|
Легенды, предания, сказы Что мы знаем о Садко?.. По Ильменю разлита синева, Бездонная, как чистый небосвод, И кажется, что выйдет Волхова Из глубины И песню запоет… ………………………….. Мне песенное озеро не раз Приснится, Когда буду далеко И прозвучит его гуслярский сказ, Который пел Под рокот струн Садко. Н. Алтухов Этими строками под музыкальные звуки Н. А. Римского-Корсакова к опере “Садко” и началась встреча краеведов города 22 марта 2001 года. Садко – герой русского былинного эпоса. Изучение былин требует, прежде всего, выяснения вопроса об их происхождении, о связи их содержания с исторической действительностью. Статьи В. Г. Белинского были первым опытом научного изучения былин. Критик дал замечательный по глубине и тонкости анализ идейного и исторического содержания песен о Садко. “Это один из перлов русской народной поэзии”, – так характеризовал он былину. Есть древнейшее имя Садок, т. е. правдивый, справедливый. Оно ассоциировалось с русскими словами “сад” или “садок” (также и в значении “устройство для содержания живой рыбы”). В первой новгородской летописи сохранилось вполне достоверное известие, датируемое 1167 г.: “На ту же весну заложил Съдко Сытиницъ церковь камяну святую мученику Борису и Глебу, при князи Святославе Ростиславици, при архиепископе Илии”. В дальнейшем летопись сообщает об освящении этой церкви в 1173 году, о восстановлении после пожара в 1441 году и о разборе за ветхостью в 1682 году. Причем, эта церковь Бориса и Глеба была поставлена на месте сгоревшей тринадцатиглавой святой Софии новгородской. Это был самый большой новгородский храм после Софии, стоявшей в древнем Детинце. Борис и Глеб в XII-XIII веках считались покровителями мореплавателей. Поэтому храм честь Бориса и Глеба мог воздвигнуть или мореплаватель, или же человек, потерпевший крушение и давший зарок на краю гибели, в случае спасения, воздвигнуть храм в честь Бориса и Глеба. Никаких других известий о Садко Сытнице не сохранилось, но в некоторых вариантах былина о Садко заканчивается его обещанием сделать церковь соборную. Садко летописи и Садко былин – одно и то же лицо, – таково мнение Д. С. Лихачева. Многие другие современные исследователи придерживаются этой же точки зрения. В. Я Пропп обратил внимание на своеобразие художественного образа народного гусляра, созданного в былине: “Герой ее, Садко, не богатырь и не воин, он бедный певец-гусляр. Это не мифический певец типа Вяйнемуйнена, но и не скоморох, потешающий своих слушателей песнями не всегда высокого достоинства. Это – настоящий художник, и как тип певца он, несомненно, историчен. Мы имеем все основания предполагать, что на том же высоком уровне находилось и музыкальное искусство Новгорода и что оно высоко ценилось и было популярным. Иначе бедный певец не смог бы войти в эпос и стать главным героем его”. Уже в первых античных описаниях славян упоминаются гусли, бывшие не столько музыкальным, сколько ритуальным инструментом. В отличие от других героев былин, у садко нет ни физической силы, чтобы бороться с противником, ни богатства (первоначально), чтобы состязаться с соперниками. Он богатырь в сфере искусства. Краеведы познакомились с репродукциями с картин “Садко” в исполнении И. Е. Репина (1873 г.) и В. М. Васнецова (1919 г.), узнали о том, что декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова “Садко” выполняли Н. К. Рерих и М. А. Врубель. Послушали старорусских художников, работающих по данной теме: В. А. Федорова (палехская роспись) и А. Н. Константинова (книжная графика). На выставке были представлены различные варианты былины, изданные во второй половине во второй половине ХХ века. Среди них – и поэтическое сказание “Садко” Л. И. Кириллова (Москва, изд. “Барс”, 2000 г.). Прослушали “Садко” А. К. Толстого. А в заключении познакомились с видеозаписью 6-й и 7-й картин оперы Н. А. Римского-Корсакова “Садко” в исполнении артистов Большого театра, где в образах Садко и его дружины композитор олицетворяет любовь к Родине, любовь деятельную, побеждающую все препятствия. В образе Садко прославляется не только сила духа народа, но и сила его искусства. М. И. Емельянова, председатель клуба “Краевед” |
|