный
в 1882 году Почетным гражданином Старой Руссы) Ф.М.Достоевский. Настольной
книгой его всегда было Евангелие, чтение которого на протяжении всей жизни
писателя было необходимым ежедневным и сокровенным занятием. Евангелие он
получил в подарок на пути в сибирскую каторгу от жены декабриста Фонвизина,
встреченной им в Тобольской пересыльной тюрьме, и все страшные годы каторги
оно было его единственной книгой.
Евангелие,
подаренное Ф.М.Достоевскому женами
декабристов П.Е.Анненковой
и Н.Д.Фонфизиной.
Фото с
сайта "Клуб любителей творчества Ф.М.Достоевского"
Мысли о судьбе русского народа, его особой
роли в мировой истории как хранителя и проповедника Православия были одним
из важнейших мотивов творчества Достоевского. Размышляя об этом, он пишет
в статье "Дневники писателя": "Русский народ весь в Православии
и идее его. Более в нем и у него ничего нет - да и не надо, потому что Православие
все. Православие есть церковь, а Церковь - увенчание здания и уже навеки.
Кто не понимает Православия - тот никогда и ничего не поймет в русском народе..."
Ежегодно в конце мая, в день святых равноапостольных Кирилла
и Мефодия, великих учителей Словенских, съезжаются в наш город со всех уголков
планеты люди, для которых творчество Достоевского стало и профессией, и судьбой,
- начинают свою работу Старорусские чтения "Достоевский и современность".
Последние годы чтения проводятся совместно с Новгородской епархией. По благословению
владыки Льва открываются чтения благодарственным молебном перед Старорусской
иконой Божией Матери.
Для многих участников Старорусских чтений, по их словам,
именно Достоевский стал той дорогой, которая привела их к Вере и к Храму,
а наш город с его глубинной многовековой святостью и помоленностью они считают
своей духовной родиной - ведь именно здесь они стали православными.