"Богородица Старорусская" - одна из знаменитых
богородичных икон, почитаемых всей русской православной Церковью и связанных
именно с Новгородской землей. Слава древних новгородских святынь - "Знамения"
и "Тихвинской Богородицы" не затмила этот чудотворный образ, хотя
его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических
вариантов. Праздничная служба в честь Старорусской иконы свершается 4 (17)
мая в день ее появления и творения чудес в Тихвине в 1570 г. В Новгороде и
Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888
г. - 18 сентября (1 октября).
История Старорусской иконы и ее списков может служить образцом
запутанности и нахлестов различных устных и письменных свидетельств и невероятных
догадок, которые, как известно, нередко сопровождают те или иные чтимые иконы.
Выяснить истинную историю этого образа было особенно важно в XIX в., когда
жители Старой Руссы и Тихвина оспаривали право на владение этой иконой. Сведения
о ней пытались собрать тогда многие любители старины. Но наиболее последовательно
это осуществил А.А.Усинин, стремясь, по его словам, удержать лишь то, что
"не противоречит истине, хронологии и здравому смыслу". Придерживаясь
этого же принципа, попытаемся и мы по возможности связно изложить то, что
известно сейчас о Старорусской иконе, ее списках и иконографических прототипах.
Согласно народному преданию, икона была привезена в Старую
Руссу в конце X в. из греческого города Ольвиополя. Начало творения ею чудес
связывается с временем Ивана Грозного. Около 1570 г. в северных странах свирепствовало
моровое поветрие, которое опустошило и Старую Руссу, и Тихвин. По откровению,
бывшему одному благочестивому жителю Тихвина, для избавления от этой смертоносной
эпидемии, необходимо было "обменять" чтимые богородичные образы
Тихвина и Старой Руссы. Тогда старорушане и отдали свою икону Богородицы в
Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни - Тихвинской Богородицы -
послали в Старую Руссу.
По другому преданию, икона Старорусской Богородицы во время
морового поветрия в том же 1570 г. была взята из Старой Руссы и, носимая из
одного селения в другое, для избавления от губительной язвы, достигла таким
образом Тихвина, где и осталась на долгое время.
Самые ранние достоверные свидетельства о Старорусской иконе
относятся к первым десятилетиям XVII в.: в переписной и приходно-расходной
книгах тихвинского Успенского монастыря упоминается икона "Руской"
Богородицы "в одиннадцать пядей" (около 220 см), висевшая в соборе
на столбе у левого клироса. По случаю обновления собора в 1794 г. икону перенесли
в теплую церковь Рождества Богородицы. Икона все время располагалась неподалеку
от прославленной Тихвинской и почиталась как вторая святыня монастыря, в особенности
- старообрядцами.
По устному преданию, сохранявшемуся в Старой Руссе, в 1640
г. некий список Старорусской чудотворной иконы был направлен из Тихвина в
Старую Руссу. А в конце XVIII в. (около 1787 г.) в Старой Руссе вспомнили
о подлинной иконе и отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед
тихвинцами о возвращении Старорусской иконы. Получив в Тихвине отказ, Красильников
заказал точную копию Старорусской, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского
монастыря Старой Руссы 4 мая 1788 г. (по старому стилю - ред.). Спустя время
эта копия прослыла чудотворной сама по себе, неоднократно являя целительную
силу. Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму
святыню, и с 1805 г. начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся
более восьмидесяти лет. Сохранилось немало свидетельств того, как старорушане
обращались то к Новгородскому митрополиту, то в святейший Синод с неоднократными
прошениями о возвращении иконы. Тихвинцы же аргументировали свои отказы отсутствием
достоверных письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и
указывали на длительность пребывания иконы в Тихвине, а в доказательство своего
глубокого почитания иконы и благочестивого к ней отношения слали описания
невероятно богатого оклада Старорусской иконы, выполненного усердием тихвинской
купеческой четы Климовых в конце XVIII в. Демонстрируя заботу о чтимом образе,
в 1854-1855 гг. архимандриты Петр и Владимир выполняют новую роскошную сребропозлащенную
ризу. Однако старорушане, ссылаясь на то обстоятельство, что в Тихвине рядом
с первой святыней города жители не могут воздавать должное почитание "пришелице"
из Старой Руссы, настойчиво требовали возвращения иконы, которую считали своей.
Наконец, в 1888 г., благодаря вмешательству вел. Кн. Владимира Александровича,
благоволившего к Старой Руссе, по распоряжению Синода, чтимую Старорусскую
икону торжественно перенесли их Тихвина в Старую Руссу, поместив ее в соборе
Спасо-Преображенского монастыря (в Тихвине осталась выполненная около того
времени точная копия иконы).
С приходом Советской власти икону, по свидетельству местных
жителей, "разорили", сняв с нее серебро и драгоценности, и передали
в краеведческий музей. В августе 1941 г., во время оккупации, икона исчезла
и до сих пор не найдена.
В итоге этой длинной истории в Новгороде и Старой Руссе
образовалось два типа копий Старорусской иконы. В настоящее время под наименованием
"Старорусская" особо почитается один из ее условно называемых "списков"
- по устному свидетельству, копия с копии чтимой иконы, которая весьма отличается
от святыни, торжественно возвращенной в Старую Руссу в 1888 г. Икона находится
в действующей Георгиевской церкви, на левом клиросе перед иконостасом, как
некогда в соборе Тихвинского Успенского монастыря. Она имеет богатый серебряный
оклад середины XIX в. с большими вставками, предположительно, XVIII столетия.
В Новгороде же, в Никольском приделе церкви Филиппа Апостола
находится большая икона XIX в., почитаемая как Старорусская Богородица, действительно
воспроизводящая иконографию того образа, который был перенесен в 1888 г. из
Тихвина в Старую Руссу. Еще один из писков (выполненный, вероятно, около 1888
г.) существует в Успенском соборе Тихвинского Большого монастыря. Иногда Старорусской
называют также икону "Богоматерь Умиление" XIII в., приобретенную
в Старой Руссе в конце прошлого века Д.С.Большаковым (ГРМ), но эта икона не
имеет отношения к чтимому чудотворному образу, возвращенному из Тихвина в
1888 г.
Судя по свидетельствам XIX в. и литографии 1888 г., чтимая
Старорусская икона представляла увеличенный вариант Одигитрии, совмещавший
черты двух очень близких между собою иконографических типов - Тихвинской и
Грузинской Богородицы. Оригинал, как и все известные его списки, имел грандиозные
размеры (по одним сведениям, "одиннадцати пядей", по другим - 3
аршина 12 вершков в высоту и 2 аршина 15 вершков в ширину, что составляло
примерно 260 на 190 см). От знаменитой Тихвинской эту икону отличало лишь
расположение правой ступни младенца, которая в данном случае изображалась
не как стопа, развернутая к зрителю подошвой, а в профиль. От известных списков
Грузинской (XVI в., ГРМ) она отличалась только расположением складок мафория
на груди Богородицы. Оба иконографических типа были хорошо известны в новгородских
землях. Однако, существующий ныне в Георгиевской церкви Старой Руссы почитаемый
список демонстрирует иной иконографический вариант.
Этот список, выполненный, по мнению реставрировавшего его
в 1980-х гг. Ю.Новикова, в конце XVIII в., почитатется сейчас более других
списков, наследуя славу древней Старорусской иконы. Обстоятельства появления
этого списка неясны, и, к сожалению, мы не располагаем в настоящее время достаточными
сведениями, чтобы со всей определенностью ответить на вопрос, как возникли
два различных иконографических варианта Старорусской Богородицы и который
из них восходит к иконе, творившей чудеса в эпоху Ивана Грозного. Но иконография
именно списка из Георгиевской церкви отличается очевидной оригинальностью.
От привезенной в 1888 г. из Тихвина в Старую Руссу иконы
этот монументальный богородичный образ отличается прежде всего позой младенца:
согласно позднему преданию, когда художник писал эту копию, изображая божественного
младенца взирающим на Богородицу, Христос сам "отвернул свое лицо",
явив новое чудо "для укрепления веры" у прихожан. И действительно,
на иконе верхняя часть торса и лик младенца слегка развернуты влево, а ножки
перекинуты через правую руку Богородицы. В правой руке Христа, опущенной на
колено, - свиток, левая же поднесена к лицу и словно поддерживает голову.
В этом изображении акцентированы черты скорее отрока, чем младенца; облачение
более свойственно вхрослому Христу - светлый хитон и пурпурный гиматий. Руки
Богородицы образуют для него некое подобие трона. Поза Христа и его взгляд,
устремленный на зрителя, проникнуты спокойствием, а жест левой руки, поднесенной
к щеке, ассоциируется с выражением глубокой печали, сокрушения. Эти поза и
жест, а также положение правой руки, близко воспроизводят схему Спаса Недреманое
Око.
Список Старорусской иконы Матери Божией, хранящийся в храме
св.великомученика Георгия
Значение этого образа в византийском искусстве сосредоточено
вокруг тем Воскресения, Страстей Господних и царского происхождения Христа
"от семени Давидова по плоти". В Древней Руси изображения "Спаса
Недреманое Око" получают распространение в XVI в. В этих изображениях,
как правило, присутствует Богородица как заступница за род человеческий, и
ангел, приносящий к ложу Спасителя орудия страстей. Вся тема, при ее огромной
смысловой емкости, обычно соотносится со стихом 4, 120-го псалма: "Не
дремлет и не спит хранящий Израиля - Господь, хранитель Твой", и дает
образ Христа, Который "не дремлет" и через спасительную жертву Которого,
благодаря заступничеству Богородицы, становятся открытыми пути к Господу во
все времена.
Отдельные черты Спаса-Недременное Око присущи иконографии
Христа-младенца на некоторых богородичных иконах. Натболее отчетливо они проступают
в образе Богородицы Антиохийской, чрезвычайно близкой по схеме нашей иконе
и отличающейся от нее лишь благословляющим жестом правой руки младенца-Христа.
Но наиболее очевидно сходство Старорусского образа с произведением палеологовского
искусства - греческой иконой середины XIV в. из Государственного музея изобразительных
искусств им.А.С.Пушкина в Москве и еще более - с настолпной предалтарной фреской
XIII в. из церкви св.Николая в Прилепе в Сербии.
Георгиевская церковь
Интерес к различным древним иконографическим изводам богородичных
икон, насыщенным аллегориями, которые давали пишу к сложным богословским толкованиям,
характерен для эпохи Ивана Грозного. Со вкусами и эстетическими устремлениями
этого же времени соотносима и избыточная монументальность и представительность
Старорусского списка из Георгиевской церкви. Именно к этому времени следует
отнести оригинал, с которого этот список был выполнен. Таким образом, в нынешнем
Старорусском образе, хранящемся на левом клиросе Георгиевской церкви, мы имеем
своего рода единственную "репродукцию" какого-то исчезнувшего произведения
древнерусской иконописи XVI в., которое, не исключено, и было той самой перенесенной
в 1570 г. в Тихвин чудотворной Старорусской иконой.