После выхода Новгородской земли из состава
Киевской Руси (1136) в бассейне озера Ильмень бразовалась самостоятельная
феодальная республика. Ее столица "Господин Великий Новгород", находясь
на стыке торговых путей "из варяг в греки" и Волжского, стал одним
из важных пунктов внешней торговли и самобытного судостроения на Руси.
Торговые связи Новгорода распространились от Фландрии и городов торгово-политического
союза Ганзы (в который входил и Новгород) до Астрахани и Константинополя.
По этим путям уже в XIII веке ходили прочные мореходные палубные парусные
новгородские бусы, ушкуи, шитики и другие суда, которые могли взять в свои
трюмы до 6-6,5 тысячи пудов груза, то есть около 100 т (по некоторым источникам
- до 200 т грузов). Судостроители древнего Новгорода использовали довольно
совершенные для своего времени орудия труда: топоры, долота, сверла, скобеля,
тесла. Из местных руд "варили" железо, широко применяли металлические
крепления.
Длина новгородского судна около 20 м, ширина 4,5-5,5 м, осадка 2 м. На съемной
мачте поднимался один прямой парус площадью 70-80 м, орнаментированный стилизованным
крестом. В случае безветрия использовались весла. Судно вмещало 25-30 человек
экипажа и 15-20 воинов.