Из биографии Георгия Ивановича
Смирнова – основателя Дома-музея Ф. М.
Достоевского в Старой Руссе, создателя
музея истории курорта “Старая Русса” и
воспоминаний о нем
Георгий Иванович Смирнов
родился 29 апреля 1921 года в городе Старая
Русса, которому отдал лучшие годы своей
жизни и в котором оставил добрую память
о своей творческой деятельности. Он стал
фактическим основателем Дома-музея
великого русского писателя Ф. М.
Достоевского и исследователем его жизни,
эпохи, творчества. Одновременно Г. И.
Смирнов был и создателем музея истории
древнейшего курорта России “Старая
Русса”.
В 1939 году он успешно окончил
старорусское педучилище и был призван
на действительную службу в армию, откуда
через год его как отличника направляют в
Мелитопольское летное училище на
штурмана. Но курсанту Смирнову удалось
сделать всего один вылет – началась
война, и училище было сровнено с землей.
Затем Г. И. Смирнов был курсантом высшего
артиллерийского училища в г. Энгельсе,
которое закончил в 1943 году в качестве
командира взвода. Участвовал в Курской
битве, в форсировании Южного Буга, в боях
за Новую Одессу, где вскоре получил
ранение. После лечения был командиром
роты, которую сопровождал на фронт в
район Кенигсберга. Как воевал старший
лейтенант Смирнов, подробно написано в
мемуарах маршала Чуйкова. Только за бой
на плацдарме у Западного Буга Г. И.
Смирнов был, по некоторым сведениям,
награжден редкостным орденом – Большим
английским крестом.
В 1946 г. он уволился из рядов
Советской Армии в должности зам.
начальника штаба артполка по разведке.
Работал в Ворошиловградском
механическом техникуме преподавателем
истории народов СССР, лектором
Ворошиловградского областного
лекционного бюро. Параллельно с
основной работой принимал участие в
работе над памятником молодогвардейцам
в Краснодоне (собирал материал,
консультировал).
В 1953 году выезжает в Псковскую
область, где преподает историю и
немецкий язык в Кудровской семилетней
школе Качановского района. С 1954 по 1955 год
работает испектором школ при Кирсавском
РОНО Латвийской ССР. В Латвии он женится
и в 1955 г. в г. Резекне рождается сын
Сергей. В этом же году семья переезжает в
г. Приозерск, где Георгий Иванович
работает зав. районной библиотекой, в
обществе по распространению
политических и научных знаний,
ответственным секретарем Приозерского
районного отделения. Одновременно он
заочно заканчивает Московский
пединститут по специальности “история”.
В 1959 году Смирнов переезжает в
родную Старую Руссу. Здесь кончаются его
бесконечные скитания, и начинается
самый плодотворный период. Может быть,
его последующие благие дела и были
настоящим предназначением в этой
нелегкой жизни…
Георгий Иванович преподает
историю в школе рабочей молодежи, а в 1967
г., сохранив совместительство в ней,
работает в историко-краеведческом музее,
который он начал создавать еще в 1964 году
вместе с другими краеведами. В 1967 году
Георгий Иванович назначается
директором музея Достоевского. Теперь
Смирнов сосредоточил свою творческую
энергию на сборе материалов для музея
Федора Михайловича. Благодаря
подвижническим поискам Георгия
Ивановича, его скрупулезному изучению
архивных материалов в двух комнатах
дома Достоевского в 1969 году была открыта
временная литературная экспозиция,
посвященная творчеству Ф. М.
Достоевского. Здесь же был воссоздан
уголок кабинета писателя, что стало
началом Дома-музея, частью мемориала.
Но никогда не останавливался
Смирнов на достигнутом – он мечтал о
мемориале. В поисках вещей для
мемориальных комнат (с помощью земляков)
он обошел 82 старые ленинградские
квартиры. Вещи ему не продавали, просто
дарили – имя Федора Михайловича все
двери и сердца. Далее начиналась
необходимая реставрационная работа,
требующая немалых средств, энергии,
времени. И в результате 4 мая 1979 года
состоялось торжественное открытие
мемориального Дома-музея Ф. М.
Достоевского, в чем немалая заслуга
Георгия Ивановича. Одновременно он
ведет большую исследовательскую по
жизни и творчеству Достоевского – пишет
труд “Скотопригоньевск и Старая Русса”,
доказывая, что город, описанный в романе
“Братья Карамазовы”, – это наша Старая
Русса. Работа была сдана в ежегодник “Прометей”,
но, к сожалению, при жизни не была
опубликована: она вышла в свет в журнале
“Москва” в 1991 г., а отдельной книжечкой
была опубликована уже в 2001 г. –
благодаря усилиям энтузиастов из
Общества любителей российской
словесности и редакции интернет-альманаха
“Соборная сторона”.
Дом-музей Ф.М.Достоевского.
Рис.В.А.Федорова.
В 1971 году на курорте “Старая
Русса”, по инициативе главврача
Науменко Н. П., было решено создать музей
истории курорта “Старорусские
минеральные воды”. И Георгий Иванович, с
присущей ему энергией, берется за сбор
материалов, находит людей, сохранивших
документальную память о Старой Руссе и
ее курорте. И вновь поднимаются к этой
работе земляки, старожилы города. 19 мая
1973 года музей курорта открыт, и Г. И.
Смирнов проводит свою первую экскурсию.
В 1981 году Георгий Иванович по
состоянию здоровья уходит на пенсию и с
болью расстается со своим детищем –
музеем Ф. М. Достоевского, где он
проработал 13 лет (в основном, директором
его). Последний год своей жизни Смирнов
работает в музее истории курорта.
В 1982 году прогрессирует
болезнь почек, его друзья уговаривают
Георгия Ивановича ехать на лечение в
Ленинград, где 17 января 1983 года он
умирает в реанимационном отделении.
Ушел из жизни
необыкновенный человек. Богатейшие
знания по истории, искусству, литературе;
владение даром слова, одержимость – все
это притягивало к нему людей. Его до сих
пор помнят его ученики, те, кому
посчастливилось слышать его экскурсии,
просто общаться. У всех он оставил свой
след. Оставил он след и в своем родном
городе, где родился и куда вернулся под
конец жизни. Это пример того, что
физическая смерть – это не смерть
окончательная. Человек жив в памяти, жив
в деятельности, в том, что оставил нам и
будущему поколению.
Архивные материалы
о Г. И. Смирнове
обобщил краевед г.
Старая Русса А. С. Дроздов
Воспоминания о Георгии
Ивановиче Смирнове
Даниил Александрович Гранин .
Отрывки из повести “Обратный билет”
Георгий Иванович говорил
быстро-быстро словно опасаясь что я его
прерву и уйду, прикуривал от окурка
следующую папиросу бегал взад-вперед по
просторной, уютной от солнца комнате.
Иногда он поднимал правую руку, и голос
его взывал: “Нет, инквизитор – это
соприкосновение миров. Он в Севилье
сжигал еретиков. А Митеньку Карамазова
судили в Скотопригоньевске!”
Он наклонился ко мне, кричал,
призывая архистратига Михаила против
хулителей Федора Михайловича, тех, кто
спекулирует на его имени, на его романах,
кто уродует их в кинофильмах. Он клялся
не допустить извратителей на порог
этого дома…
Голос его гремел, отдавался в
объемах пустынного дома, клубы дыма
вырывались из его рта вместе с гневными
и восторженными возгласами. Вельзевул,
жилистый, коричнево-облупленный, он
кипел, ярился от переполнявших его
чувств. Мысль его прыгала, я не успевал
следить за ней, лишь иногда ухватывал
неожиданную логику отрывочных фраз.
За время нашей разлуки он
крепко поднаторел, оснастился не только
в литературе о Достоевском, но и в том,
что у нас знают плохо – в религиозной
литературе. Он изучил множество
апокрифов, сказаний, трудов по истории
церкви, нужных для понимания взглядов
Достоевского. Тут еще сошлось и то, что
он как никто другой знал историю Старой
Руссы, недаром он организовал в свое
время и краеведческий музей, и музей
истории старорусского курорта. Он
показывал мне экспонаты нового пока еще
бедного музея Достоевского, где самым
ценным экспонатом был этот дом, в
котором Достоевский прожил семь лет… Г.
И. рассказывал о своих захватнических
хлопотах и выкрикивал попреки в адрес
московского музея, не желающего отдать
принадлежащие старорусскому дому
экспонаты; гордился тем, что владеет
архивом внука Достоевского, Андрея
Федоровича, и еще кое-что имеет!
Я любовался его пылкостью.
Роговые очки его горячо взблескивали,
черные глаза пронизывали меня испытующе
– не грешен ли я чем перед памятью
Достоевского? Он не пощадил бы меня и
нашу старую дружбу. Недавний инсульт
нисколько не испугал его, а сделал еще
бесстрашнее.
…Он производил впечатление
нездешнего и счастливого безумца. Я
завидовал ему, его возвышенной страсти,
которая не уживалась ни с каким хобби.
Жить ему осталось немного, как он считал,
но, во всяком случае, он должен дожить до
столетия со дня смерти Достоевского.
Такой срок он поставил себе.
…Несколько лет Георгий
Иванович потратил, составляя карту
происходящего в романе “Братья
Карамазовы”, разыскивая места,
упомянутые в тексте, сличал и
устанавливал, где кто жил, какой именно
дом описан. Он располагал действие
романа в городе тех лет, расшифровывал,
выяснял по архивным источникам,
уверенный, что все должно сойтись…
…Среди самых верных
поклонников Достоевского я не встречал
более восторженного и деятельного. В
своей любви к Достоевскому он как бы
обезличивал себя, не оставляя времени
даже на публикации своих скромных работ,
никак и ничем не утверждая себя, а все
только своего Федора Михайловича, имея в
виду только интересы его памяти, его
славы, его мемориала.
Он занялся этим музеем, вроде
бы воплощая свою мечту, проверяя себя
как личность, и в этом, как и многие
страстные натуры, дошел до отказа от
себя, полностью растворяя себя в
служении своему кумиру. Как это
сочеталось в нем? Откуда он черпал свой
пылающий энтузиазм и чем поддерживал
его? В его воспаленной отзывчивости
временами появлялась
сверхчувствительность. Как будто он
воспринимал неслышные обычному уху
частоты. Я знал его давно, но только
сейчас начал ощущать, сколько в нем
непонятного…
Телеграмма Даниила Гранина
18.03.83 из Репина
Прошу передать
соболезнование родным, близким Георгия
Ивановича Смирнова. Его смерть –
большая потеря для всех, кто знал этого
замечательного человека. Вся его жизнь
– солдата, патриота – пример
бескорыстного служения культуре своего
края, любви к Достоевскому. Даниил
Гранин.
Вячеслав Георгиевич Иванов,
директор культурно-спортивного
центра курорта
(из газеты “Старорусская
правда” от 02.04.71)
…Ценные экспонаты подарили
курорту экскурсоводы-общественники И. И.
Волокитина, Л. В. Красовская, научный
сотрудник музея Ф. М. Достоевского Г. И.
Смирнов.
Георгий Иванович Смирнов –
кристальный человек. Любил жену и сына.
“Сударушка ты моя”, – называл он жену,
как Ф. М. Достоевский называл Анну
Григорьевну. Георгий Иванович не боялся
никакой власти и партийной – особенно,
не признавал никаких “рамок”. Искренне
был влюблен в Ф. М. Достоевского и жил
судьбой его героев. Долгое время Георгий
Иванович дружил с настоятелем
Георгиевской церкви и был постоянным
прихожанином ее, как и великий писатель
Ф. М. Достоевский. С 1965 года и по день
смерти общался с искусствоведом,
архимандритом этой церкви отцом
Клавдианом. Смирнов “овладел”
иудаизмом и написал статью “Иудаизм в
творчестве Достоевского. Георгия
Ивановича отличала доброта и честность,
он искренне верил, что “красота спасет
мир”. Когда он рассказывал о
Достоевском, он был как бы отрешен от
мира сего, жил тем временем, героями
Достоевского.
Р. Лынев, спецкор газеты “Советская
Россия”
в заметке “Есть в России
городок”
(из газеты “Старорусская
правда” от 01.11.72)
…Все больше поток людей и к
тому деревянному двухэтажному домику…
Сейчас здесь пока только временная
экспозиция. А должен стать дом-музей Ф. М.
Достоевского. Этим старорусцы хотят “вернуть”
писателя в свой город. …Увлеченный этой
идеей, руководитель музея, бывший
преподаватель истории Г. И. Смирнов в
своих лекциях, которые он читает
импровизациями, может бесконечно
рассказывать, как мир этого городка
повлиял на писателя и даже отразился в
конкретных подробностях романов Ф. М.
Достоевского. “Импровизации” Г. И.
Смирнова всегда разные, не похожие одна
на другую. Но никогда еще Смирнов не
упустил из них все то же: мир будет
спасен красотой.
К. Дементьев и М. Дементьева,
краеведы г. Старая Русса
в заметке “Писательский
перекресток”
(из газеты “Старорусская
правда” от 20.12.77)
…Укажем еще на обстоятельную
печатную работу Л. М. Рейнус “Достоевский
в Старой Руссе” и на исследования,
проводимые директором дома-музея Ф. М.
Достоевского Г. И. Смирновым и
подготовленные им к печати.
Василий Соколов, писатель из
Новгорода
- из газеты “Советская Россия
в заметке
“Край родной” (“Старая Русса”
от 10.06.88)
…Директор мемориального
комплекса Г. И. Смирнов не первый раз
показывал мне, где писался роман “Братья
Карамазовы”, реставрированную мебель
той эпохи, рояль, пианино, портреты
писателя и героев его произведений,
увлеченно говорил о новых своих
розысках материалов по Достоевскому.
Многолюдные экскурсии он водит оп
местам действия романа, показывает
мостик, по которому бежал Митя Карамазов,
набережную, где прогуливалась Грушенька
Меньшова… Говорит Георгий Иванович о
Достоевском всегда увлеченно, страстно.
Кажется, о прототипах романа он, не
литератор, а в недавнем прошлом учитель
истории, знает решительно все: и образ их
жизни, и, как говорится, анкетные данные,
а быт семьи писателя – так обстоятельно,
как мог бы знать человек, долго живший
под одной с Достоевским крышей…
А. Ф. Иванова, ст. научный
сотрудник
Старорусского краеведческого
музея
в заметке “Без прошлого нет
настоящего”
(из газеты “Старорусская
правда” от 19.05.80)
…В год 800-летия города (1967) Г. И.
Смирнов стал директором музея. Он
сосредоточил свою творческую энергию на
сборе материалов для создания музея Ф. М.
Достоевского. Благодаря подвижническим
поискам Г. И. Смирнова, его скрупулезному
изучению архивных материалов в двух
комнатах дома Достоевских в 1969 г. была
открыта временная литературная
экспозиция, освященная творчеству Ф. М.
Достоевского… В течение четырех лет
работал Г. И. Смирнов один, потом ему
помогали Е. Захарова, выпускница
новгородского пединститута, поклонница
писателя и А. В. Борух. Работали
фактически на энтузиазме. За 5 лет они
приняли двадцать тысяч посетителей, 34
делегации зарубежных гостей. Но никогда
не останавливался Г. И. Смирнов на
достигнутом – он мечтал о мемориале. В
поисках вещей для мемориальных комнат (с
помощью земляков) он обошел 82 старые
ленинградские квартиры. Вещи ему не
подавали, просто дарили – имя Федора
Михайловича все двери и сердца.
Глеб Викторович Алехин, член Cоюза
писателей СССР
в заметке “Старая Русса
глазами американцев”
(из газеты “Новгородская
правда” от 09.06.88)
…В Старой Руссе III Всесоюзные
чтения “Достоевский и современность”
…Наш рушанин Георгий Иванович Смирнов,
создатель Дома-музея Достоевского,
рискуя быть неверно понятым, задолго до
того, как наше правительство стало
возвращать верующим храмы, святые
реликвии и устанавливать с духовенством
плодотворные контакты, изучал именно
христианскую струю в творчестве Федора
Михайловича, а для этого
консультировался у местных священников,
имеющих духовное академическое
образование. К сожалению, Смирнов
скончался, не все успев воссоздать в
заповеднике Достоевского… Например,
энтузиаст мечтал вернуть саду Федора
Михайловича знаменитую круглую беседку.
Прошли годы, а усадьба великого писателя
не воссоздана…
Елена Николаева,
корреспондент газеты “Старая Русса”
(статья “Старорусцы гуляют”
из газеты “Новгородские
ведомости” от 05.10.93)
(01.10.93 – День города Старая
Русса и 105-летие со дня возвращения в
Старую Руссу из Тихвина Старорусской
иконы Божьей Матери, а также годовщина
возвращения Воскресенского собора
верующим)
…Одновременно шел рассказ и о
современниках, внесших большой вклад в
развитие Старой Руссы послевоенной. …На
вечере “Город десяти веков”,
подготовленном городским ДК,
председатель Горсовета Валентин
Объедков объявил о присвоении звания “Почетный
гражданин города Старая Русса” Василию
Рыбину, герою труда, посвятившему всю
свою жизнь колхозу им. Ильича, и Георгию
Смирнову, создателю музея Ф. М.
Достоевского в Старой Руссе…
Иван Николаевич Вязинин,
писатель, историк
(“Старая Русса в истории
России”, 1994 год,
глава “Здесь жил Ф. М.
Достоевский”)
…В 1961 году Ф. М. Достоевский
был восстановлен. Через 7 лет стараниями
подлинного подвижника Георгия
Ивановича Смирнова, страстного
поклонника творчества великого
реалиста, в двух комнатах первого этажа
открылась экспозиция, посвященная жизни
и творчеству Ф. М. Достоевского.
Неутомимый Г. И. Смирнов продолжал
бескорыстные, самоотверженные поиски
предметов комнатной обстановки того
времени, старался восстановить интерьер,
который был при жизни писателя…
Александр Сергеевич Дроздов,
председатель Горплана,
заместитель председателя
Старорусского Горисполкома (1967 – 1985 гг.),
председатель комитета по возрождению
Старорусского землячества,
краевед
С Г. И. Смирновым мне пришлось
тесно столкнуться в первые годы моей
работы в исполкоме, когда Георгий
Иванович приходил к бывшему тогда
председателю Горисполкома Бавыкину Н. И.
по поводу реконструкции дома Ф. М.
Достоевского и открытия в нем
экспозиция, посвященной великому
писателю. Ему нужен был пиломатериал,
кирпич, краски, другие стройматериалы.
Он показывал нам образцы обоев, которые
тщательно подбирал, чтобы они
соответствовали той эпохе и чтобы
рисунок был таким же, как и при жизни
писателя. Второй и третий раз мне
пришлось встретиться с ним в 1970 и 1973 года,
когда я отдыхал и лечился в курорте
Старая Русса” после проведенной
сложной операции. Он был моим гидом по
местам романа “Братья Карамазовы”. Он
вел меня по набережной Достоевского, где
ходили его герои, и подробно рассказывал
о событиях в “Скотопригоньевске” и о
жизни самих героев. Георгий Иванович
цитировал целые главы произведения
Федора Михайловича, он сам “жил”
судьбою братьев Карамазовых и Ф. М.
Достоевского. Так страстно он
рассказывал и декламировал, что я весь
проникся уважением к этому к этому
чудному, неутомимому, немного
чудаковатому человеку, преданно
влюбленному в то, о чем он рассказывал.
Фанатизм, привязанность, влюбленность к
Ф. М. Достоевскому и его героям так и
лились из его уст. Приходилось мне
ходить с ним по местам Ф. М. Достоевского
и с группами отдыхающих в нашей
здравнице. И всегда он был фанатиком,
преданным Достоевскому и его героям. Мне
кажется, он забывал о себе: он думал,
говорил только о том далеком времени и
делал все, чтобы оставить достойную
память о великом русском писателе и его
героях.
Василий Алексеевич Федоров,
старорусский художник
Я лично встречался и
постоянно общался с Георгием Ивановичем
Смирновым при организации музея-квартиры
Ф. М. Достоевского (при оформлении ее) и
создании музея курорта “Старая Русса”.
Он рассказал, что осенью 1973 года
знаменитым тогда художником из
Ленинграда Александром Татаренко была
выполнена роспись в стили “грифито” (методом
прописи через картон) размером более чем
2 на 3 м на стене в танцевальном зале
городского Дома культуры, где была
изображена огромная лошадь, Христос и
Мефистофель (всё на мотивы произведений
и в духе Ф. М. Достоевского).
Монументальная живопись была одобрена
художественным советом ленинградских
художников. Но где-то накануне дня
рождения Ф. М. Достоевского 11.11.83 эта
живописная роспись была уничтожена по
указанию бывшего тогда I секретаря
Горкома КПСС Баранова В. И. Татаренко
возмутился и сказал, что какой-то “баран”
забраковал его роспись. Картоны в
огромных свитках видели последний раз в
художественной мастерской музыкальной
школы (ныне школа искусств). Я видел и у Г.
И. Смирнова при получении картона из
Ленинграда, и он одобрительно отозвался
о работе художника Татаренко.
Нина Васильевна Тимофеева,
директор Старорусского
краеведческого музея,
бывшая сотрудница музея Ф. М.
Достоевского
Я 7 лет работала с Георгием
Ивановичем Смирновым. Он был предан
музею, больше находился в музее, чем дома.
Георгий Иванович славы при жизни не
заслужил, почетных званий тоже, т. к. имел
свое мнение и высказывал его открыто. В
музее Ф. М. Достоевского мебели бы не
было, если бы не Г. И. Смирнов. Фарфор
ленинградцы-земляки, просто старые
жители города на Неве отдавали почти
бесплатно. Художница копиист, снимавшая
копии картин из Санкт-Петербурга,
Нератова Нина Петровна подарила Дому-музею
Ф. М. Достоевского копии картин: “На
веранде”, “Шоколадница” Леонора, в
гостиной висит “Атисса и Галатея”
художника Гальбина (младшего), который
рисовал ее. На картине изображены двое
влюбленных – парень и девушка. Об этих
картинах написано в романе Ф. М.
Достоевского “Сон смешного человека” и
еще больше в романе-повести “Подросток”.
В части музейных экспозиций много
сделано семьею контр-адмирала Антипова.
Вера Ивановна Богданова,
директор Дома-музея Ф. М.
Достоевского,
заслуженный работник
культуры РСФСР
Георгий Иванович первый
основал музей Ф. М. Достоевского, первый
поднял его на “щит” в Старой Руссе.
Честь и слава ему как создателю музея. …Но
профессиональные недочеты есть у
каждого. Роспись “грифито” в городском
Доме культуры, сделанная художником из
Ленинграда, признана низкопробной
работой, о чем имеется протокол комиссии.
Маргарита Анатольевна
Дементьева,
старейший краевед, бывший
учитель 2-й средней школы
У В. И. Богдановой есть письмо
Владислава Михайловича Глинки, большого
авторитета по обмундированию
солдатской одежды, знатока российской
царской Армии, большого специалиста по
музейной работе, писателя и ученого, о Г.
И. Смирнове. Глинкой было написано
письмо нашему земляку – известному
писателю из Санкт-Петербурга Д. А.
Гранину, где он дает Г. И. Смирнову
нелестную характеристику как работнику,
не имеющему музейного образования (б.
учитель истории). Это письмо привез в
Старую Руссу Михаил Сергеевич Глинка (племянник
В. М. Глинки) и передал его музею Ф. М.
Достоевского.